СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации учебной деятельности школьников при формировании и освоении предметных и УУД на материале русского языка 6-7 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебной деятельности школьников при формировании и освоении предметных и УУД на материале русского языка 6-7 кл.»

Особенности организации учебной деятельности школьников при формировании и освоении предметных и УУД на материале русского языка 6-7 кл.


В настоящее время российская школа находится на этапе перехода от знаниевой парадигмы образования к деятельностной. В новых целях образования акцент сделан на приоритет развития деятельностных способностей обучающихся, а не на простое усвоение ими знаний, что отмечено в ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.

В школьной практике работа по формированию и освоению предметных и УУД реализуется пока ещё слабо. Нет пока хорошо разработанной методики проведения таких уроков, мало соответствующей методической литературы.

Процесс формирования и освоения предметных и УУД предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию деятельности учащихся.

При подготовке к таким урокам учитель перестраивает свою работу. При планировании изучения предметного материала необходимо, осознав логику школьного учебника, определить наиболее рациональную последовательность в изучении взаимосвязанных тем.

Для этого нужна иная организация учебной деятельности учащихся, и, следовательно, необходимы изменения в содержании предметного материала, в логике его освоения, так как нет полной логики его освоения.



Рассмотрим изучение тем «Правописание 0-Ё(Е) после шипящих и ц» (6 класс).

Правописание о-ё после шипящих представлено в школьных учебниках шестью орфограммами. Проведя логико-предметный анализ одной из трудных для учащихся тем «Правописание 0-Ё(Е) после шипящих и ц», мы видим разбросанность (мелкотемье). Поэтому необходимо внести изменения в рабочую программу.


Традиционная рабочая программа (6 часов)

Изменения в рабочей программе после логико-предметного анализа (6 часов)

5 класс

1 урок. Буквы О–Ё(Е) после шипящих в корне слова.

5 класс

1 урок. О–Ё(Е) после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.

6 класс

1 урок. О–Ё(Е) после шипящих и ц в суффиксах существительных.

6 класс

1 урок. Буквы О–Ё(Е) после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.


7 класс

1 урок. Буквы О–Ё(Е) в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени


7 класс

1 урок. Буквы О–Ё(Е) после шипящих на конце наречий

6 класс

1 урок. Правописание О-Ё(Е) после шипящих. Конструирование общего способа правописания О-Ё(Е) после шипящих.


2-3 уроки. Правописание О-Ё(Е) после шипящих. Отработка и освоение способа действия.


4 урок. Контрольная работа.


5 урок. Анализ контрольной работы. Коррекция способа действия.


6 урок. Рефлексия по завершении темы «Правописание О-Ё(Е) после шипящих».


Обратимся к содержанию рабочей программы по теме «Предложение с обособленным определением» ( 7класс). В процессе логико-предметного анализа было выявлено, что понятие обособленные члены (при характеристике предложения) предложения вводится в 8 классе, а в 7 мы говорим о причастном обороте. Потом нам приходится переучивать детей. Поэтому целесообразно ввести понятие обособленные члены предложения уже в 7 классе




Традиционная рабочая программа (4 часа)

Изменения в рабочей программе после логико-предметного анализа (5часов)

1урок. Причастный оборот.

2-3 урок. Выделение причастного оборота запятыми.

4 урок. Контрольная работа

1урок. Предложение с обособленным определением. Конструирование способа определения предложений с обособленным определением.

2-3 урок. Отработка способа действия.

4 урок. Урок рефлексии.


5 урок. Контрольная работа.


Как видим, содержание предметного материла немного изменилось (увеличилось количество часов, так как это одна из наиболее трудных тем, вводится новое понятие обособление 7 класс) или не изменилось совсем, изменился подход к освоению предметного материала.

Изменения в логике изучения предметного материала привели к изменениям в организации учебной деятельности учащихся и к появлению новых типов уроков; урок организации деятельности учащихся по конструированию, отработке, освоению способа действия с предметным материалом (способ действия).

Рассмотрим модель урока по конструированию СД. Такой урок должен включать в себя следующие структурные элементы:


  1. Создание ситуации успеха в действиях школьников на основе ранее изученного материала. Это способствует возникновению познавательного мотива, направленного на изучение предмета.


