СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные свойства металлов и сплавов. Виды металлов и сплавов 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков №19-20 технологии ( раздел "Обработка металлов")

Практическая работа № 9 «Виды металлов и сплавов».

Просмотр содержимого документа
«Основные свойства металлов и сплавов. Виды металлов и сплавов 6 кл»

Конспект урока № 19-20

ТЕМА: Основные свойства металлов и сплавов. Виды металлов и сплавов.

Задачи: 1.Развивать у учеников представление об основных свойствах металлов и сплавов. 2.Познакомить с основными свойствами металлов и сплавов. 3.Научить определять виды металлов и сплавов по внешним признакам. 4.Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа № 9 «Виды металлов и сплавов».

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, образцы различных металлов и сплавов (медь, алюминий, олово, сталь, чугун), слесарные инструменты.

Оформление доски: тема урока, новые слова (прочность, твердость, упругость, пластичность, ковкость, алюминий, дюралюминий, бронза).

Дата проведения: 2 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала


3 мин

Тема сегодняшнего урока «Свойства металлов и сплавов».


В 5 классе вы познакомились с некоторыми свойствами металлов, изучили приемы обработки тонколистового металла и проволоки. Этих знаний вполне достаточно для выполнения простых изделий из металла. Но для того чтобы изготовить более сложное изделие, необходимо подробно изучить свойства металлов и особенности из обработки. Правильно выбранный металл для детали позволяет изготовить качественное изделие.

План:

  1. Металлы и сплавы.

  2. Свойства металлов и сплавов.

  3. Виды металлов и сплавов.

  4. Применение металлов и сплавов.


Запись в тетради даты и темы урока.


III этап: Изучение нового материала


40 мин

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-- Что такое сплав? Сплав – сложное вещество, состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами.


-- Какие металлы применяются в чистом виде? Железо, алюминий, медь, цинк, олово.


-- Какие сплавы чаще всего применяются при изготовлении деталей? Сталь, чугун (сплав железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием), бронза (сплав меди со свинцом, оловом), латунь (сплав меди с цинком).


2.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.

Прочитайте § 15 стр. 68-69.

Выпишите в тетрадь свойства металлов и сплавов.


3.ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДИ.

Механические свойства:

  • Прочность (Способность не разрушаться под действием нагрузки).

  • Твердость (Способность металлов и сплавов сопротивляться внедрению в него другого, более твердого тела).

  • Упругость (Свойство материала восстанавливать первоначальную форму и объем после прекращения действия внешних сил).

  • Пластичность (Способность металлов изменять свою форму под действием внешних сил, не разрушаясь).

Технологические свойства:

  • Теплопроводность (Один из видов теплообмена, при котором перенос энергии в форме теплоты от одной части тела к другой имеет атомно-молекулярный характер).

  • Электропроводность (Способность металлов проводить электрический ток. Каждый металл имеет свое сопротивление).

  • Магнитные свойства (Способность металлов создавать магнитное поле самостоятельно или под действием внешнего магнитного поля).

  • Износостойкость (Способность металла сопротивляться действию истирающих усилий).

  • Коррозионная стойкость (Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии).

  • Ковкость (Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара).

  • Жидкотекучесть (Свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму).


4.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ВНЕШНИХ ПРИЗНАКАХ, СВОЙСТВАХ И ПРИМЕНЕНИИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ.

В объеме учебника: § 15 стр. 70-71

Рассказ следует сопровождать демонстрацией изделий, в которых применятся описываемый металл или сплав.

Часто сплавы обладают лучшими свойствами, чем их составные части. Например, чистое железо имеет очень низкую прочность, а сплавы железа с углеродом – более высокую. Если углерода в сплаве меньше 2 %, то такой сплав называется сталью. Если углерода от 2% до 6,7 %, то это – чугун.

Сталь не только прочный, но и пластичный материал, хорошо поддающийся механической обработке. В зависимости от свойств стали делят на конструкционные и инструментальные.

Из конструкционной стали делают детали машин и конструкций. Инструментальные стали имеют в своем составе хром, вольфрам и другие металлы, поэтому они обладают очень высокой твердостью. Из них изготовляют режущие инструменты для обработки металлов.

Чугун – хрупкий сплав, в связи с чем его используют для производства изделий, которые впоследствии не будут подвергаться ударам. Чугун обладает очень хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают сложные и качественные отливки: станины станков, радиаторы отопления и др.

Алюминий – легкий металл серебристого цвета, самый распространенный на Земле. Он хорошо сопротивляется коррозии и его легко обрабатывать. Алюминий и его сплавы применяют в авиации, электротехнике, строительстве, быту и т.п.

Медь – металл красного цвета. Это пластичный материал, хорошо проводящий электрический ток. Он легко поддается обработке и устойчив к коррозии. Из меди делают электрические провода и другие электротехнические изделия.

Из цветных сплавов широко используются в технике латунь, бронза, дюралюминий и др.

Латунь – сплав меди с цинком, желтого цвета. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности, в электротехнике.

Бронза – сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и другими элементами, желто-красного цвета. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления водопроводных кранов и зубчатых колес, в электротехнике, для отливки художественных изделий.

Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием, цинком и другими элементами, серебристого цвета. Хорошо поддается обработке, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.




Отвечают на вопросы.





Работают самостоятельно






Дают определения.



















Слушают учителя.

IV этап: Практическая работа

30 мин

Практическая работа № 9

«Виды металлов и сплавов».

1.Вводный инструктаж:

  • Рассмотрение образцов металлов и сплавов.

  • Определение материала, из которого выполнены образцы.

  • Определение свойств образца (магнитных свойств, пластичности, твердости, упругости и др.)

  • Рассмотрение вариантов применения данного материала образца.

  • Составление таблицы и запись в неё своих наблюдений.

п/п

Название металла или сплава

Цвет образца

Свойства металла или сплава

Применение

Прочность

Твердость

Упругость

Пластичность

Теплопроводность

Электропроводность

Магнитные свойства

Износостойкость

Коррозионная стойкость


1.

Медь

Розово-красный

--

--

--

+

+

+

--

--

+


2.

Сталь

Серебристо-белый

+

+

+

+

--

+

+

+

--



2.Текущий инструктаж.

  • Контроль соблюдения учениками правил выполнения работы.

  • Корректировка выполнения работы по определению свойств металлов.

  • Контроль хода практической работы.


3.Заключительный инструктаж.

  • Проверка заполнения таблицы.

  • Наведения порядка на рабочем месте.

  • Анализ успехов и ошибок в работе.




Выполняют практическую работу.

V этап: Первичное закрепление знаний


10 мин

Контрольные вопросы:

--Что такое сплав? Сплав – сложное вещество, состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами.


-- Что характеризуют технологические свойства? Способность данного материала подвергаться различным видам обработки.


-- Назовите механические свойства металлов и сплавов? Прочность, твердость, упругость, пластичность.


-- Какие сплавы относятся к черным? Сталь и чугун.


-- Чем отличается сталь от чугуна? Сталь – сплав железа с углеродом с содержанием последнего до 2,14%. Чугун – сплав железа с углеродом с содержанием последнего более 2,14%, обычно 3-4,5%.



VI этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины и пути преодоления. В случае необходимости повторяет показ приемов выполнения отдельных действий. Объявляет ученикам оценки.


Задают вопросы по теме учителю.

VII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 15 стр. 68-71.

Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

--Какими свойствами обладают различные металлы и сплавы?


Записывают в дневник и тетрадь