Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе на уроках.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться т.е. способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа– один из важнейших путей в решении данной задачи.
Все мы знаем, что в 1-й класс приходят дети с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Им всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить. Естественно возникает предположение, что исследовательская деятельность младших школьников может стать одним из основных средств достижения образовательных результатов.
Начиная работать в 1-м классе, была проведена диагностика «Развитие познавательных функций у первоклассников». Результаты показали по классу:
№ | | Особенности внимания | Особенности памяти | Особенности мышления | Особенности воли | Зрительно-моторная координация |
| | распреде-ление | концент- рация | зрительная | слуховая | классификация | обобщение | наглядно-образное | словесно-логическое | кол-во | нару-шения |
| Средний по классу | 7,4 | 44,4 | 7,8 | 6,1 | 4,8 | 4,8 | 24,5 | 5,7 | 29,1 | - | 11,8 |
| с высоким уровнем | 22 | 23 | 11 | 9 | 26 | 26 | 7 | 10 | 9 | - | 2 |
| со средним уровнем | 5 | 5 | 18 | 19 | 4 | 4 | 20 | 18 | 21 | - | 21 |
| с низким уровнем | 3 | - | 1 | 2 | - | - | 3 | 2 | - | - | 7 |
Анализ результатов диагностики заставил задуматься о применении технологий, методов работы для формирования универсальных учебных действий. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сегодня всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А именно эти умения формируются в исследовательской деятельности.
Организуя учебное исследование на уроке в начальной школе, я обратилась к методике Н. Б. Шумаковой, которая выделяет шесть основных этапов учебного исследования (мотивация, исследование, обмен информацией, организация информации, связывание информации, подведение итогов и рефлексия) и два дополнительных этапа, возникающих по ходу исследования: постановка новых вопросов и применение.
Реализация все этапов осуществляется на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях через исследовательские ситуации.
Приёмы работы: проблемные вопросы, создание проблемной ситуации, «приём ключевых слов», «приём загадки» и т. д.
Использование этих приёмов обеспечивает положительную динамику достижения метапредметных результатов, даёт возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, которые помогут детям в будущем.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.
Работа по программе “Школа 2100.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Например, «Традиции русского народа», «Моя родословная». Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.
Приведу примеры исследовательской работы с обучающимися на уроках. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для проведения такой работы. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.
Тема: «Прямая линия. Кривая линия
Цели: -создать условия для знакомства детей с геометрическими понятиями «прямая линия», «кривая линия». Закреплять навыки вычислений на основе состава изученных чисел;
-провести практическую работу по построению этих геометрических фигур,
учить детей делать выводы и обобщения после проведения практических действий;
-способствовать развитию математической речи, пространственного мышления, восприятия, зрительно- моторной координации, умений строить рассуждения;
-способствовать воспитанию самостоятельности, усидчивости, положительного отношения к знаниям, добросовестного отношения к учебному труду.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
-Отгадайте загадку:
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Учитель держит в руках большой карандаш.)
-Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного. ( Приложение 2. Слайд 1)
-Разгулялся как-то карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.
-Кто знает, что же получилось?
-А кто из вас может сказать тему нашего урока. (Линии)
-Молодцы! Действительно о линиях пойдёт речь у нас на уроке.
-Рассмотрите внимательно линии. На какие группы можно распределить линии?( Приложение 2. Слайды 2, 3)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
- На какую из нарисованных линий похожа туго натянутая нить? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную нить и натянуть ее.)
- На какую из линий похожа нить, которая не натянута? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную нить и держать ее не натянутой.)
Учитель демонстрирует детям нить, которую можно тянуть очень долго, «до бесконечности». Для этого можно попросить кого-либо из детей взять один конец нити, а другого - разматывать катушечную нить: сначала по длине класса, затем можно выйти за дверь и т.д., а нить все будет тянуться.
Вывод:
Прямая линия похожа на туго натянутую нить.
У прямой линии нет концов, её можно продолжать до бесконечности,
как вправо, так и влево.
-Как вы думаете, почему одни линии прямые, а другие – кривые? От чего это зависит? Какой «инструмент» помог карандашу начертить прямые линии?
-А как же начертить кривые линии? Нужна тоже линейка?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
-Продолжим наши исследования прямых и кривых линий. ( Приложение 2. Слайд 4,5)
– Поставьте на листе бумаги точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку. Какую линию вы получили? (Прямую.)
– Можно ли начертить еще линию, чтобы она снова прошла через эту точку? (Да.)
– Проделайте эту работу еще несколько раз.
Сколько прямых можно провести через одну точку? (Множество.)
– Поставьте на листе две точки и проведите линию так, чтобы она прошла через эти точки. Какая линия получилась? (Прямая.)
– Попробуйте начертить линию так, чтобы прямая проходила через эти точки. (Ничего не получается.)
– К какому выводу вы пришли? (Через две точки можно провести только одну прямую.)
– На бумаге поставьте точку и от руки через эту точку проведите различные линии, прямые и кривые (выполняют работу). К какому выводу вы пришли через свое исследование? (Через одну точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий.)
– Поставьте на бумаге еще две точки и от руки проведите через них кривую. Проведите еще несколько кривых).
