Особенности проектирования программ в рамках модернизации дополнительного образования.
Шамсутдинов Р.Ф, учитель изобразительного искусства
МБОУ СШ № 75 им. В.Ф. Маргелова, г. Ульяновск.
Шамсутдинова З.Ф., учитель начальных классов
МБОУ СШ № 64, г. Ульяновск.
Аннотация.
Данная статья посвящена особенностям планирования программ дополнительного образования для учащихся общеобразовательных школ. Она ориентирована учителям, педагогам дополнительного образования, заинтересованным в планировании программ дополнительного образования в свете модернизации дополнительного образования. Авторы остановились на документах, необходимых для планирования программ дополнительного образования. Исходя из личного опыта работы, показали основные параметры оформления программы дополнительного образования.
Ключевые слова: модернизация,технология,концепция, платформы навигации, навигатор, образовательная траектория, субвенция.
В условиях динамично развивающегося мира система российского образования меняется исходя из требований современного общества. Современная школа сегодня немыслима без применения информационно-коммуникационных технологий. Это в свою очередь требует оснащения школ компьютерами, интерактивными досками, скоростным интернетом. Модернизация школьного образования требует и новых форм организации основного и дополнительного образования учащихся.
Концепция развития сети дополнительного образования была утверждена еще в 2014 году. В 2020-21 учебном году дополнительное образование стало еще более доступным благодаря расширению спектра программ, модернизации инфраструктуры, обновлению кадрового потенциала, внедрению государственного и муниципального финансирования за оказываемые дополнительные образовательные услуги. Благодаря широкой сети дополнительного образования каждый ребенок получил индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями. В реализации проекта «Успех каждого ребёнка», принятого в 2019-20 учебном году помогают инновационные формы дополнительного образования, детские центры технического творчества, общеобразовательные школы, с новым подходом к обучению, с использованием новых технологий, новых детских технопарков «Кванториум», платформ навигации.
Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей в интеллектуальном, духовно-нравственном, художественном, физическом, технологическом совершенствовании.
При проектировании программ дополнительного образования необходимо обратить внимание на социальный заказ, тенденции развития образования, нормативно-правовую базу, особенности развития научной и технической сферы. Рассмотрим особенности составления программы дополнительного образования на примере нашей программы «Первые шаги».
Перед составлением программы мы изучили ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Программа дополнительного образования «Первые шаги» направлена на изучение видов и жанров изобразительного искусства, способов работы с различными художественными материалами и техниками, эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости н на «прекрасное» и «безобразное».
Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Актуальность содержания программы вызвана принципиальным значением интеграции образования в современную культуру. Содержание программы обеспечивает адаптацию учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой изобразительной культуры, а также понимание ими значения и основных механизмов воздействия искусства на человека и общество.
Педагогическая целесообразность – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность, способствует привитие навыков профессиональной деятельности: поисковой, художественной.
Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, наблюдения и эстетическое переживание окружающей реальности.
Цель программы: сформировать у детей первоначальные навыки художественного способа познания мира на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к миру прекрасного путем изучения основам изобразительной грамоты.
Задачи:
-воспитывать активного зрителя, способного воспринимать «прекрасное»; - приобретать учащимися опыт творческой деятельности;
-формировать у наиболее одаренных учащихся мотивацию к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах и техниках изобразительного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.
Направленность программы – художественная.
Адресат программы: программа адресована на детей 9-13 лет независимо от уровня первоначальных знаний и умений. Программа «Первые шаги» рассчитана на 1 учебный год объемом 144 часа, разделена на 2 модуля. Объем 1 модуля составляет- 64 часа, 2 модуля-80 часов .Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем теоретических занятий- 32 часа, практических- 112 часов. В ходе обучения запланированы практические задания и работа над проектами учащихся. Количество учащихся в группе от 8 до 10 человек.
Уровень реализуемой программы базовый.
Данная программа успешно реализуется учителями наших общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2013. - 512 c.
2. Боровиков Л.И. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие. – Новосибирск, 2013.-117 с.
3. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.: Просвещение, 2015. - 320 c.