Министерство образования г. Оренбурга
«Основы религиозных культур и светской этики»
.
Итоги совещания у Президента РФ
По итогам встречи с лидерами религиозных
организаций, состоявшейся 21 июля 2009 г
Президент РФ дал поручение Правительству РФ
от 2 августа 2009 г. № Пр-2009.
29 октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ № 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» , разработанный Минобрнауки России и согласованный в установленном порядке с заинтересованными министерствами и субъектами РФ.
Распоряжение Правительства РФ от 29. X .09 № 1578-р
Утвердить прилагаемые:
1. план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах
комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
"Основы религиозных культур
и светской этики", включающего
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур
основы светской этики;
2. перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса.
Основные характеристики курса
1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает
6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур , основы светской этики.
2. Первоначально курс был рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса 2 уч./ч . в неделю. Но по просьбам родителей изучение курса перенесли полностью на 4 класс.
3. Курс объединяют единые цели и задачи , что позволяет разработать единую методическую основу курса . Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми школьными предметами.
Основа для разработки учебных пособий
- Концепции предметной области «Духовно-нравственная культура России»
- Указания Президента РФ Д.А.Медведева, сформулированных им в выступлении по поводу введения курса по основам религиозных культур и светской этики в средней школе от 21 июня 2009 г.
Структура учебных пособий
Все пособия состоят из двух частей:
- первая часть- 8 тематических разворотов,
- вторая часть - 9 тематических разворотов
Структура учебных пособий
Структура учебных пособий
Все учебные пособия по всем шести модулям курса
имеют примерно одинаковую структуру ,
отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным воспитанием.
Первая часть, первый раздел
«Моя Родина - Российская Федерация»
открывается единым вступительным текстом, который объясняет значение курса и утверждает необходимость социального сплочения всех граждан страны независимо от их религиозных или философских убеждений на основе взаимного уважения и диалога.
Второй, третий, четвертый разделы
- Второй - рассказывает о том, какое место в культуре занимает религия (или мораль – модуль 6)
- Третий - о возникновении религий (морали)
- Четвертый – посвящен священным книгам (нравственным поучениям в фольклоре народов России)
Пятый, шестой, седьмой, восьмой разделы
- пятый - гуманистическому золотому правилу нравственности, существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах (в шестом модуле раскрывается светское содержание этого правила)
- шестой и седьмой разделы первой части рассказывают о важнейших категориях религиозных и светских этических теорий - о добре и зле, а также о некоторых добродетелях,
- восьмой - посвящен семейным ценностям.
Вторая часть
Открывается разделом, повествующим о религиозных вероучениях и связанных с ними нравственных заповедях (в модуле 6 рассказывается о моральных нормах и обязательствах).
Вторая часть
- второй раздел - о религиозных обрядах в соответствующих религиозных культурах,
- третий – о праздниках их месте в соответствующих религиозных культурах,
- четвертый -антропологическая проблематика
Вторая часть
- пятый - долг, добродетель, свобода и ответственность,
- шестой – учение и труд,
- седьмой и восьмой – посвящены религиозному искусству и священным сооружениям (светская этика –памятники прошлого, сохранение культурного наследия)
- девятый- отношение к природе в религиозных культурах и светской экологической этике
Издательство "Просвещение"
Учебники
"Основы религиозной культуры
и светской этики"
- Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы; учебное пособие для общеобразовательных учреждений
- Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы; учебное пособие для общеобразовательных учреждений
- Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы; учебное пособие для общеобразовательных учреждений
- Также издано Электроное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4–5 классы» (CD)
- Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
- Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
- Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
4 класс - 17 часов
Модуль 1. Основы мировых религиозных культур
Урок 1. «Россия-наша Родина»
Урок 2-3. "Культура и религия«
Урок 4. « Возникновение религий»
Урок 5. «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Урок 6-7. "Священные книги религий мира"
Урок 8. Хранители преданий в религиях мира»
Урок 9-10. «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»"
Урок 11. «Человек в религиозных традициях"
Урок 12-13 «Священные сооружения"
Урок 14-15. «Искусство в религиозной культуре»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся"
Модуль 2. Основы светской этики
Урок 1. "Россия - наша Родина"
Урок 2. "Что такое светская этика"
Урок 3. «Культура и мораль"
Урок 4. «Особенности морали»
Урок 5-6. "Добро и зло"
Урок 7-8. "Добродетель и порок"
Урок 9. "Свобода и моральный выбор человека "
Урок 10. «Свобода и ответственность»
Урок 11. «Моральный долг»
Урок 12. «Справедливость»
Урок 13. «Альтруизм и эгоизм»
Урок 14. «Дружба»
Урок 15. «Что значит быть моральным»
Урок 16-17. «Подводим итоги»
О значении и содержании курса светской этики
в интервью РИА «Новости»
рассказал
заведующий лабораторией нравственного образования
Института содержания и методов обучения
Российской академии образования
Эраст Козлов
А что такое светская этика ? И какие вы предлагаете приемы ее преподавания в школе?
