Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено» «Согласовано» | «Принято» | «Утверждено» | | Руководитель МО | ЗД по УВР | Педагогический совет | Директор | Яремчук О. П. | Игнатович С.А. | | Т.Н.Волошинская | Протокол № | | Протокол № | Приказ № | от « »___ 2017 | от « »__ 2017 | от « »___ 2017 | от « »____ 2017 | | | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Рабочий модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Уровень базовый
Количество часов в неделю 1час
Количество часов по программе - 34 часа, по ТП – 34 часа
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений.
Основы религиозных культур и светской Этики. Рабочий модуль «Основы православной культуры». Программа. 4 класс. А.В.Кураев - Москва: Просвещение. 2014 г.
Составители: МО учителей начальних классов ГБОУ СОШ № 37
Севастополь
2017
Вступление
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.) и основной образовательной программы НОО (ООО) ГБОУ СОШ № 37.
Специфика начального курса Основы мировых религиозных культур и светской этики в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Содержание учебного предмета коррелируется с программами Окружающего мира, Литературного чтения, Изобразительного искусства, Музыки в начальной школе.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по програмне курса ОРКСЭ. Предметная линия учебника А.В.Кураева «Основы православной культуры» 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2014, который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
Сроки реализации Рабочей программы: 2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Рабочий модуль «Основы православной культуры»
для 4 классов
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:
- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:
- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развить этические чувства как регулятор морального поведения;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Содержание учебного предмета «Основы светской этики» рабочий модуль «Основы православной культуры» ( до34 ч)
1 | Россия - наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Человек и Бог в православии | 1 |
4 | Православная молитва | 1 |
5-6 | Библтя и Евангелие | 2 |
7-8 | Проповедь Христа | 2 |
9 | Христос и егокрест | 1 |
10 | Пасха | 1 |
11 | Православноеучение о Человеке | 1 |
12 | Совесть и раскаяние | 1 |
13 | Заповеди | 1 |
14 | Милосердие и сострадание | 1 |
15 | Золотое правило этики | 1 |
16-17 | Храм | 2 |
18 | Икона | 1 |
19 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | 1 |
20 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
21 | Подвиг | 1 |
22 | Заповеди блаженств | 1 |
23 | Зачем творить добро? | 1 |
24-25 | Чудо в жизни христианина | 2 |
26 | Православие о Божием суде | 1 |
27 | Таинство Причастия | 1 |
28 | Монастырь | 1 |
29 | Отношение христианина к природе | 1 |
30 | Христианская семья | 1 |
31 | Защита Отечества | 1 |
32 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 |
34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во ча-сов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы (указать виды: диктант, списывание, изложение и т. д.) | Форма контроля ( - стартовая диагностика - текущее оценивание - итоговое оценивание) | Лабораторно-практические, развитие речи, творческие работы, экскурсии (указать виды) |
1 | Раздел1 Что такое православная культура? | 2 | 2 | | Стартоваядиагностика | Коллективная работа (презента-ция) |
2 | Раздел 2. Человек и Бог в православии: молитва, храм, икона, Библия. | 15 | 15 | | Текущее оценивание | Творчес-кие работы |
3 | Раздел 3.Как христианство пришло на Русь? | 15 | 15 | | Текущее оценивание | Творчес кие работы |
4 | Раздел 4 Проектная деятельность. Любовь и уважение к Отечеству. | 2 | 2 | | Итоговое оценивание | Работа над проектом |
5 | Всего за год | 34 | 34 | | Стартовое -1 Итоговое -1 Текущие -32 | |
| | | | | | |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование для 4 классов учителя Яремчук О.П.