— Сколько же можно провести кривых через две точки? (Сколько угодно. Множество.)
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
– К каким выводам мы пришли через наше исследование?
1. Через одну точку можно провести бесконечное число прямых и кривых линий.
2. Через две точки можно провести только одну прямую линию и множество кривых.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Игра «Угадай, что это за линия?»
-Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки. (Приложении 2. Слайд 6)
1)Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
2)Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?
3)Висит сито – не людьми свито.
4)В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
- Вспомните, какие трудности нам пришлось преодолеть. Что нового вы узнали? (Ответы детей)
- На этом урок закончен.
Математика является одной из главных школьных наук, развивающих смекалку, интеллект человека, учит быстро принимать верное решение, анализировать, сравнивать.
На одном из уроков мы проходили тему «Число и цифра 7». На уроке прозвучало, что это необычное число. Дети заинтересовались и предложили как можно больше узнать об этом числе.
Объектом нашего исследования стало число 7.
Предполагаемая гипотеза:
Цели исследовательской работы:
Узнать новое и интересное о числе 7
Задачи исследовательской работы:
собрать и проанализировать информацию о числе 7
получить первый опыт работы над проектом.
сделать собственные выводы, на основе проведённых исследований.
Заинтересовать остальных одноклассников класса математикой и вовлечь их в исследование.
В ходе работы , мы убедились, что люди издревле поклоняются числу семь.
В устном народном творчестве много пословиц и поговорок, скороговорок, загадок, сказок, связанных с числом семь.
Пословицы и поговорки:
Лиса семерых волков проведёт.
У семи нянек дитя без глаза.
За семь вёрст киселя хлебать.
Семеро одного не ждут.
Семеро одну соломинку подымают.
Семь вёрст до небес и все лесом.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
У ленивого семь праздников в неделю.
Потерял пять, а нашёл семь.
За семью печатями.
Скороговорки:
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек — туесок.
В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.
Загадки:
Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое.
(Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день)
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.
(Ответ: Радуга)
Есть семь братьев:
Годами равные, именами разные.
(Ответ: Дни недели)
Сказки:
Семь подземных королей» — сказка А. Волкова.
«Белоснежка и семь гномов» — сказка.
«Цветик-семицветик»- сказка В. Катаева.
«Семь Симеонов» — русская народная сказка.
«Волк и семеро козлят»
«О мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Белоснежка и семь гномов
семь чудес света;
семь цветов радуги;
семь нот на нотном стане;
семь дней в неделе;
семь отверстий на лице человека (рот, нос, глаза, уши)
Рим и Киев были построены на 7 холмах;
за шесть дней Бог создал свет, воду, сушу, время, животных, человека, а на седьмой день отдыхал, благословил и освятил этот день;
у мусульман небесный свод состоит из 7 небес, и все угодные Богу попадают на 7-е небо блаженства;
Великий пост у христиан длится 7 недель;
7 чудес света.
В настоящее время в их число включают:
1.Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид
2. Вися́чие сады́ Семирами́ды
3.Храм Артемиды находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии
4.Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры
5.Александрийский маяк был построен в III веке до н. э., чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.
6.Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.
7.Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола , сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция)
На классном часу, мы знакомили учащихся с результатами исследовательской работы. Все факты вызывали большой интерес у детей.
По итогам данной работы мы можем заметить, что число 7 играет важную роль в нашей жизни.
Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение.
Теперь мы очень внимательно относимся к числам. Увидев какое-либо число, думаем, а какие у него свойства.
На каждом уроке обучения грамоте с ребятами проводим исследование. Например, работая по теме «Гласная буква я и ёё звуки» проводили следующие исследования:
Исследование 1
-Выделение объекта изучения (звук)
Исследование 2
- На что похожа печатная буква я? (Каждая группа приводила свои ассоциации)
- Указать место буквы я, работая со схемами.
- Сколько звуков она обозначает?
Вывод: в начале слова буква я обозначает два звука (й а)
Исследование 3
- Как читать букву «я»,если она стоит в начале слова? (чтение столбиков слов)
Исследование 4
Наблюдение за буквой «я», если она стоит после согласной
Вывод: как читаются слоги и слова, если буква «я» стоит после согласного?
Вывод: согласные перед гласной «я» произносятся мягко, так же, как перед буквами «е», «ё». Буква «я» после согласного обозначает звук (а)
Исследование 5
Чтение слов Где стоит буква «я»? Какие звуки она даёт?
Вывод: после гласных буква «я» обозначает два звука (йа), так же, как и в начале слова.
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Сегодня процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. И одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры с выдуманными или литературными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками в различных бытовых ситуациях. Это могут быть спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В первом классе удобнее выбирать коллективную форму работы, где участниками проекта становится весь класс. Например, с первоклассниками я работала над проектом «Книга зимы», где собирали необходимый материал, иллюстрировали книжку.
Исследовательская и проектная деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, так же учимся пользоваться интернетом. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.
Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.
“Послушай, Арина, я знаю, что у тебя есть детские журналы. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри, пожалуйста, и т.д.”
Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.
Заключение.
Учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:
самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);
находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.