| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Виды орфографических упражнений
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Кучина Ирина
Ейск,2022
Основные виды орфографических упражнений. Критерии выбора и методика проведения.
К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:
списывание;
диктант;
орфографический разбор;
свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;
корректура текста (исправление ошибок).
СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).
Виды списывания:
списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;
списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;
творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;
выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;
списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.
ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.
Классификация обучающих диктантов:
по объему диктуемых единиц:
по соотношению диктуемого и записываемого материала:
сплошные;
выборочные (Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило);
по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:
предупредительные (Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему);
комментированные (Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста);
объяснительные (После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы)
«Проверяю себя» (по ходу письма подчеркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются. После записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);
по степени самостоятельности пишущего:
репродуктивные;
творческие (по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов).
По источнику восприятия:
Слуховой (орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста)
зрительный (Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка).
по памяти;
картинный;
предметный.
Запись под диктовку текста.
Учитель читает текст 3 раза:
весь текст – для общего восприятия;
каждое предложение с паузами – для записи;
- Послушайте первое предложение.
- Повторите его.
- Диктуйте себе по слогам.
- Проверьте предложение (прочитать ещё раз).
3) весь текст – для проверки.
Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР - вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.
Виды орфографического разбора:
полный – разбору повергаются все орфограммы;
тематический, выборочный – разбору подвергаются только определенные орфограммы.
Порядок орфографического разбора
Нахождение орфограммы.
Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).
Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.
Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.
ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее.
Требования к изложению:
самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.
СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.
Работа над сочинением делится на 3 этапа:
Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.
Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.
Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.