СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основные темы в литературе 50-80 годов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе на тему "Основные темы в литературе 50-80 годов" предназначена для студентов 1 курса МОМК

Просмотр содержимого документа
«"Основные темы в литературе 50-80 годов"»

ГБПОУ МО «МОМК» НАРО-ФОМИНСКИЙ ФИЛИАЛ Основные темы в русской литературе 50-80-х годов  ХХ века Преподаватель Савенкова Н.Н.

ГБПОУ МО «МОМК» НАРО-ФОМИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Основные темы в русской литературе 50-80-х годов ХХ века

Преподаватель Савенкова Н.Н.

Поэт в России – больше, чем поэт.  В ней суждено поэтами рождаться  лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,  кому уюта нет, покоя нет.  Е.Евтушенко

Поэт в России – больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Е.Евтушенко

1945-1953 1955-1964 – литература «оттепели» 1965-1980-е – литература «застоя»

1945-1953

1955-1964 –

литература «оттепели»

1965-1980-е –

литература «застоя»

«Оттепель» « То было странное и обманчивое советское время, когда после нескольких десятилетий сплошного обморожения вдруг что-то начало таять, капать и осыпаться с монументов государственной доблести.  (А.Гольдштейн Прощание с Нарциссом).

«Оттепель»

« То было странное и обманчивое советское время, когда после нескольких десятилетий сплошного обморожения вдруг что-то начало таять, капать и осыпаться с монументов государственной доблести.

(А.Гольдштейн Прощание с Нарциссом).

Великая Отечественная война заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно нарушила полную самоизоляцию сталинской державы активизировало уничтоженное было христианство  Надежда на демократизацию и либерализацию

Великая Отечественная война

  • заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно
  • нарушила полную самоизоляцию сталинской державы
  • активизировало уничтоженное было христианство 

Надежда на демократизацию и либерализацию

Усиление тоталитаризма изолирование вчерашних военнопленных , депортация в восточные районы ряда обвиненных в « коллективном  предательстве» народов , арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны  «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

Усиление тоталитаризма

  • изолирование вчерашних военнопленных ,
  • депортация в восточные районы ряда обвиненных в « коллективном  предательстве» народов ,
  • арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны

«Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

«Ждановщина» М.М. Зощенко 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова. 4 сентября 1946 год.  «О безыдейности в кинематографе».  Февраль 1948 года.   «О декадентских течениях в советской  музыке ».  1949 год. Борьба с «космополитизмом». 13 января 1953 год.  «Раскрытие» «заговора врачей-убийц».

«Ждановщина»

М.М. Зощенко

14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова.

4 сентября 1946 год.  «О безыдейности в кинематографе».

Февраль 1948 года.   «О декадентских течениях в советской  музыке ».

1949 год. Борьба с «космополитизмом».

13 января 1953 год.  «Раскрытие» «заговора врачей-убийц».

«Теория бесконфликтности» «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим». «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» ( В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

«Теория бесконфликтности»

«В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим».

«Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» ( В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

Размышляющая очерковая проза «Будни послевоенной деревни» 1952 год . В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник. 1953 год . В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе. 1953 год.  Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне. Вера Панова - учитель Сергея Довлатова 1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору»

Размышляющая очерковая проза

«Будни послевоенной деревни»

1952 год . В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник.

1953 год . В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе.

1953 год. Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне.

Вера Панова - учитель Сергея Довлатова

1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору»

Романы о молодёжи

1953 год . В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича).

1954 год . И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, несогласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы.

Шолохов: В своем выступлении он сказал: «Если я смогу еще написать новую книгу, то постараюсь, чтобы она была шагом вперед от моей последней книги» — то есть от «Оттепели». По сравнению с «Бурей» и «Девятым валом» «Оттепель», бесспорно, представляет шаг назад. Теперь Эренбург обещает сделать шаг вперед. Не знаю, как эти танцевальные па называются на другом языке, а на русском это звучит: «топтание на месте». Мало же утешительного вы нам наобещали, уважаемый Илья Григорьевич!

