СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ (презентация)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ (презентация)»

Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

 Термин «коррекция» означает систему психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Термин «коррекция» означает систему психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Цели психолого-педагогической коррекции:  В широком смысле коррекция - социально-психологическая взаимоадаптация ребенка и окружающей среды, создание оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей, обучения и развития и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка.  Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление (ликвидация ) недостатков, дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств.

Цели психолого-педагогической коррекции:

В широком смысле коррекция - социально-психологическая взаимоадаптация ребенка и окружающей среды, создание оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей, обучения и развития и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка.

Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление (ликвидация ) недостатков, дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств.

Цели психолого-педагогической коррекции:  В узком смысле коррекция - основной метод воздействия специалиста соответствующего профиля для оптимизации развития психических процессов и функций, гармонизации развития личностных свойств, оптимизации процессов обучения и воспитания.

Цели психолого-педагогической коррекции:

В узком смысле коррекция - основной метод воздействия специалиста соответствующего профиля для оптимизации развития психических процессов и функций, гармонизации развития личностных свойств, оптимизации процессов обучения и воспитания.

Принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.   1. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности . 2. Иерархический принцип психологической коррекции (коррекция «сверху вниз» и «снизу вверх»). - «сверху вниз»: создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена; «снизу вверх»: упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка способностей и навыков. 3. Принцип учета системности развития в  коррекционной практике. 4. Принцип замещающего онтогенеза (развития).

Принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

1. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности .

2. Иерархический принцип психологической коррекции (коррекция «сверху вниз» и «снизу вверх»).

- «сверху вниз»: создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена;

  • «снизу вверх»: упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка способностей и навыков.

3. Принцип учета системности развития в коррекционной практике.

4. Принцип замещающего онтогенеза (развития).

Принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. 5. Принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности. 6. Каузальный принцип, или принцип системности развития психической деятельности. 7. Принцип комплексности. 8. Принцип «не навреди».

Принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

5. Принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности.

6. Каузальный принцип, или принцип системности развития психической деятельности.

7. Принцип комплексности.

8. Принцип «не навреди».

Коррекционные психолого-педагогические программы разделяются на:   программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем); программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции); симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.

Коррекционные психолого-педагогические программы разделяются на:

  • программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);
  • программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
  • симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
При выборе конкретной коррекционной программы для ребенка и обоснования уровня ее сложности необходимо учитывать:   общие законы и закономерности нормативного развития; определяющую роль формирования базовых составляющих психического развития как операционально-технологических элементов становления регуляторной, когнитивной и аффективно-  эмоциональной сфер, личности в целом; актуальный уровень развития ребенка; последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития; ведущий тип мотивации деятельности; поэтапность в формировании новых видов деятельности

При выборе конкретной коррекционной программы для ребенка и обоснования уровня ее сложности необходимо учитывать:

  • общие законы и закономерности нормативного развития;
  • определяющую роль формирования базовых составляющих психического развития как операционально-технологических элементов становления регуляторной, когнитивной и аффективно- эмоциональной сфер, личности в целом;
  • актуальный уровень развития ребенка;
  • последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;
  • ведущий тип мотивации деятельности;
  • поэтапность в формировании новых видов деятельности
Параметры психолого-педагогической коррекционной работы, относящиеся к ее организационной стороне: форма проведения коррекционной работы; продолжительность и режим занятий; подбор и комплектация групп.

Параметры психолого-педагогической коррекционной работы, относящиеся к ее организационной стороне:

  • форма проведения коррекционной работы;
  • продолжительность и режим занятий;
  • подбор и комплектация групп.
Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы: Ребенок должен жить в семье . Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов . Залог успешной помощи ребенку — понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства . Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает .

Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы:

  • Ребенок должен жить в семье .
  • Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов .
  • Залог успешной помощи ребенку — понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства .
  • Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает .
Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы: 5. комплексный, системный подход к диагностической и коррекционной работе .  Комплексный подход характеризуется следующими факторами: междисциплинарный (дефектологи, психологи, врачи, педагоги и т.п.) характер диагностических и коррекционных программ; сочетание различных форм и видов коррекции, их взаимодействие и преемственность; интегрирование при комплектации коррекционных групп (сочетание в них детей с различной патологией и тяжестью состояния с учетом психофизиологического возраста детей); системный анализ результатов диагностической, коррекционной и профилактической работы для разработки и уточнения индивидуализированных программ.

Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы:

5. комплексный, системный подход к диагностической и коррекционной работе .

Комплексный подход характеризуется следующими факторами:

  • междисциплинарный (дефектологи, психологи, врачи, педагоги и т.п.) характер диагностических и коррекционных программ;
  • сочетание различных форм и видов коррекции, их взаимодействие и преемственность;
  • интегрирование при комплектации коррекционных групп (сочетание в них детей с различной патологией и тяжестью состояния с учетом психофизиологического возраста детей);
  • системный анализ результатов диагностической, коррекционной и профилактической работы для разработки и уточнения индивидуализированных программ.
Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы: 6. Максимальное использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном обществе. 7. Смещение акцента при работе с детьми, имеющими нарушения развития, с медицинского на психолого-педагогический характер помощи. 8. Интеграция — базовый принцип организации образовательного пространства. 9. Опора на научно обоснованную базу в работе. 10. Открытый характер деятельности

Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы:

6. Максимальное использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном обществе.

