СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности физического воспитания детей и молодёжи с ОВЗ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:
  • Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками
  • Охранять жизнь и укреплять здоровье детей
  • Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия
  • Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности
  • Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности
  • Тренировать у детей сердечно – сосудистую и дыхательные системы, закаливать организм
  • Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний
  • Осуществлять систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников
  • Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действия взрослого

Просмотр содержимого документа
«Особенности физического воспитания детей и молодёжи с ОВЗ»

ЛЕКЦИЯ (2 часа) Особенности физического воспитания детей и молодежи с ОВЗ

ЛЕКЦИЯ (2 часа)

Особенности физического воспитания детей и молодежи с ОВЗ

ПЛАН Значение физического воспитания для детей с ОВЗ. Распределение обучающихся на группы здоровья и медицинские группы в процессе ФВ. Задачи и особенности методики ФВ в основной, подготовительной и специальной медицинских группах. Особенности Программы по ФВ для СМГ. Особенности ФВ при заболеваниях ССС, ДС, НС, МПС и ЖКТ. Особенности ФВ при эндокринных нарушениях. Особенности ФВ при заболеваниях ОПДА. Особенности ФВ глухих и слабослышащих детей. Особенности ФВ слабовидящих детей. Особенности ФВ детей с нарушениями интеллекта. Контроль за ФВ в спецмедгруппах.

ПЛАН

  • Значение физического воспитания для детей с ОВЗ.
  • Распределение обучающихся на группы здоровья и медицинские группы в процессе ФВ.
  • Задачи и особенности методики ФВ в основной, подготовительной и специальной медицинских группах.
  • Особенности Программы по ФВ для СМГ.
  • Особенности ФВ при заболеваниях ССС, ДС, НС, МПС и ЖКТ.
  • Особенности ФВ при эндокринных нарушениях.
  • Особенности ФВ при заболеваниях ОПДА.
  • Особенности ФВ глухих и слабослышащих детей.
  • Особенности ФВ слабовидящих детей.
  • Особенности ФВ детей с нарушениями интеллекта.
  • Контроль за ФВ в спецмедгруппах.

Дополнительная литература

  • Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие /Е.А.Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206с. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 – 11 кл. /А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 76с. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. – 166с. Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994.-288с.
  • Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие /Е.А.Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206с.
  • Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 – 11 кл. /А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 76с.
  • Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. – 166с.
  • Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994.-288с.
Растет число детей с ОВЗ в инклюзивных классах (примерно по 10 тыс. в год ; за 2014/15 уч.г. на 12,5 тыс.)  Около 25% учащихся начальных классов (без статуса ОВЗ) общеобразовательных организаций имеют трудности в обучении, и им требуется коррекционная помощь

Растет число детей с ОВЗ в инклюзивных классах (примерно по 10 тыс. в год ; за 2014/15 уч.г. на 12,5 тыс.)

Около 25% учащихся начальных классов (без статуса ОВЗ) общеобразовательных организаций имеют трудности в обучении, и им требуется коррекционная помощь

Группы здоровья МБОУ СОШ №77 1217 уч.  Дети. Имеющие хронические заболевания. с частыми обострениями .122    Дети, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья 517 .   Здоровые дети .451    дети, имеющие хронические заболевания 123   освобождённые дети .9

Группы здоровья

МБОУ СОШ №77

1217 уч.

Дети. Имеющие хронические заболевания. с частыми обострениями

.122

Дети, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья

517

.

Здоровые дети

.451

дети, имеющие хронические заболевания

123

освобождённые дети

.9

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ  МБОУ ОСШ № 77 ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЗАБОЛЕВАНИЯ  Заболевания 2005- Сердечно-сосуд. система 2006- 23 2006 Опорно-двигат. аппарат 2007 27 2007- 12 Глазные 2008 20 2008- 6 16 Лёгочные 2009 2009-2010 22 18 ЖКТ 3 5 2010-2011   27 ожирение 12 5 5 5 2011   23 4 8 Не имеют диагноза 3 2   27 2012 23 24   27   30 2 Общее количество 3 9 72 12     30 9 27 2 8   23 33 68   10 6 7 58   20   7 56 19 6   10   120 5 11   116 123