История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования

 «ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ» – название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.

«ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ» – название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.

Ф. Абрамов В. Панова Ф. И. Панфёров В журнале « Новый мир» появились статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, И. Эринбурга, В.Пановой, которые впервые поставили вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.

Ф. Абрамов

В. Панова

Ф. И. Панфёров

В журнале « Новый мир» появились статьи

В. Овечкина, Ф. Абрамова, И. Эринбурга,

В.Пановой, которые впервые поставили

вопрос о губительности той атмосферы,

которая сложилась в стране.

«Бронзовый век» русской литературы. На больших сквозняках хлопоча,  Наши тени бросают на стену,  Наши души сжигает свеча.  Поколенье выходит на сцену!

«Бронзовый век» русской литературы.

На больших сквозняках хлопоча,

Наши тени бросают на стену,

Наши души сжигает свеча.

Поколенье выходит на сцену!

«Бронзовый век» русской литературы. подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; - возникают новые литературные объединения, поэтические школы;  - расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества; - романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;  - гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам); - возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой).

«Бронзовый век» русской литературы.

  • подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;
  • - возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;

- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой).

Кинематограф 1963 год. 1964 год 1957 год. 1956 год 1961 год. В центре человеческая судьба.

Кинематограф

1963 год.

1964 год

1957 год.

1956 год

1961 год.

В центре человеческая судьба.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

Театральная жизнь  1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив. 1962 год . Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда , владение актёрами всей палитрой искусств

Театральная жизнь

1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив.

1962 год . Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда , владение актёрами всей палитрой искусств

«Мнение народа» «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно. 1957год. Травля Б. Пастернака. 1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован . 1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений) 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства. 1970 год. Разгром «Нового мира» Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

«Мнение народа»

«Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно.

1957год. Травля Б. Пастернака.

1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован .

1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений)

1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства.

1970 год. Разгром «Нового мира»

Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

Проза 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым». 1956 год. П. Нилин «Жестокость» 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове» 2005 год. С. Говорухин 1957 год. Станислав Ростоцкий

Проза

1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым».

1956 год. П. Нилин «Жестокость»

1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове»

2005 год. С. Говорухин

1957 год. Станислав Ростоцкий

Основные черты поэтики «Деревенской» прозы: А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.  очерковость, исследовательский характер произведений; проблема жизни на селе, деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы;  сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности;  человек и природа,  недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,  интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,  идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,  экологическая проблематика.

Основные черты поэтики «Деревенской» прозы:

  • А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.
  • очерковость, исследовательский характер произведений;
  • проблема жизни на селе,
  • деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы;
  • сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности;
  • человек и природа,
  • недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,
  • интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,
  • идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,
  • экологическая проблематика.

«Деревенщики» 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». 1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти. Деревенская проза 60-70-х годов 1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями. 1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью. 1970 год. В. Распутин. « Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.

«Деревенщики»

1952 год. В. Овечкин «Районные будни».

1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти.

Деревенская проза 60-70-х годов

1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями.

1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью.

1970 год. В. Распутин. « Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.

Лейтенантская проза  В литературе заявили о себе писатели фронтового поколения (те, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм».  Лучшими представителями «лейтенантской прозы» были Г.Бакланов («Мертвые сраму не имут»1961, «Июль 41 года» 1964), В.Быков («Третья ракета»1961, «Мертвым не больно» 1966, «Атака с ходу» 1968, «Круглянский мост» 1969). Ю.Бондарев («Батальоны просят огня»1957, «Горячий снег» 1969, «Тишина» 1962). К.Воробьев («Крик» 1962; «Убиты под Москвой» 1963) Б.Васильев «А зори здесь тихие...» (1969)  .

Лейтенантская проза

В литературе заявили о себе писатели фронтового поколения (те, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм».

