Основной
принцип обучения
чтению и письму
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 19
Трохлиб
Оксана Владимировна.
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.
Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
При освоении звукобуквенного письма используется
современный вариант звукового
аналитико-синтетического
метода.
Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:
коммуникативном,
познавательном,
семиотическом (знаковом).
.
Коммуникативная направленность
курса позволяет:
- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
- осознать язык как средство общения;
- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
- изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления.
- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл .
- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
3. Семиотический принцип даёт возможность:
- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Период обучения грамоте включает
три этапа:
1.Добукварный период.
2. Букварный период.
3. Послебукварный период.
Ядро программы обучения грамоте
составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками).
Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой .
Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в
основном в период обучения грамоте.
Обучение чтению строится по методике
Аналитико-синтетического и
звуко-буквенного метода.
Который включает в себя :
1. Последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.
2. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.
Уже в букварный период , кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования.
Основная цель наблюдений в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма.
К ее достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различения слов по смыслу,грамматическому и звуко-буквенному составу;
- начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.
В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение
предложений, различающихся по цели
высказывания и интонации, сравнение
использования других средств, выражающих
смысл предложения: форм слов,
служебных слов, порядка слов, интонации.
Виды заданий и упражнений для учащихся в период обучения грамоте.
1 Поэтапный фонетический разбор Включает основные способы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование.
2 Звуковой анализ слов
Призван помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом.
Главная рекомендация учителя:
«скажи и послушай слово».— это прием,
помогающий маленькому школьнику обрести
свой собственный опыт.
3 Создание специальных проблемных ситуаций.
Позволяет детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения.
Букварь же представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.
На доске: Дед Данила делил дыню:
Дольку – Дине, Дольку - Диме,
1) чтение хором
2) чтение по рядам с нужной интонацией
4 Артикуляционная разминка
- Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?
- Сколько раз - твердый?
- В каких словах букв больше, чем звуков?
- Почему?
5 Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот : ецнлос ансев цясем
б) Чтение наложенных друг на друга слов :
в) Чтение согласных по таблице.
Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают
15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
г) Чтение по таблице – треугольнику .
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).
6. Ролевое чтение.
Вызывает массу чувств, эмоций.
7. «Игра в прятки» Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
8. «Мнимое слово» Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
10. «Хоровое чтение»
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
9. «Чтение за диктором».
Такой вид работы помогает слабо читающему ученику.
Заключение.
В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи , способность анализировать звуковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют различные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения. Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя.