СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формирование  учебной  деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться т.е. способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа– один из важнейших путей в решении данной задачи.  

Просмотр содержимого документа
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в начальных классах»

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе на уроках.


Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться т.е. способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа– один из важнейших путей в решении данной задачи.
Все мы знаем, что в 1-й класс приходят дети с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Им всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить. Естественно возникает предположение, что исследовательская деятельность младших школьников может стать одним из основных средств достижения образовательных результатов.

Начиная работать в 1-м классе, была проведена диагностика «Развитие познавательных функций у первоклассников». Результаты показали по классу:


Особенности внимания

Особенности памяти

Особенности мышления

Особенности воли

Зрительно-моторная координация



распреде-ление

концент-

рация

зрительная

слуховая

классификация

обобщение

наглядно-образное

словесно-логическое

кол-во

нару-шения



Средний по классу

7,4

44,4

7,8

6,1

4,8

4,8

24,5

5,7

29,1

-

11,8


с высоким уровнем

22

23

11

9

26

26

7

10

9

-

2


со средним уровнем

5

5

18

19

4

4

20

18

21

-

21


с низким уровнем

3

-

1

2

-

-

3

2

-

-

7



Анализ результатов диагностики заставил задуматься о применении технологий, методов работы для формирования универсальных учебных действий. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сегодня всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А именно эти умения формируются в исследовательской деятельности.

Организуя учебное исследование на уроке в начальной школе, я обратилась к методике Н. Б. Шумаковой, которая выделяет шесть основных этапов учебного исследования (мотивация, исследование, обмен информацией, организация информации, связывание информации, подведение итогов и рефлексия) и два дополнительных этапа, возникающих по ходу исследования: постановка новых вопросов и применение.

Реализация все этапов осуществляется на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях через исследовательские ситуации.

Приёмы работы: проблемные вопросы, создание проблемной ситуации, «приём ключевых слов», «приём загадки» и т. д.

Использование этих приёмов обеспечивает положительную динамику достижения метапредметных результатов, даёт возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, которые помогут детям в будущем.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.

Работа по программе “Школа 2100.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Например, «Традиции русского народа», «Моя родословная». Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

Приведу примеры исследовательской работы с обучающимися на уроках. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для проведения такой работы. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.

Тема: «Прямая линия. Кривая линия

Цели: -создать условия для знакомства детей с геометрическими понятиями «прямая линия», «кривая линия». Закреплять навыки вычислений на основе состава изученных чисел;

-провести практическую работу по построению этих геометрических фигур,

учить детей делать выводы и обобщения после проведения практических действий;

-способствовать развитию математической речи, пространственного мышления, восприятия, зрительно- моторной координации, умений строить рассуждения;

-способствовать воспитанию самостоятельности, усидчивости, положительного отношения к знаниям, добросовестного отношения к учебному труду.


ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

-Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

(Учитель держит в руках большой карандаш.)

-Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного. ( Приложение 2. Слайд 1)

-Разгулялся как-то карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.

-Кто знает, что же получилось?

-А кто из вас может сказать тему нашего урока. (Линии)


-Молодцы! Действительно о линиях пойдёт речь у нас на уроке.

-Рассмотрите внимательно линии. На какие группы можно распределить линии?( Приложение 2. Слайды 2, 3)


ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

- На какую из нарисованных линий похожа туго натянутая нить? (Учи­тель предлагает детям взять демонстрационную нить и натянуть ее.)

- На какую из линий похожа нить, которая не натянута? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную нить и держать ее не натя­нутой.)


Учитель демонстрирует детям нить, которую можно тянуть очень дол­го, «до бесконечности». Для этого можно попросить кого-либо из детей взять один конец нити, а другого - разматывать катушечную нить: сначала по дли­не класса, затем можно выйти за дверь и т.д., а нить все будет тянуться.

Вывод:

Прямая линия похожа на туго натянутую нить.

У прямой линии нет концов, её можно продолжать до бесконечности,

как вправо, так и влево.


-Как вы думаете, почему одни линии прямые, а другие – кривые? От чего это зависит? Какой «инструмент» помог карандашу начертить прямые линии?


-А как же начертить кривые линии? Нужна тоже линейка?


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

-Продолжим наши исследования прямых и кривых линий. ( Приложение 2. Слайд 4,5)

– Поставьте на листе бумаги точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку. Какую линию вы получили? (Прямую.)

– Можно ли начертить еще линию, чтобы она снова прошла через эту точку? (Да.)

– Проделайте эту работу еще несколько раз.

Сколько прямых можно провести через одну точку? (Множество.)


Поставьте на листе две точки и проведите линию так, чтобы она прошла через эти точки. Какая линия получилась? (Прямая.)

– Попробуйте начертить линию так, чтобы прямая проходила через эти точки. (Ничего не получается.)

– К какому выводу вы пришли? (Через две точки можно провести только одну прямую.)


– На бумаге поставьте точку и от руки через эту точку проведите различные линии, прямые и кривые (выполняют работу). К какому выводу вы пришли через свое исследование? (Через одну точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий.)


– Поставьте на бумаге еще две точки и от руки проведите через них кривую. Проведите еще несколько кривых).

— Сколько же можно провести кривых через две точки? (Сколько угодно. Множество.)


ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

– К каким выводам мы пришли через наше исследование?


1. Через одну точку можно провести бесконечное число прямых и кривых линий.

2. Через две точки можно провести только одну прямую линию и множество кривых.


ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Игра «Угадай, что это за линия?»

-Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки. (Приложении 2. Слайд 6)


1)Крашеное коромысло

Над рекой повисло.


2)Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?


3)Висит сито – не людьми свито.

4)В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу!


- Вспомните, какие трудности нам пришлось преодолеть. Что нового вы узнали? (Ответы детей)

- На этом урок закончен.



Математика является одной из главных школьных наук, развивающих смекалку, интеллект человека, учит быстро принимать верное решение, анализировать, сравнивать.

На одном из уроков мы проходили тему «Число и цифра 7». На уроке прозвучало, что это необычное число. Дети заинтересовались и предложили как можно больше узнать об этом числе.

Объектом нашего исследования стало число 7.

Предполагаемая гипотеза:

  • Число 7 – необычное число

  • Число семь играет важную роль в жизни человека

Цели исследовательской работы: 

  1. Узнать новое и интересное о числе 7

Задачи исследовательской работы:

  • собрать и проанализировать информацию о числе 7

  • получить первый опыт работы над проектом.

  • сделать собственные выводы, на основе проведённых исследований.

  • Заинтересовать остальных одноклассников класса математикой и вовлечь их в исследование.

В ходе работы , мы  убедились, что люди издревле поклоняются числу семь.

В устном народном творчестве много пословиц и поговорок, скороговорок, загадок, сказок, связанных с числом семь.

Пословицы и поговорки:

  • Лиса семерых волков проведёт.

  • У семи нянек дитя без глаза.

  • За семь вёрст киселя хлебать.

  •  Семеро одного не ждут.

  •  Семеро одну соломинку подымают.

  •  Семь вёрст до небес и все лесом.

  •  Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

  • Семь раз примерь, один раз отрежь.

  • У ленивого семь праздников в неделю.

  •  Потерял пять, а нашёл семь.

  • За семью печатями.

Скороговорки:

У Антипа росла одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

У Степана есть сметана,

Простокваша да творог,

Семь копеек — туесок.

В семеро саней

Семеро Семёнов

С усами уселись

В сани сами.

Загадки:

Вышел старик-годовик, махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны чёрное,

А с другой — белое.

(Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день)

Раскинулся золотой мост

На семь сёл, на семь вёрст.

(Ответ: Радуга)

Есть семь братьев:

Годами равные, именами разные.

(Ответ: Дни недели)

Сказки:

  • Семь подземных королей» — сказка А. Волкова.

  • «Белоснежка и семь гномов» — сказка.

  • «Цветик-семицветик»- сказка В. Катаева.

  • «Семь Симеонов» — русская народная сказка.

  • «Волк и семеро козлят»

  • «О мёртвой царевне и о семи богатырях»

  •  «Белоснежка и семь гномов

  • семь чудес света;

  • семь цветов радуги;

  • семь нот на нотном стане;

  • семь дней в неделе;

  • семь отверстий на лице человека (рот, нос, глаза, уши)

  • Рим и Киев были построены на 7 холмах;

  • за шесть дней Бог создал свет, воду, сушу, время, животных, человека, а на седьмой день отдыхал, благословил и освятил этот день;

  • у мусульман небесный свод состоит из 7 небес, и все угодные Богу попадают на 7-е небо блаженства;

  • Великий пост у христиан длится 7 недель;

7 чудес света.

В настоящее время в их число включают:

1.Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид

2. Вися́чие сады́ Семирами́ды 

3.Храм Артемиды находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии

4.Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры

5.Александрийский маяк был построен в III веке до н. э., чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.

6.Колосс Родосский  — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.

7.Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола , сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция)

На классном часу, мы  знакомили учащихся с результатами исследовательской работы. Все факты вызывали большой интерес у детей.

По итогам данной работы мы можем заметить, что число 7 играет важную роль в нашей жизни.

Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение.

Теперь мы очень внимательно относимся  к числам. Увидев какое-либо число, думаем, а какие у него свойства.



На каждом уроке обучения грамоте с ребятами проводим исследование. Например, работая по теме «Гласная буква я и ёё звуки» проводили следующие исследования:

Исследование 1

-Выделение объекта изучения (звук)

Исследование 2

- На что похожа печатная буква я? (Каждая группа приводила свои ассоциации)

- Указать место буквы я, работая со схемами.

- Сколько звуков она обозначает?

Вывод: в начале слова буква я обозначает два звука (й а)

Исследование 3

- Как читать букву «я»,если она стоит в начале слова? (чтение столбиков слов)

Исследование 4

Наблюдение за буквой «я», если она стоит после согласной

Вывод: как читаются слоги и слова, если буква «я» стоит после согласного?

Вывод: согласные перед гласной «я» произносятся мягко, так же, как перед буквами «е», «ё». Буква «я» после согласного обозначает звук (а)

Исследование 5

Чтение слов Где стоит буква «я»? Какие звуки она даёт?

Вывод: после гласных буква «я» обозначает два звука (йа), так же, как и в начале слова.



Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)


Сегодня процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. И одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры с выдуманными или литературными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками в различных бытовых ситуациях. Это могут быть спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В первом классе удобнее выбирать коллективную форму работы, где участниками проекта становится весь класс. Например, с первоклассниками я работала над проектом «Книга зимы», где собирали необходимый материал, иллюстрировали книжку.

Исследовательская и проектная деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, так же учимся пользоваться интернетом. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.

Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.

Послушай, Арина, я знаю, что у тебя есть детские журналы. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри, пожалуйста, и т.д.”

Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.





Заключение.


Учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:

  • самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;

  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

  • проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

  • рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

  • применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);

  • находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

  • рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.