Лучшими представителями «лейтенантской прозы» были Г.Бакланов («Мертвые сраму не имут»1961, «Июль 41 года» 1964), В.Быков («Третья ракета»1961, «Мертвым не больно» 1966, «Атака с ходу» 1968, «Круглянский мост» 1969). Ю.Бондарев («Батальоны просят огня»1957, «Горячий снег» 1969, «Тишина» 1962). К.Воробьев («Крик» 1962; «Убиты под Москвой» 1963) Б.Васильев «А зори здесь тихие...» (1969)

.

«Окопная» правда о войне 1946 год . В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ. «Лейтенантская проза» 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др. 1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др. 1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др. 1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др. Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

«Окопная» правда о войне

1946 год . В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ.

«Лейтенантская проза»

1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др.

1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др.

1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др.

1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др.

Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

«Молодёжная проза» 1956 год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни. 1961 год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!» 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат»

«Молодёжная проза»

1956 год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского»

1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни.

1961 год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!»

1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат»

" Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, — всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла ".

Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60- х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.

Жанр рассказа В честь Казакова присуждена премия, которую присуждают за лучший рассказ Ю.П. Казаков В.М. Шукшин (1929-1974)

Жанр рассказа

В честь Казакова присуждена премия, которую присуждают за лучший рассказ

Ю.П. Казаков

В.М. Шукшин (1929-1974)

Василий Макарович Шукшин «Шукшинский герой» -чудик: певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность Жанры рассказов: рассказ-судьба («Охота жить») рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик») рассказ-исповедь («Раскас») рассказ-анекдот

Василий Макарович Шукшин

«Шукшинский герой» -чудик:

певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность

Жанры рассказов:

  • рассказ-судьба («Охота жить»)
  • рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик»)
  • рассказ-исповедь («Раскас»)
  • рассказ-анекдот
«Лагерная проза» 1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 год в Лондоне, 1988) 1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 Франция) 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962) «Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» (А.А Ахматова) Варла́м Ти́хонович Шала́мов  ( 1907- 1982 года)  Ю́рий О́сипович Домбро́вский  (1909 —  1978)

«Лагерная проза»

1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 год в Лондоне, 1988)

1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 Франция)

1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962)

«Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» (А.А Ахматова)

Варла́м Ти́хонович Шала́мов  ( 1907- 1982 года) 

Ю́рий О́сипович Домбро́вский  (1909 —  1978)

«Городская» проза - В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.  * проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;  * анализ внутреннего мира человека, его проблем;  *проблемы одиночества и неустроенности жизни;  *тема разочарования в прежних идеалах;  *герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;  *проблема нравственности человека и обстоятельств.

«Городская» проза

- В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.

* проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;

* анализ внутреннего мира человека, его проблем;

*проблемы одиночества и неустроенности жизни;

*тема разочарования в прежних идеалах;

*герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;

*проблема нравственности человека и обстоятельств.

«Городская » проза «изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях» 1969 год. Повесть «Обмен» 1976 год. «Дом на набережной»

«Городская » проза

«изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»

1969 год. Повесть «Обмен»

1976 год. «Дом на набережной»

«Бронзовый век» Тихая лирика Эстрадная лирика  Фронтовая лирика  Соколов В. Куняев С. Горбовский Г. Рубцов Н. Жигулин А. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский Ахмадулина Окуджава Наровчатов С. Слуцкий Б. Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский День Поэзии, впервые отмеченный в сентябре 1955 года, стал традиционным Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

«Бронзовый век»

Тихая лирика

Эстрадная лирика

Фронтовая лирика

Соколов В.

Куняев С.

Горбовский Г.

Рубцов Н.

Жигулин А.

Евтушенко,

Вознесенский,

Рождественский

Ахмадулина

Окуджава

Наровчатов С.

Слуцкий Б.

Друнина Ю.

Самойлов Д.

Левитанский

День Поэзии, впервые отмеченный в сентябре 1955 года, стал традиционным

Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

«Тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни)  Н.Рубцов,  Н.Яшин,  Ю.Кузнецов.

«Тихая» лирика

  • начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни)
  • Н.Рубцов,
  • Н.Яшин,
  • Ю.Кузнецов.
 Эстрадная поэзия   Е.Евтушенко,  А.Вознесенский,  Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.