- Синонимы понятия светская этика – нравственность, мораль, понимаемые как система норм и правил, выработанных обществом и им охраняемых. Детей следует учить этим правилам. Главное из них – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. В наших учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы
Модуль 3. Основы православной культуры
Урок 1. «Россия-наша Родина»
Урок 2. «Культура и религия»
Урок 3. «Человек и Бог в православии»
Урок 4. «Православная молитва»
Урок 5. «Библия и Евангелие»
Урок 6. «Проповедь Христа»
Урок 7. «Христос и Его крест»
Урок 8. «Пасха»
Урок 9. «Православное учение о человеке»
Урок 10. «Совесть и раскаяние»
Урок 11. «Заповеди»
Урок 12. «Милосердие и сострадание»
Урок 13. «Золотое правило этики»
Урок 14. «Храм»
Урок 15. «Икона»
Урок 16. «Творческие работы учащихся»
Урок 17. «Подведение итогов»
Модуль 4. Основы исламской культуры
Урок 1. «Россия-наша Родина»
Урок 2. «Колыбель ислама»
Урок 3. "Пророк Мухаммад - основатель ислама"
Урок 4. «Начало пророчества»
Урок 5. «Чудесное путешествие пророка»
Урок 6. «Хиджра»
Урок 7. «Коран и Сунна»
Урок 8. «Вера в Аллаха»
Урок 9. «Божественные Писания. Посланники бога»
Урок 10. «Вера в Судный день и судьбу»
Урок 11. «Обязанности мусульман»
Урок 12. «Поклонение Аллаху»
Урок 13. «Пост в месяц Рамадан»
Урок 14. «Пожертвование во имя Всевышнего»
Урок 15. «Паломничество в Мекку»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Модуль 6. Основы иудейской культуры
Урок 1. «Россия - наша Родина»
Урок 2. «Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия»
Урок 3. «Тора-главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля»
Урок 4. «Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма»»
Урок 6. «Евреи в Египте: от Йосефа до Моше»
Урок 7. «Исход из Египта»
Урок 8. «Дарование Торы на горе Синай»
Урок 9-10. «Пророки и праведники в иудейской культуре»
Урок 11. «Храм в жизни иудеев»
Урок 12. «Назначение синагоги и ее устройство»
Урок 13. «Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал»
Урок 14. «Молитвы и благословения в иудаизме»
Урок 15. «Добро и зло»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Модуль 5. Основы буддийской культуры
Урок 1. «Россия-наша Родина»
Урок 2. «Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию»
Урок 3-4. «Будда и его учение»
Урок 5-6. «Буддийский священный канон
«Трипитака»»
Урок 7-8. «Буддийская картина мира»
Урок 9. «Добро и зло»
Урок 10. «Принцип ненасилия»
Урок 11. «Любовь к человеку и ценность жизни»
Урок 12. «Сострадание и милосердие»
Урок 13. «Отношение к природе»
Урок 14. «Буддийские учителя»
Урок 15. «Семья в буддийской культуре и ее ценности»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»