СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы религиозных культур и светской этики модуль ОПК - "Заповеди"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.

Просмотр содержимого документа
«Основы религиозных культур и светской этики модуль ОПК - "Заповеди"»

Заповеди.



Цели и задачи урока:

Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.

Развивающая: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Ключевые понятия урока Заповеди, различение добра и зла, скрижали.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Постановка проблемы.

        Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому,  называется – природа. Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила, по которым она живёт.

-Назовите, какие законы природы вы знаете?

( Например, смена времён года. В нашей местности зиму сменяет весна, весну лето и т.п., в жарких странах сезон засухи сменяет сезон дождей. Вы знаете, также, что существует круговорот воды в природе, что земля вращается вокруг солнца, и мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит. И еще множество разных законов)

- А что будет, если эти законы нарушатся?

( Ученики высказывают предположения, фантазии о том,  какие могут быть последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )

      Человек – это часть природы. И у людей тоже есть свои законы, свои правила жизни.

      -  Какие законы  и правила жизни человека вы знаете?  

(Правила для учащихся.   Законы страны.)

-Кто составляет эти законы?

(Государство, правительство, совет школы. Одним словом, люди)

-А знает ли кто-нибудь из вас законы, правила, о которых говорится в Библии, законы, которые были даны людям Богом?

-Как называются эти правила?

(заповеди)

  1. Изучение нового. Тема нашего урока «Заповеди».

-Попробуем сформулировать цели, которые мы поставим перед собой на уроке.

- познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди;

-выяснить значение заповедей;

-подумать: нужны ли заповеди современному человеку?

-подумать: для чего нужны заповеди?

  1. Работа над темой урока.

-А кто  из вас знает, как люди получили от Бога заповеди?

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его…

-Зачем заповеди людям?

(Заповеди помогают людям различать добро и зло)

-Прочитаем  Заповеди на первой Скрижали (каменной доске)

На первой Скрижали были написаны Заповеди, которые учат, как люди  должны вести себя по отношению к Богу.

-Прочитаем Заповеди на второй Скрижали. Чему они учат?

(как люди должны относиться друг к другу)

(Группы по очереди читают свои притчи, анализируют и определяют к какой заповеди относится данная притча, и открывают на доске Скрижали, на которых написана заповедь, тем самым определяют правильность своего ответа)

Работа в группах

1 группа.

Корзину-то возьми. (притча)

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

« Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген


Родители дали каждому из вас жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы уважения (почитания)?

Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием.

5-я заповедь: 

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.


2 группа.

Есть притча о жизни.

В Царьграде властвовал некий страшный, кровожадный визирь, у которого любимым занятием было каждый день наблюдать, как палач сечет головы перед его дворцом. А на улицах Царьграда жил один юродивый, праведник и пророк, которого все люди считали Божьим угодником. Однажды утром, когда палач на глазах визиря казнил очередного несчастного, юродивый встал под его окнами и стал размахивать железным молотом направо и налево.

— Что это ты делаешь? — спросил визирь.

— То же, что и ты, — ответил юродивый.

— Как это? — снова спросил визирь.

— А так, — ответил юродивый. — Я пытаюсь убить ветер этим молотом. А ты пытаешься убить жизнь ножом. Мой труд напрасен, как и твой. Ты, визирь, не сможешь убить жизнь, так же как и я не смогу убить ветер.

Визирь молча удалился в темные покои своего дворца и никого к себе не пускал. Три дня он не ел, не пил и никого не видел. А на четвертый день созвал он своих друзей и сказал:

— Воистину Божий человек прав. Я поступал глупо. Жизнь нельзя уничтожить, как и ветер невозможно убить.

- О чем эта притча?

- О каком важном законе нравственности напоминает притча?( Нельзя отнимать жизнь у других людей)

- Чему учит притча?

6-я заповедь: 

«Не убивай» (Исход 20:13).

Нельзя отнимать жизнь у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

Не ты дал жизнь, значит, не тебе её отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью.

3 группа

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях.

Не переступай через любовь, не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

4 группа

Тайное-явное. (притча)

Обворовал сосед соседа. Набил две полные сумки кур и уток. И пошёл к себе домой. Идёт довольный, приговаривает:

- Чисто сработано – комар носа не подточит!

Услыхал это комар и возмутился:

- А я-то при чём?

Сел он на шею вора, да так больно укусил его, что тот выпустил из рук сумку. От удара о землю они раскрылись, и из них выскочили перепуганные утки и куры.

Вся деревня тут же узнала о случившемся.

- О чем эта притча?

- О каком важном законе нравственности напоминает притча?(

8-я заповедь:  «Не кради» (Исход 20:15).

Тот, кто крадёт, готов причинить страдания другому человеку. О его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до цели. Убийца, и вор бесчеловечны.

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

5 группа

Есть притча о клеветнике.

В одном селе жили два соседа, Лука и Илья. Лука терпеть не мог Илью, потому что Илья был человек правильный, работящий, а Лука — пьяница и лентяй. В приступе ненависти Лука обратился в суд и донес, что Илья говорил бранные слова в адрес царя. Илья защищался, как мог, и под конец, обернувшись к Луке, сказал: «Даст Бог, Господь Сам откроет твою ложь против меня». Однако суд отправил Илью в темницу, а Лука вернулся домой.

Подходя к своему дому, он услышал плач в доме. От ужасного предчувствия кровь застыла в жилах, ибо вспомнил Лука проклятие Ильи. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в костер, сжег себе все лицо и глаза. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. На заре следующего дня он отправился в суд и признался, что оговорил Илью. Судья тут же отпустил Илью, а Луку наказал за лжесвидетельство. Так Лука за один грех понес два наказания: и от Бога, и от людей.

О чем эта притча?

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

9-я заповедь: 

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Кажется, что ложь может помочь преодолеть неприятности, избежать наказания. Но это не так. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул ко лжи.

Одна лож порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает: «На лжи далеко не уедешь», «Сколько верёвочке не виться, а кончик найдётся».

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

6 группа

Хочу быть буйволом! (притча)

Некоторые изводят себя: «Почему он такой, а я такой?»

Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.

- Другие прохлаждаются в норах, почему же я мокну в трясине? – размышляла она. – Почему другие звери выглядят лучше меня?

Однажды мимо болота проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.

- Какой он огромный! – подумала она и воскликнула: - Хочу быть такой же!

Другие лягушки стали отговаривать её:

- Будь такой, какой сотворил тебя Бог!

- Ни за что! Хочу стать буйволом! – заупрямилась лягушка и стала дуться.

Дулась-дулась, дулась-дулась – и …лопнула.

Анализ притчи

О чем эта притча?

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Зависть мешает радости. Зависть не знает границ. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)

Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Рефлексия.

-Обратимся к целям, которые мы поставили перед собой в начале урока. Сумели мы их достичь?

Продолжи предложение:

Заповеди- это…

Современному человеку заповеди...

Заповеди помогают людям различать ..



 -Самое важное для вас на уроке открытие?

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Если человек старается соблюдать заповеди, то он любит людей, идет дорогою добра.

Песня «Дорогою добра»