Особенности современных технологий по развитию речи
Современные технологии по развитию речи представляют собой систему методов, приемов и средств обучения, которые направлены на достижение положительного результата, в качестве которого и выступает развитие речи ребенка, за счет динамичных изменений в развитии ребенка в современных условиях. Такие технологии отличаются креативностью, соответствием современным потребностям общества, а также особой эффективностью. Педагогические технологии, как правило, тесно связаны с педагогическим новаторством, как высшим уровнем профессиональной деятельности учителя1. «Новаторство – новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов». Рассматриваемое понятие происходит от лат. «novator», что значит обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в определенной сфере деятельности. Данное определение в полной мере может быть отнесено и к педагогическому новаторству2.
М.М. Князева отмечает, что педагогические инновации представляют собой такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, которые возникают на основе разных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие3.
Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:
создание в образовательных учреждениях творческой атмосферы, культивирование интереса к новшествам и инициативам;
создание материальных и социокультурных условий для принятия и действия различных нововведений;
инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;
интеграция самых перспективных нововведений продуктивных проектов в действующие в реальности образовательные системы. Перевод инноваций в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений4.
Рассмотрим основные современные технологии, направленные на развитие речи школьников.
Технология дифференцированного (или индивидуализированного) обучения. Дифференциация осуществляется по степени оказания помощи каждому ребенку и дает возможность выстраивания индивидуальной траектории успеха, подбора методов и средств обучения, адекватных индивидуальным способностям и возможностям ребенка. Домашние задания ученикам даются по нескольким уровням, каждый ребенок самостоятельно выбирает себе задания, которые соответствуют его силам. Особое место отводится работе по развитию связной речи, активизации словаря и т.д. Результативность системы такого рода проявляется в развитии речи у учащихся. Кроме того, у них формируется уверенность, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, умение организовывать самого себя для достижения поставленной цели.
Особое место при развитии речи отводится игровым технологиям. Использование игровых технологий в процессе речевого развития школьников должно обязательно учитывать многочисленные аспекты. Так, игра не должна превратиться в развлечение, ее направленность, прежде всего, определяться поставленными задачами. Игровые формы работы должны быть четко продуманы и спланированы, должны учитывать возрастные особенности детей. Все эти аспекты требуют от педагога высокого уровня компетентности, знаний, умений и навыков относительно использования игр форм обучения, а также их четкого планирования.
Особый интерес в аспекте развития речи представляет технология использования опорных схем. Здесь предполагается поэтапное введение материала:
перспективная подготовка (любая тема раскрывается последовательно, с необходимыми логическими переходами);
уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Во время проведения перспективной подготовки (в начале изучения материала) осуществляется комментированное управление. После этого в процессе объяснения материала составляется опорная схема (учащиеся сами активно участвуют в создании этой схемы). Эта технология способствует развитию речи учащихся, а также развитию у учеников умения строить связный рассказ по опорной схеме.
Зачастую на уроках русского языка при развитии у детей речи используется деятельностный подход. При этом используются технологии развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В основе применения подхода находится создание педагогом всех условий, которые нужны для проявления у учеников познавательной активности. Здесь меняется характер изучения нового: это не сообщения учителя, а самостоятельное нахождение учащимися способа решения проблемы, поставленной учителем. Формы работы при этом могут быть различными – это размышления, дискуссии, ролевые игры. Рассматриваемый вид обучения направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, выработку у учеников познавательных умений и навыков в рамках этой системы. Можно выделить основные черты развивающего обучения:
центральной фигурой, от которой напрямую зависит успех обучения, является ученик, а не учитель;
функция учителя – это не передача знаний, а только организация учебной деятельности детей, а также развитие их мышления;
сущность учебной деятельности состоит в решении познавательных задач, что обуславливает основное средство обучения – постановку задач учителем, а также организацию их решения;
педагогический процесс имеет характер диалога учителя и ученика, в ходе которого ученики развиваются вместе с учителем5.
Долгое время технологии развивающего обучения только упоминались в учебниках по педагогике. В современных условиях все изменилось, вопросы развивающего обучения все больше анализируют теоретики и практики отечественного образования. Можно выделить два главных направления в теоретических исследованиях, а также в реализации на практике развивающего обучения: развивающее обучение по Л.В. Занкову и развивающее обучение по Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову.
Основные принципы развивающего обучения6:
принцип проблемности обучения;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип оптимального развития различных видов мыслительной деятельности учеников;
принцип специального формирования учителем определенных приемов умственной деятельности.
Технология проблемного обучения также используется на уроках русского языка. Ее отличает организация обучения через самостоятельное добывания знаний, осуществляемое учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это мыслительное затруднение, которое переживается учениками. Оно характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в том, чтобы разрешить возникшее противоречие. Технология проблемного обучения реализуется с помощью изложения сущности проблемы, эвристического, поискового и исследовательского методов. При этом можно выделить 4 уровня проблемности обучения:
учитель сам ставит проблему, а также сам ее решает при условии активного слушания и обсуждения учениками;
проблему ставит учитель, а решают ученики (самостоятельно либо под руководством педагога). Используется частично-поисковый метод;
ученики самостоятельно ставят проблему, учитель только оказывает помощь в ее решении;
проблема ставится и решается непосредственно учеником.
Применяется на уроках русского языка и методика «речетворчества». Она основана на обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Учителю важно создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык».
Используются на современных уроках русского языка и информационно-коммуникационные технологии. Современное оснащение кабинетов – основной ресурс для использования информационно-коммуникационных технологий. Они направлены на создание условий для освоения школьниками навыков самостоятельной познавательной, а также исследовательской деятельности. Уроки русского языка проходят в кабинете, который оснащен мультимедийным проектором, экраном с дистанционным управлением, компьютером, видео и DVD-аппаратурой. В таких кабинетах аккумулированы разные информационные источники: специальная литература, энциклопедии, справочники, печатные издания СМИ и т.д. Использование ИКТ способствует тому, что ученики узнают множество сведений, а также работают над развитием речи.
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка обеспечивают более эффективное восприятие учебного материала и позволяют работать над развитием речи. При этом в процессе применения современных технологий нужно учитывать ряд особенностей и соблюдать ряд условий. Рассмотрим эти особенности и условия.
1 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: «Питер», 2000. – 304с.
2 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2002. – 517с.
3 Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2006. – 384с.
4 Ракова Н.А. Педагогика современной школы. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2009. – 215с.
5 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2002. – 517с.
6 Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175с.