7. Смещение акцента при работе с детьми, имеющими нарушения развития, с медицинского на психолого-педагогический характер помощи.

8. Интеграция — базовый принцип организации образовательного пространства.

9. Опора на научно обоснованную базу в работе.

10. Открытый характер деятельности

Принципы построения коррекционной, развивающей работы с детьми  с учетом нейропсихологических особенностей   коррекция   —   это не обучение , а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения; базовые системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка; соответствие уровня развития психических функций возрасту ребенка ; Постепенное введение новых видов деятельности .

Принципы построения коррекционной, развивающей работы с детьми с учетом нейропсихологических особенностей

  • коррекция     это не обучение , а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения;
  • базовые системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка;
  • соответствие уровня развития психических функций возрасту ребенка ;
  • Постепенное введение новых видов деятельности .
Коррекция нарушений функций первого функционального блока мозга    Необходима стимуляция активности через сенсорную (зрительную, слуховую, тактильную), эмоциональную и двигательную сферы. Ребенку предлагаются различные игры, включающие ритмичные движения с обязательным эмоциональным подкреплением.

Коррекция нарушений функций первого функционального блока мозга

Необходима стимуляция активности через сенсорную (зрительную, слуховую, тактильную), эмоциональную и двигательную сферы. Ребенку предлагаются различные игры, включающие ритмичные движения с обязательным эмоциональным подкреплением.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга    Развитие восприятия 1. Развитие зрительного восприятия Опознавание реальных предметов.  Опознавание реалистических изображений. Опознавание зашумленных изображений . Конструирование изображений . 2. Развитие слухового восприятия Различение неречевых звуков . Различение контрастных речевых звуков. Понимание речи.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга

Развитие восприятия

1. Развитие зрительного восприятия

  • Опознавание реальных предметов.
  • Опознавание реалистических изображений.
  • Опознавание зашумленных изображений .
  • Конструирование изображений .

2. Развитие слухового восприятия

  • Различение неречевых звуков .
  • Различение контрастных речевых звуков.
  • Понимание речи.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга  Развитие восприятия 3. Развитие тактильного восприятия 4. Развитие пространственных представлений - Освоение телесного пространства . - О своение внешнего пространства . - Двигательные схемы и диктанты . - Конструирование и копирование . - Усвоение стратегии движения по пространству листа.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга

Развитие восприятия

3. Развитие тактильного восприятия

4. Развитие пространственных представлений

- Освоение телесного пространства .

- О своение внешнего пространства .

- Двигательные схемы и диктанты .

- Конструирование и копирование .

- Усвоение стратегии движения по пространству листа.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга Развитие памяти Опора на другую модальность Увеличение объема . Запоминание без внешней опоры. Развитие внимания Привлечение внимания. Удержание внимания . Распределение внимания . Переключение внимания .

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга

Развитие памяти

Опора на другую модальность

Увеличение объема .

Запоминание без внешней опоры.

Развитие внимания

Привлечение внимания.

Удержание внимания .

Распределение внимания .

Переключение внимания .

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга Развитие мышления Наглядно-действенное мышление . 1) понимание функционального назначения предметов. 2) формирование представления о сходстве и различии. 3) формирование представления о размере. 4) понимание причинно следственной связи.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга

Развитие мышления

Наглядно-действенное мышление .

  • 1) понимание функционального назначения предметов.
  • 2) формирование представления о сходстве и различии.
  • 3) формирование представления о размере.
  • 4) понимание причинно следственной связи.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга Развитие мышления Наглядно-образное мышление . установление связи «картинка — предмет — слово». установление связи между картинкой и событием. понимание смысла сюжетных картинок. понимание серий сюжетных картинок.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга

Развитие мышления

Наглядно-образное мышление .

  • установление связи «картинка — предмет — слово».
  • установление связи между картинкой и событием.
  • понимание смысла сюжетных картинок.
  • понимание серий сюжетных картинок.
Коррекция нарушений функций третьего функционального блока мозга   Непроизвольная концентрация и удержание внимания.  Введение простой программы, контролируемой педагогом.  Составление программы действий совместно с ребенком.  Усложнение программы.  Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом.

Коррекция нарушений функций третьего функционального блока мозга

Непроизвольная концентрация и удержание внимания.

Введение простой программы, контролируемой педагогом.

Составление программы действий совместно с ребенком.

Усложнение программы.

Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом.

Формирование межполушарного взаимодействия   Развитие общей двигательной координации. Формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами. Развитие реципрокной координации рук и ног. Формирование межфункциональных связей Осмысление собственных переживаний

Формирование межполушарного взаимодействия

  • Развитие общей двигательной координации.
  • Формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами.
  • Развитие реципрокной координации рук и ног.
  • Формирование межфункциональных связей
  • Осмысление собственных переживаний