СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности работы с одаренными детьми в школе в условиях ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для учителей начальной школы.

Просмотр содержимого документа
««Особенности работы с одаренными детьми в школе в условиях ФГОС НОО»»

Кузнецова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №211; Новосибирская область, город Новосибирск


«Особенности работы с одаренными детьми в школе в условиях ФГОС НОО»

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский 

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Федеральные стандарты делают акцент на способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

• отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

• функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

• ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Выявление одаренных детей не должно являться самоцелью, превращаться в «охоту на таланты». Цели работы в данном направлении следует связывать с задачей обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, в общем – с обеспечением условий для раскрытия, развития и реализации их способностей.

Мне бы хотелось отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с младшими школьниками ведётся по трём направлениям: интеллектуальному, эстетическому, спортивному.

Первые шаги по выявлению одарённости учеников делала с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучала условия и историю развития учащихся в семье, увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы, способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса и ведётся до окончания начальной школы.

Формы работы с одаренными детьми

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочнуюСледует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности. Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие и нестандартные задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры, а также очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Для этой категории детей предпочтительны методы работыисследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания.

На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. Например, на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. Урок – исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает их в «исследователей». Уроки окружающего мира помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки. В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению. Неотъемлемой частью моей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области. Дети пробуют создавать плакаты, газеты, сами составляют сказки, придумывают загадки, ребусы.

Один из основных вариантов качественного образования одаренных детей - индивидуализация обученияЭто творческие индивидуальные задания, например: доклад или сообщение о растении или животном, сообщение о писателе, сочинение о своём районе и его достопримечательностях и т.д. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников предлагала им выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Это ежегодные научно-практические конференции в школе и в городских и всероссийских конкурсах, как «Содружество», «Моё первое открытие», «Старт инноваций». Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы. Почти все дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.

Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми, являются праздники, познавательные игры, конкурсные программы. В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных викторинах или рингах.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


Список использованной литературы:

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2012.

4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2013 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова,

Для выявления одарённости учащихся, обучающихся на начальной ступени обучения можно использовать также методики в приведённых изданиях.

Иванов, А.В .Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. - 2002. - № 6. - С. 54.

Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.


2