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

МБОУ ОСШ № 77 ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Заболевания

2005-

Сердечно-сосуд. система

2006-

23

2006

Опорно-двигат. аппарат

2007

27

2007-

12

Глазные

2008

20

2008-

6

16

Лёгочные

2009

2009-2010

22

18

ЖКТ

3

5

2010-2011

  27

ожирение

12

5

5

5

2011

  23

4

8

Не имеют диагноза

3

2

  27

2012

23

24

  27

  30

2

Общее количество

3

9

72

12

 

  30

9

27

2

8

  23

33

68

 

10

6

7

58

  20

  7

56

19

6

  10

  120

5

11

  116

123

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)  Предусматривает меры:  Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.  Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)

Предусматривает меры:

 Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

 Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013)

"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

В школе в рамках спецмедгруппы выделяют:

- подгруппу А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.

 

- подгруппа Б – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.

 

При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года.

Учащиеся специальной медицинской группы (подгруппа А и подгруппа Б) занимаются физической культурой отдельно от остальных школьников по специальной программе. Поэтому в сетку учебного расписания общеобразовательного учреждения включаются уроки физической культуры для этого контингента школьников. Из учащихся специальной медицинской группы формируют три учебных группы: первая группа — 7— 11  лет, вто­рая группа — 12—14 лет, третья группа —  15 —17 лет. Если число учащихся в учебной группе достаточно большое, то группа может быть разделена на две подгруппы (не менее 14 школьников в каждой).

Учащиеся специальной медицинской группы (подгруппа А и подгруппа Б) занимаются физической культурой отдельно от остальных школьников по специальной программе. Поэтому в сетку учебного расписания общеобразовательного учреждения включаются уроки физической культуры для этого контингента школьников.

Из учащихся специальной медицинской группы формируют три учебных группы:

первая группа — 7— 11  лет,

вто­рая группа — 12—14 лет,

третья группа —  15 —17 лет.

Если число учащихся в учебной группе достаточно большое, то группа может быть разделена на две подгруппы (не менее 14 школьников в каждой).

В вузах: Группа А комплектуется из обучающихся с заболеванияеми сердечнососудистой, дыхательной и ЦНС; Группа Б формируется из обучающихся с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие; Группа В состоит из обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Лечебная группа комплектуется из обучающихся с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья; занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.

В вузах: Группа А

  • комплектуется из обучающихся с заболеванияеми сердечнососудистой, дыхательной и ЦНС;

Группа Б

  • формируется из обучающихся с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие;

Группа В

  • состоит из обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Лечебная группа

  • комплектуется из обучающихся с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья;
  • занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Задачи ФВ в подготовительной группе:   Укрепление здоровья, содействие устранению дисбаланса в организме. Повышение уровня физического развития. Повышение уровня физической подготовленности.

Задачи ФВ в

подготовительной группе:

  • Укрепление здоровья, содействие устранению дисбаланса в организме.
  • Повышение уровня физического развития.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
Особенности методики ФВ в подготовительной группе Снижение требований к учащимся при изучении и совершенствовании двигательных действий, связанных с повышенными мышечными нагрузками. Проходят только стандартный учебный материал с облегчением сложности за счет сокращения длительности выполнения упражнений, количества повторений, увеличения времени на изучение двигательных действий. Изменена сдача контрольных нормативов по физической подготовленности.

Особенности методики ФВ в подготовительной группе

  • Снижение требований к учащимся при изучении и совершенствовании двигательных действий, связанных с повышенными мышечными нагрузками.
  • Проходят только стандартный учебный материал с облегчением сложности за счет сокращения длительности выполнения упражнений, количества повторений, увеличения времени на изучение двигательных действий.
  • Изменена сдача контрольных нормативов по физической подготовленности.
  Задачи ФВ в специальной медицинской группе:  Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью. Повышение физической и умственной работоспособности. Повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции. Формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции. Обучение рациональному дыханию. Освоение основных двигательных умений и навыков. Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся. Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

  Задачи ФВ в

специальной медицинской группе:

  • Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
  • Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью.
  • Повышение физической и умственной работоспособности.
  • Повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.
  • Формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции.
  • Обучение рациональному дыханию.
  • Освоение основных двигательных умений и навыков.
  • Воспитание морально-волевых качеств.
  • Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся.
  • Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Особенности методики ФВ в специальной медицинской группе Содержание упражнений определяется учителем совместно с лечащим врачом. Дети делятся на группы в зависимости от характера болезни. Основной формой ФВ является урок, строящийся по стандартной схеме. Длительность подготовительной части – до 20 мин (ОРУ в медленном и среднем темпе). В основной части (20-22 мин) предусматривается овладение простейшими двигательными действиями и развитие двигательных качеств, в пределах возможностей занимающихся. Полностью исключаются акробатические упражнения, упражнения связанные с натуживанием и продолжительным статическим напряжением.

Особенности методики ФВ в специальной медицинской группе

  • Содержание упражнений определяется учителем совместно с лечащим врачом.
  • Дети делятся на группы в зависимости от характера болезни.
  • Основной формой ФВ является урок, строящийся по стандартной схеме.
  • Длительность подготовительной части – до 20 мин (ОРУ в медленном и среднем темпе).
  • В основной части (20-22 мин) предусматривается овладение простейшими двигательными действиями и развитие двигательных качеств, в пределах возможностей занимающихся.
  • Полностью исключаются акробатические упражнения, упражнения связанные с натуживанием и продолжительным статическим напряжением.
Среди специфических принципов педагогики оздоровления  одинаково актуален и для медработников и учителей физкультуры! Принцип:

Среди специфических принципов педагогики оздоровления

одинаково актуален и для медработников и учителей физкультуры! Принцип:

"Не навреди! "

Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика • 

  Приоритет заботы о здоровье учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем нагрузки, сложность материала должны соответствовать состоянию здоровья учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей, родителей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления

Требования к учащимся, относящимся  к спецмедгруппе. Ученик присутствует на уроке в спортивной форме. Находится рядом с учителем. Оформляет тетрадь по домашнему заданию. На уроке выполняют упражнения в зависимости от заболевания 1 раз в четверть готовит реферат или презентацию на тему ЗОЖ. Проводят разминку или показывают комплексы ОРУ Участвует в соревнованиях в качестве судей или помощников судей.

Требования к учащимся, относящимся к спецмедгруппе.

  • Ученик присутствует на уроке в спортивной форме.
  • Находится рядом с учителем.
  • Оформляет тетрадь по домашнему заданию.
  • На уроке выполняют упражнения в зависимости от заболевания
  • 1 раз в четверть готовит реферат или презентацию на тему ЗОЖ.
  • Проводят разминку или показывают комплексы ОРУ
  • Участвует в соревнованиях в качестве судей или помощников судей.
Во всех специальных группах Физическая нагрузка группах строго и индивидуально регламентируется. Исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью ( ЧСС до 140-150 уд.в мин ).

Во всех специальных группах

  • Физическая нагрузка группах строго и индивидуально регламентируется.
  • Исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха.
  • Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления.
  • Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью ( ЧСС до 140-150 уд.в мин ).

Организация и проведение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях производится в соответствии со следующими нормативными, документами:

• Обязательный минимум содержания начально­го общего образования  (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).

• Обязательный минимум содержания основно­го общего образования  (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).

• Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования  (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).

• Требования к уровню подготовки учащихся на­чальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.

• Примерные программы по дисциплине «Физи­ческая культура» для начальной, основной и сред­ней школы (А. П. Матвеев и др.).

• Измерители подготовленности учащихся по об­разовательной области «Физическая культура» для основной и средней школы, которые являются ус­тановочными документами для разработки содер­жания государственных экзаменов для выпускни­ков основной и средней (полной) школы и включа­ют в себя оценочную шкалу по тестированию основ знаний, умений и двигательной подготовленности учащихся.

• Примерные вопросы к государственной аттестации по образовательной области «Физическая культура». Эти вопросы служат основой при подго­товке экзаменационного материала для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных уч­реждений Российской Федерации.

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от  31.10.2003  г.  №13-51-263/13  «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

Приведенные выше нормативные документы вместе с программами для учащихся специальных медицинских групп являются основой для разра­ботки региональными органами управления обра­зованием совместно с органами здравоохранения региональных учебных программ.