Эстрадная поэзия

Е.Евтушенко,

А.Вознесенский,

Б.Ахмадулина,

Б.Окуджава,

Р.Рождественский и др.

Особенности эстрадной поэзии Яркие образы, легко воспринимающиеся на слух Рубленая фраза (возврат к поэтике футуризма) Тема поэзии, политические темы

Особенности эстрадной поэзии

  • Яркие образы, легко воспринимающиеся на слух
  • Рубленая фраза (возврат к поэтике футуризма)
  • Тема поэзии, политические темы
Авторская Песня популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.

Авторская Песня

  • популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.
Авторская песня Романтическая «песня странствий»: образ друга образ пути образ друга образ пути Сатирическая «песня протеста» (А.Галич, Ю. Ким, В. Высоцкий)

Авторская песня

Романтическая «песня странствий»:

образ друга

образ пути

  • образ друга образ пути

Сатирическая «песня протеста» (А.Галич, Ю. Ким, В. Высоцкий)

Драматургия лиризм, повышенная субъективность, свойственные литературе оттепели, Афиногенов А. «Машенька» Арбузов А. «Таня» Леонов Л. «Обыкновенный человек» Розов В. Зорин Л. Володин А. Алешин С. Радзинский Э. Рощин М. жанр мелодрамы повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия),  их житейские хлопоты (острый драматизм)

Драматургия

лиризм, повышенная субъективность, свойственные литературе оттепели,

Афиногенов А. «Машенька»

Арбузов А. «Таня»

Леонов Л. «Обыкновенный человек»

Розов В.

Зорин Л.

Володин А.

Алешин С.

Радзинский Э.

Рощин М.

жанр мелодрамы

повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия),

их житейские хлопоты (острый драматизм)

Драматургия  (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.).  Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».

Драматургия

  • (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.).
  • Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».
Розов Виктор Сергеевич  (1913-2004) 1954 год. «В добрый час!» 1957 год. «В поисках радости» 1957 год. «Вечно живые» «Розовские мальчики»  совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат. Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики.

Розов Виктор Сергеевич (1913-2004)

1954 год. «В добрый час!»

1957 год. «В поисках радости»

1957 год. «Вечно живые»

«Розовские мальчики»

совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат.

Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики.

 Александр Володин Алексей Арбузов (1908 -1986) (1919-2001) «Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра» «С любимыми не расставайтесь»  1963 год. «Таня» 1964 год. «Мой бедный Марат» Голос автора как голос поколения . Молодой герой, самоуверенный, входящий в жизнь и надеющийся обустроить её заново. В поисках счастья проходит жизнь Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании.

Александр Володин

Алексей

Арбузов

(1908 -1986)

(1919-2001)

«Пять вечеров»

1966 год. «Старшая сестра»

«С любимыми не расставайтесь»

1963 год. «Таня»

1964 год. «Мой бедный Марат»

Голос автора как голос поколения .

Молодой герой, самоуверенный, входящий в жизнь и надеющийся обустроить её заново.

В поисках счастья проходит жизнь

Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании.

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972) Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре. 1967 год. «Старший сын» 1967 год. «Утиная охота»

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре.

1967 год. «Старший сын»

1967 год. «Утиная охота»

Театр Вампилова Источники: переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение» Мелодрама 1960-х годов Театр экзистенциализма отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА? «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы) Современный городской фольклор анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства

Театр Вампилова

Источники:

переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение»

Мелодрама 1960-х годов

Театр экзистенциализма

  • отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА?
  • «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы)

Современный городской фольклор

анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства

Михаил Михайлович Рощин  (1933-2010) 1967 год. «Старый Новый год» 1970 год. «Валентин и Валентина» и др. Театр Моссовета «Серебряный век»

Михаил Михайлович Рощин (1933-2010)

1967 год. «Старый Новый год»

1970 год. «Валентин и Валентина» и др.

Театр Моссовета «Серебряный век»