Например по теме «Предложение с обособленным определением» учащимся предлагаются модели простого предложения [ ]. сложного предложения [ ], [ ]. осложнённого предложения [ =, = ]. и вопросы:

  1. Напиши, что тебе сообщает эта модель?

  2. Приведи пример, соответствующий этой модели.


  1. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны предложения: Ласковое солнце показалось из-за туч, осветило землю. Показавшееся из-за туч солнце осветило землю. Солнце, показавшееся из-за туч, осветило землю. Составьте схемы этих предложений.

  1. Превращение проблемной ситуации в проблемно-рефлексивную (учебная дискуссия, работа в группах).

  2. Организация деятельности школьников по освоению предметного материала

  3. Фиксация способа.

В ходе учебной дискуссии или работы в группах (каждая группа выносит свои предложения) происходит фиксация способа.

С точки зрения учителя способ будет выглядеть следующим образом (причём здесь могут возникнуть некоторые проблемы, так как у педагога способ более свёрнут).

Например, «Правописание О-Ё(Е) после шипящих и Ц»


  1. О пределяем часть речи (задать вопрос).


Существительное глагол, отглагольное образование

прилагательное (пишем ё-е)

н аречие



  1. Определяем часть слова, где гласные о-ё



в корне в суффиксе, окончании



  1. М ожно подобрать 3. Определяем ударение

р одственные слова с е



да нет под ударением без ударения

Ё О О Е


Способ определения предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Найти в предложении причастие (и подчеркнуть его как определение)

2. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик).

3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон.

5. Если причастный оборот стоит после определяемого слова или относится к личному местоимению, выделить его запятыми.

При освоение способа нужны изменения в традиционную систему закрепления, при которой берётся весь способ и сразу отрабатывается операционный состав. Согласно одному из положений деятельностного подхода, осознанным будет такое освоение предметного материала, когда отрабатывается не весь способ, а последовательно осваивается каждая операция.

Освоение способа определения предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.


1 операция. Найдите причастие.

С потолка светила висячая лампа и под зелёным абажуром. Висящая над столом лампа перегорела.

2 операция. Найдите определяемое слово.

Работающий мастер, считающий на микрокалькуляторе, замерзающее озеро, волнующееся из-за ветра.

3 операция. Найдите слова, зависящие от причастия.

Качающаяся ветка стучала по стеклу. Качающаяся от ветра ветка стучала по стеклу.

4 операция.

Картина, написанная Шишкиным, висела на стене. Картина, написанная художником прошлого века, висела на стене.


5 операция.

Они казались старше нас, оставшихся здесь. Мы смотрели на усыпанную прошлогодней хвоей землю. (Измените место причастного оборота, следя при этом за порядком слов).

На каждом этапе - проверочная работа, диагностика. Задачи ловушки на понимание сути.

Например, по теме «Правописание О-Ё(Е) после шипящих и Ц» предлагаются следующие задания:

«Третий лишний»: а) ожёг руку, ещё, вычёркивать;

б) флажок, хорошо, трущоба. Выдели корень: жёлтый, печёнка, бечёвка.

Выдели окончание или суффикс: большой, горячо, дирижёр, тушёнка, свежо, дешёвый.

Также в эту модель можно включить диагностику сформированности регулятивных учебных действий. Когда задания предъявляются, ребята оценивают легко или трудно выполнить. Работа в парах и группах при разрешении проблемной ситуации способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. На этапе ведения дискуссии идёт процесс формирования коммуникативных учебных действий (умение слушать, высказывать, отстаивать собственную точку зрения). На этапе конструирования способа - познавательные учебные действия (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.).

Такая организация учебной деятельности школьников позволяет учителю

  • более эффективное использовать учебное время;


  • увеличить время на отработку практических умений и навыков;


  • использовать современные формы обучения.


Учащиеся


  • приобретение исследовательского опыта;


  • развитие умения оформлять необходимую информацию;


  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;


  • повышение мотивации, формирование познавательного интереса, что

способствует самообразованию, повышению уровня обученности и

воспитанности учащихся;