Средства ФВ в СМГ 1-4 классы 5-8 классы Основы знаний о физической культуре 9 класс Способы деятельнос­ти Физическое совер­шенствование: 10-11 классы оздоровительная и корригирующая гимнастика общеразвивающие упражнения гимнастика с основами акробатики здоровъеформирующие системы физического воспитания: легкая атлетика Аэробная гимнастика (девушки) ЛФК  Ритмическая гимнастика (девушки) лыжная подготовка - Атлетическая гимнастика (юноши) подвижные игры общая ППФП - легкая атлетика  С 7 класса по выбору: - плавание спортивные игры, плавание - лыжная подготовка  спортивные игры - плавание

Средства ФВ в СМГ

1-4 классы

5-8 классы

Основы знаний о физической культуре

9 класс

Способы деятельнос­ти

Физическое совер­шенствование:

10-11 классы

оздоровительная и корригирующая гимнастика

общеразвивающие упражнения

гимнастика с основами акробатики

здоровъеформирующие системы физического воспитания:

легкая атлетика

Аэробная гимнастика (девушки)

ЛФК

Ритмическая гимнастика (девушки)

лыжная подготовка

-

Атлетическая гимнастика (юноши)

подвижные игры

общая ППФП

-

легкая атлетика

С 7 класса по выбору:

-

плавание

спортивные игры, плавание

-

лыжная подготовка

спортивные игры

-

плавание

Способы деятельности

1 класс

Оздоровительные занятия в режиме дня:  проведение утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, комплексов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.

2 класс

Оздоровительные занятия в режиме дня:  ут­ренняя зарядка без предметов и с предметами, под музыкальное сопровождение; закаливание способом обтирания; индивидуальные занятия дыхательной гимнастикой (с учетом медицинских показателей); комплексы упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; подвижные игры во время прогулок.

3 класс

Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).

Выполнение комплексов ОРУ для развития основных физических качеств.

Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: футбол, баскетбол, волейбол.

Графическая запись физических упражнений (комплексов).

Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Проведение элементарных соревнований.

Проведение водных закаливающих процедур (обливание под душем).

4 класс

Ведение дневника самонаблюдения по физической культуре.

Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.

Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам.

Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Способы деятельности

5 класс

Комплексы упражнений для профилактики утомления в режиме учебного дня: комплексы физкультминуток и физкультпауз, гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Комплексы упражнений для коррекции осанки, телосложения, «подтягивания» отстающих в своем развитии основных физических качеств.

Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья (по показателям текущего самочувствия).

6 класс

Комплексы упражнений для подготовительной части занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой (общеразвивающие упражнения, активизирующие основные функции организма).

Комплексы упражнений для основной части занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой, направленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, гибкости, координации и т.д.), формирование телосложения и профилактику нарушения осанки.

Упражнения для заключительной части занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой, направленно активизирующие восстановительные процессы организма (дыхательные упражнения, упражнения восстановительного характера и т.п.).

Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения упражнений в восстановительный период после занятия.

Способы деятельности

7 класс

Занятия индивидуальной физической подготовкой, корригирующей и оздоровительной гимнасти­кой по планам, составленным учителем (с учетом индивидуально технической и физической подго­товленности, медицинских показаний).

Подготовка мест занятий при выполнении комп­лексов упражнений для развития основных физических качеств, формирования осанки и телосложения (расположение инвентаря и оборудования, места отдыха после выполнения упражнений, использование средств техники безопасности: гимнастических ма­тов, гимнастических скамеек, специальных стелла­жей для хранения инвентаря и т.п.).

Приемы страховки и самостраховки при совершенствовании двигательных действий.

8 класс

Индивидуальные занятия оздоровительной и корригирующей гимнастикой по планам, состав­ленным учителем (с учетом индивидуальной физической подготовленности и состояния здоровья учащихся).

Оказание первой медицинской помощи при пе­реохлаждении и перегревании организма, при ушибах, вывихах, кровотечениях.

9 класс

Составление конспектов индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой (на развитие гибкости, формирование телосложения и осанки) и физической подготовкой (на развитие силы, быстроты и выносливости), а также занятий по избранному виду спорта (изучение и совершенствование технических действий и приемов).

Гигиенический и профилактический (оздоровительный) массаж.

Способы деятельности 10 класс Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по внешним признакам, показателям самочувствия и частоте сердечных сокращений (пульс). Разработка системы индивидуальных занятий производственной гимнастикой в режиме дня (в школе и вне школы). Разработка системы занятий корригирующей гимнастикой (на развитие гибкости, формирование телосложения и осанки). Аутогенная тренировка и приемы релаксации. 11 класс Определение индивидуального «индекса здо­ровья» (проба Руфье). Оценка эффективности влияния системы занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности (по учебным четвертям). Составление системы индивидуальных занятий физической подготовкой.

Способы деятельности

10 класс

Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по внешним признакам, показателям самочувствия и частоте сердечных сокращений (пульс).

Разработка системы индивидуальных занятий производственной гимнастикой в режиме дня (в школе и вне школы).

Разработка системы занятий корригирующей гимнастикой (на развитие гибкости, формирование телосложения и осанки).

Аутогенная тренировка и приемы релаксации.

11 класс

Определение индивидуального «индекса здо­ровья» (проба Руфье).

Оценка эффективности влияния системы занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности (по учебным четвертям).

Составление системы индивидуальных занятий физической подготовкой.

Мероприятия, проводимые в школе, по сохранению и укреплению здоровья учащихся Анализ углубленного осмотра Оформление листов здоровья Распределение по группам здоровья Динамика наблюдений за состоянием здоровья учеников Работа с учащимися. отнесёнными спец. мед. группе Оформление приказов Общешкольное родительское собрание по спецмедгруппам Индивидуальная работа

Мероприятия, проводимые в школе, по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Анализ углубленного осмотра

Оформление листов здоровья

Распределение по группам здоровья

Динамика наблюдений за состоянием здоровья учеников

Работа с учащимися. отнесёнными спец. мед. группе

Оформление приказов

Общешкольное родительское собрание по спецмедгруппам

Индивидуальная работа

Этапы работы  1 этап Подготовительный : беседы с учеником  .родителями, врачом . 2 этап Обучение правилам  самоконтроля Дыхательные упражнения Упражнения на осанку 3 этап  Выполнение упражнений на уроке. Выработка индивидуальных программ

Этапы работы

1 этап

Подготовительный : беседы с учеником

.родителями, врачом .

2 этап

Обучение правилам

самоконтроля

Дыхательные упражнения

Упражнения на осанку

3 этап

Выполнение упражнений на уроке. Выработка индивидуальных программ

Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123

Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123

"Об оценивании и аттестации учащихся,

отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"; 

Контроль физической подготовленности

1-4 классы

  сила  — подтягивание туловища из виса лежа (количество раз);

5-8 классы

9 класс

  гибкость  — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

•  гибкость  — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

•  быстрота  (по выбору) — скорость простой ре­акции (тест падающей линейки, см); прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 20 с, строго по диагностике);

10-11 классы

-

•  быстрота  — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

•  выносливость  — равномерный бег, 400 м;

•  выносливость  — бег в спокойном темпе;

гибкость  — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

•  координация  — метание малого мяча с разбега на точность попадания в вертикальную мишень (фиксируется расстояние от мишени).

•  сила  (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.

•  быстрота  — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

•  выносливость  — бег в спокойном темпе;

•  сила  (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.

учащиеся специальной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе

учащиеся специальной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе

- отставание физического развития в массе и длине тела, ЖЕЛ, нарушения осанки, парезы  конечностей, деформации черепа и т.д. - нарушения в развитии двигательных способностей: координации, силы на 15%-30% от здоровых  детей, быстроты на 10%-15%, выносливости и статических усилий на 20%-40%, скоростно-  силовых на 15%-30%, гибкости – 10%-20%; - нарушение основных движений (неточность, отсутствие ловкости и плавности, скованность,  ограничение амплитуды); - сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с УО в 8-15 лет отстают от здоровых детей на 2-3 года. Задачи физической культуры с детьми имеющими нарушение интеллекта: Основные: совпадают с задачами для здоровых школьников. Специальные: Коррекция основных движений. Коррекция и развитие координационных способностей. Коррекция и развития кондиционных способностей. Коррекция и профилактика соматических нарушений. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей. Развитие познавательной деятельности. Воспитание личности УО ребенка.

- отставание физического развития в массе и длине тела, ЖЕЛ, нарушения осанки, парезы

конечностей, деформации черепа и т.д.

- нарушения в развитии двигательных способностей: координации, силы на 15%-30% от здоровых

детей, быстроты на 10%-15%, выносливости и статических усилий на 20%-40%, скоростно-

силовых на 15%-30%, гибкости – 10%-20%;

- нарушение основных движений (неточность, отсутствие ловкости и плавности, скованность,

ограничение амплитуды);

- сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с УО в 8-15 лет отстают от здоровых детей на 2-3 года.

Задачи физической культуры с детьми имеющими нарушение интеллекта:

Основные: совпадают с задачами для здоровых школьников.

Специальные:

  • Коррекция основных движений.
  • Коррекция и развитие координационных способностей.
  • Коррекция и развития кондиционных способностей.
  • Коррекция и профилактика соматических нарушений.
  • Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Воспитание личности УО ребенка.

В ходе усвоения программного материала таким детям необходимо регулярно выполнять:

  • Основные движения.
  • ОРУ
  • Упражнения для развития физических качеств.
  • Упражнения на коррекцию осанки.
  • Упражнения на восстановление функции паретичных мышц, опороспособности, профилактику нарушений зрения.
  • Упражнения для развития мелкой моторики.
  • Упражнения с речитативами, стихами, счетом для активизации познавательной деятельности.
  • Упражнения для развития психических функций.
  • Упражнения прикладного характера для освоения ремесла, трудовой деятельности.
  • Виды адаптивного спорта: хоккей на полу, настольных теннис, мини-футбол, верховая езда и т.д.

Методы:

- организации взаимодействия педагога и занимающихся (индивидуальные и индивидуально-групповые по 2-3 человека и малогрупповые по 5-8 человек занятия);

- как у здоровых для формирования знаний и обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;

- регуляции психического состояния детей (доброжелательный стиль общения, позитивный настрой, постановка общей цели, суггестивные методы (внушение), использование музыки, игровые приемы, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, воспроизведение положительных образов).

ФВ детей с нарушениями слуха и зрения Слабослышащие 1. Программа:  «ФК детей с нарушением слуха» 2. Физиологические особенности: - Нарушение координационных способностей - ухудшение развития скоростно-силовых качеств на 30% - плохая выносливость -нарушение речевого аппарата Слабовидящие 1. Программа  «ФВ для детей с нарушением зрения» 2. Физиологические особенности; - плохое развитие силовых качеств - нарушение ориентационных способностей.

ФВ детей с нарушениями слуха и зрения

Слабослышащие

1. Программа: «ФК детей с нарушением слуха»

2. Физиологические особенности:

- Нарушение координационных способностей

- ухудшение развития скоростно-силовых качеств на 30%

- плохая выносливость

-нарушение речевого аппарата

Слабовидящие

1. Программа «ФВ для детей с нарушением зрения»

2. Физиологические особенности;

- плохое развитие силовых качеств

- нарушение ориентационных способностей.

Задачи ФВ для детей с нарушениями слуха и зрения:  обучить основным видам движений; воспитать нравственно-волевые качества, коммуникабельность, общительность, исключить чувство социальной отгороженности; оздоровить и профилактически направить на выздоровление.

Задачи ФВ для детей

с нарушениями слуха и зрения:

  • обучить основным видам движений;
  • воспитать нравственно-волевые качества, коммуникабельность, общительность, исключить чувство социальной отгороженности;
  • оздоровить и профилактически направить на выздоровление.
Методика занятий со слабослышащими:  занятия проводятся с детьми до 8 - 10 человек на расстоянии 1,5—2 метра. Обязательно должны быть иллюстрации, наглядные материалы, счет про себя и вслух + четкое проговаривание счета вслух, обучение терминам и фразам.   Методика занятий со слабовидящими:  организация та же, что и у слабослышащих. Обязательно наличие музыкального сопровождения, используемые на занятиях мячи должны быть с колокольчиками, а мишени звуковые.

Методика занятий со слабослышащими: занятия проводятся с детьми до 8 - 10 человек на расстоянии 1,5—2 метра. Обязательно должны быть иллюстрации, наглядные материалы, счет про себя и вслух + четкое проговаривание счета вслух, обучение терминам и фразам.

Методика занятий со слабовидящими: организация та же, что и у слабослышащих. Обязательно наличие музыкального сопровождения, используемые на занятиях мячи должны быть с колокольчиками, а мишени звуковые.

« Буревестник» 2011г- 2012г

« Буревестник» 2011г- 2012г