№ п/п | Дата | Тема, содержание рока | Кол-во ча сов | Планируемые результаты | Примечание |
П | Ф | УУД | Предметные |
Личностные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | |
1 | | | Россия - наша Родина. | 1 | формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | осознавать этапы организации учебной работы | узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре. | |
2 | | | Культура и религия | 1 | развитие культуры и религии как регуляторов морального поведения; | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления | понимать значение этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | |
3 | | | Человек и Бог в православии | 1 | знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры. | овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. | понимать значение морали и культуры в жизни людей и | |
4 | | | Православная молитва | 1 | изучение основ духовной традиции православия | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности | |
5-6 | | | Библия и Евангелие | 2 | определения основных понятий православной культуры воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | формулировать соб-ственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
7-8 | | | Проповедь Христа | 2 | определения основных понятий православной культуры. | обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. | строить сообщения в устной и письменной форме. | |
9 | | | Христос и Его крест | 1 | развитие самостоятельности и личной ответствен ности за свои поступки на на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | | проявлять творчес- кую инициативу, самостоятельность в групповой работе | |
10 | | | Пасха | 1 | устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей | обобщать сведения, делать вы- воды, проводить сравнения на текстовом материале. | строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. | |
11 | | | Православное учение о человеке | 1 | воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, | уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | |
12 | | | Совесть и раскаяние | 1 | устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | формулировать собственное мнение и позицию | |
13 | | | Заповеди | 1 | формирование моральной самооцен- ки, ориентации на моральные нормы и их выполнение | готовность слушать собеседни- ка, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | понимать и прини- мать значение мо- рально ответствен- ного поведения в жизни человека и общества. | |
14 | | | Милосердие и сострадание | 1 | формирование моральной самооцен- ки, ориентации на моральные нормы и их выполнение. | | оценивать характер взаимоотношений лю- дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру- гих людей и сопере- живания им. | |
15-16 | | | Золотое правило этики | 2 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности. | | |
17 | | | Храм | 1 | формирование моральной самооцен- ки, ориентации на моральные нормы и их выполнение | определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель- ности на основе осоз- наваемых целей, намечать новые цели. | |
18 | | | Икона | 1 | сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | |
19 | | | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | 1 | воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | обобщать сведения, делать вы- воды, проводить сравнения на текстовом материале. | грамотно формулировать вопросы. самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | |
20 | | | Как христианство пришло на Русь | 1 | воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | формулировать соб-ственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
21 | | | Подвиг | 1 | ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедли- вость», «понимать позицию другого. | овладевать логическими действииями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. | оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. | |
22 | | | Заповеди блаженств | 1 | знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | |
23 | | | Зачем творить добро? | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | адекватно восприни- мать предложения и оценку учителя, товарищей | |
24-25 | | | Чудо в жизни христианина | 2 | ценить и принимать базовые ценности человеческой жизни | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | понимать и прини- мать значение мо- рально ответствен- ного поведения в жизни человека и общества. | |
26 | | | Православие о Божием суде | 1 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. | понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности | |
27 | | | Таинство Причастия | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах | |
28 | | | Монастырь | 1 | Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. | |
29 | | | Отношение христианина к природе | 1 | Сравнивать примеры явлений православной традиции и светской культуры | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | развивать этические чувства, доброжела-тельность и отзывчивость, пони-мать чувства других людей и сопереживать им | |
30 | | | Христианская семья | 1 | Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям | осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. | | |
31 | | | Защита Отечества | 1 | Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям, к отечеству | определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи, проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, | |
32 | | | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно восприни- мать предложения и оценку учителя, товарищей. | |
33 | | | Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно восприни- мать предложения и оценку учителя, товарищей. | |
34 | | | Презентация творческих проектов | 1 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно восприни- мать предложения и оценку учителя, товарищей. | |
Приложение 2
Система оценки достижений учащихся.
В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.
Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие».
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества».
«Православный храм как произведение архитектуры».
«Экскурсия в православный храм».
«Православные святыни».
«Шедевры православной культуры».
«Православные праздники».
«Крещение Руси как начало великой русской культуры».
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям».
«Мое отношение к России».
«С чего начинается Родина».
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».
«Мой дедушка – защитник Родины».
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий».
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других).
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Приложение 3
Лист фиксирования изменений и дополнений
в рабочей программе
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |