СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности использования дидактических игр для активизации мыслительной деятельности обучающихся с ТМНР на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности использования дидактических игр для активизации мыслительной деятельности обучающихся с ТМНР на уроках математики»»

«Особенности использования дидактических игр для активизации мыслительной деятельности обучающихся с ТМНР на уроках математики»

Одним из эффективных методов обучения детей с нарушениями интеллекта в начальной школе и приемов работы в последующих классах является дидактическая игра. Наряду с заданиями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой и мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от математических заданий игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

В практике работы школы иногда смешивают дидактическую игру и задание. По всей вероятности, это происходит из-за общности задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.

Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.

Роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.

В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил.

Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы, подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса, важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают числа-отгадки, ориентируясь на имеющиеся знания. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для школьников занятием. Затем следует выполнение учебной задачи: запись чисел-отгадок.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.

Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, используя для той цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход дела.

В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

Для построения специальной системы коррекционно-развивающей работы был проведен анализ с целью определения качества усвоения учебной программы.

По итогам 2019-2020 учебного года был проведен анализ уровня знаний, умений и навыков, учащихся с ТМНР на уроках математики. Сложные темы не всегда интересны ученикам, наблюдая за обучающимися можно заметить, что ученики иногда проявляют интерес, а иногда могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами.

Знания и умения детей с нарушениями интеллекта непрочны и без постоянного повторения вовсе утрачиваются, а интерес детей к получению новых знаний вовсе отсутствует.

Наблюдая за детьми, можно также заметить, что больший интерес к уроку проявляется тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ученики, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.

Анализ уровня знаний по математике учащихся с нарушениями интеллекта свидетельствует о том, что успеваемость находится на низком уровне. Обучающиеся допускают ошибки при прямом и обратном счёте в пределах 10, плохо знают состав числа , на низком уровне сложение и вычитание чисел , решение задач.

По результатам работы с детьми с ТМНР на уроках математики можно сделать вывод ,что одним из эффективных средств активизации мыслительной деятельности на уроках математики является дидактическая игра, которая повышает:

-интерес к учебному предмету ;

- качество усвоения программного материала .

Для этого необходимо использовать систему дидактических игр на уроках математики.

В течение года на уроках математики на разных этапах урока с целью активизации мыслительной деятельности ,повышения эффективности усвоения программного материала проводились дидактические игры:

1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 10, их записи и чтения.

-"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа).

-"Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел).

2.Усвоение смысла действий сложения и вычитания.

-"Что изменилось?"

-"Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок).

-"Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи).

3.Усвоение примеров вычислений.

-"Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием).

-"Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи).

"-Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие).

4.Усвоение приемов сложения и вычитания.

"Дополни до 10"

"Сколько всего прибавили?"

"Сколько всего вычли?"

"Дополни запись" и т.д.

5. Закрепление навыков сложения и вычитания.

"Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов).

"Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного).

"Лесенка".

"Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на скорость решения предложенных примеров.

6.Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.

"Заселяем дома".

Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом.

"Арифметическое лото"

"Молчанка"

"Поймай бабочку"

"Магазин"

"Рыболовы"

"Войди в ворота"

"Незадачливый математик"

"Цепочка"

"Кто быстрее сосчитает"

"Сбежавшие числа"

"Весёлый счёт" и т.д.

7.Отработка навыков устных вычислений.

"Занимательные рамки"

"Круговые примеры"

"Арифметические ребусы и головоломки"

"Угадывание задуманного числа".

"Ряды чисел" (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т.д., заполнение пропусков в таких рядах).

"Кто больше и кто скорее

Игра "Десятка" (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и учителями, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В течение учебного года на всех этапах урока, с целью активизации мыслительной деятельности, повышения эффективности усвоения программного материала, применялись различные дидактические игры.

В практике ,в основном, использование игр происходит на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала:

“Математическая эстафета” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: ознакомление с образованием чисел ,способствовать формированию умения работать в команде.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников.

Содержание игры: учитель делит класс на 2 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй команды. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 10 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

“Молчанка” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: формирование умения устанавливать связь между устной и письменной нумерацией, способствовать развитию чувства выдержки.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

“Сбежавшие числа” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развивать внимание, наблюдательность.

Материал игры: таблички с числами.

1


3



6



9

























Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома”. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизирована мыслительная деятельность, внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

Примеры игр, применяемых при закреплении материала.

На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

При закреплении состава чисел используются игры “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”.

“Сколько палочек в другой руке?” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: закрепление знания состава числа

Средства обучения: набор палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

“Хлопки” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление знания состава числа; способствовать формированию умения работать в паре; способствовать развитию внимания.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученики показывают предметы, учащиеся хлопками обозначают общее число., “Считай дальше с любого числа”. (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: способствовать формированию умения называть числа от 1 до 10, развивать внимание.

“Назови соседей числа”. ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательную активность.

Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя.

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 1 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять

“Рыболовы” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: развивать навыки счета, способствовать формированию правильной речи при построении ответа.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны цифры или примеры. Поочерёдно дети “ловят рыбку” (громко называют число) Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась.

“Загадка”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: закрепить нумерацию чисел пособствовать развитию внимания, наблюдательности.

Содержание игры: учитель загадывает загадку ,дети находят отгадку на карточках,на обратной стороне либо цифра, либо пример.

“Гном”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: закрепить умение детей заменять число суммой слагаемых; развитие внимания, наблюдательности.

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

“По порядку номеров” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление порядка чисел при счёте; способствовать формированию умения работать в команде; способствовать развитию умения наблюдать.

Содержание игры: дети выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – комплект карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Примеры игр, применяемых при обобщении материала:

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

“Поймай бабочку” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: обобщение знаний о составе числа; развивать внимание, наблюдательность.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан состав чисел до 10. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие составу.

Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра в “Магазин”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний учащихся о составе числа; развивать внимание, расширять кругозор, развивать познавательную активность.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 10” можно использовать следующие игры:

“Войди в ворота” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний о составе числа; развивать мышление и внимание.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

“Незадачливый математик” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой ;развивать наблюдательность, внимание.

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

4 = + 3

= 2 + 2

7 = 5 + 

3 = 5-

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

“Цепочка” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 10; способствовать формированию умения работать в команде; развивать чувства взаимопомощи.

Содержание игры: 

Надоске записан пример 1+1=

Учащиеся выходят по очереди,пишут ответ и кполучившемуся числу прибавляю 1,получается цепочка из примеров до 10.

Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.

Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны исполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры.

Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать мыслительную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей математическим представлениям .

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным ,эмоциональным, творческим.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации мыслительной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.