Особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, находящихся в условиях обучения в специальных училищах открытого типа
Сегодня российское общество находится пока в процессе стабилизации социальных и нравственных отношений. Этот процесс сопровождается существенным обновлением культуры и нравственных ценностей, которые, в свою очередь, влияют на духовную и практическую деятельность современного человека.
Актуальность: в настоящее время исследование ценностных ориентаций подростка должно показать основные тенденции в процессе изменения духовных и материальных ценностей современного общества. Сегодняшние подростки через несколько лет окончательно выработают свою систему ценностей, которую должны будут воспринимать уже следующие поколения. Важно именно сейчас обозначить негативные проблемные тенденции, и, пока еще есть время, попытаться направить процесс формирования ценностных ориентаций по пути освоения положительных ценностей, выработанных предшествующими поколениями. Изучением подростков занимались такие ученые как Э. Шпрангер, Д. И. Фельдштейн, Р. Джадак, Э. Эриксон, Д. Мьюзик, Ж. Ж. Пиаже, Д. Китинг
Цель : изучение оособенностей ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, находящихся в условиях обучения в специальных училищах открытого типа
Задачи: 1)Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2)Рассмотреть причины и формы девиантного поведения в подростковом возрасте. 3)Проанализировать особенности формирования системы ценностных ориентаций у девиантных подростков. 4)Изучить психологическую ситуацию развития девиантных подростков в специальных училищах открытого типа. 5)Разработать программу реабилитации и профилактики девиантного поведения подростков, находящихся в условиях обучения в специальных училищах открытого типа по формированию системы ценностных ориентаций.
Объект : подростки с девиантным поведением, находящиеся в условиях обучения в специальных училищах открытого типа. Предмет : ценностные ориентации
Гипотеза исследования : мы предполагаем, что система ценностных ориентаций личности у девиантных подростков, находящихся в условиях обучения в училище открытого типа имеет свои особенности в структуре и иерархии-подтвердилась. Частная гипотеза: содержание и иерархия в системе ценностных ориентаций обусловлены возрастной динамикой развития, также нашла подтверждение в ходе проведённого исследования.
Методологическая база: 1. Методы психодиагностического исследования: Методика ценностных ориентации М. Рокича. 2. Методы первичной математической обработки результатов и статистический t-критерий Стьюдента.
Выборку составили 31 подросток, не имеющие отклонений в поведении и 31 воспитанник специального училища открытого типа № 16 (с. Михайловское). Выборка была разделена на две возрастные группы: подростки 13-14 и 15-16 лет.
№
Ценности
(терминальные)
Подростки 13–14 лет
1
2
Активная деятельная жизнь
ПБОП
11.80
3
ПСОП
Подростки
15–16 лет
Жизненная мудрость
Здоровье
ПБОП
12.00
11.40
4
6.20
10.80
Интересная
работа
5
11.00
ПСОП
t эмп
6.33
5.25
9.40
Красота природы и искусства
13.30
6
ПБОП
12.80
3.67
8.00
7
Любовь
0.2966
13.00
ПСОП
16.00
12.30
Материально
обеспеченная жизнь
8
6.00
0.5411
7.20
1.5268
5.67
7.40
9
9.25
0.8917
11.20
0.8950
Наличие хороших и верных друзей
10
10.80
7.33
Общественное
признание
3.3523**
0.2491
5.50
3.80
Познание
11
13.30
8.20
1.9472
15.30
0.9199
7.67
12.50
12
9.33
Продуктивная
жизнь
13.20
0.4277
7.17
0.0337
10.50
Развитие
14.20
9.00
13
0.4117
2.6897*
5.50
13.30
9.60
Развлечение
14
9.67
7.67
1.9877
0.5001
15
12.60
10.00
Свобода
7.33
12.50
0.2815
2.6109*
Счастливая семейная жизнь
10.70
8.40
11.00
10.30
0.9889
2.1892
16
2.00
6.25
14.00
1.9799
11.70
Счастье других
0.6259
17
10.00
2.00
10.40
18
Творчество
1.0582
0.3759
8.50
11.30
Уверенность в себе
4.17
17.20
0.5954
0.4642
6.25
5.20
15.50
0.7272
4.67
11.30
0.3239
2.1900
8.67
0.9958
7.50
11.80
1.6299
4.33
0.2358
16.30
8.67
6.3875**
1.6492
0.4258
0.4777
0.5166
№
Ценности (инструментальные)
Подростки 13–14 лет
1
2
Аккуратность
ПБОП
6.80
3
ПСОП
Подростки
15–16 лет
Воспитанность
Высокие запросы
ПБОП
7.00
4.80
4
14.00
2.25
Жизнерадостность
5
7.33
ПСОП
t эмп
7.67
12.30
5.40
Исполнительность
12.20
6
ПБОП
12.60
9.67
7.75
7
Независимость
0.0935
10.30
ПСОП
10.30
14.00
Непримиримость к
недостаткам
8
10.50
1.5971
12.80
0.7129
9.67
15.40
9
11.30
0.9068
6.83
2.9174*
Образованность
10
11.00
11.30
Ответственность
0.9168
0.5103
17.30
6.80
Рационализм
11
9.50
6.00
0.8472
9.00
0.2252
6.50
7.50
12
9.33
Самоконтроль
11.00
1.1420
13.20
0.2809
12.50
Смелость мнения
9.60
7.33
13
1.2948
2.8358*
8.50
9.50
6.40
Твердая воля
14
12.30
9.00
0.5332
2.5443*
15
10.20
9.50
Терпимость
8.67
9.67
0.4353
0.2794
Широта взглядов
7.33
11.20
9.00
10.30
0.3058
0.4339
16
12.40
7.00
10.70
0.2976
7.00
Честность
1.0449
17
13.30
12.50
6.80
18
Чуткость
0.2021
0.3678
6.83
10.30
Эффективность в делах
10.30
6.40
0.9574
0.1504
4.75
12.40
8.25
0.5942
10.80
4.67
1.7439
0.9062
13.70
1.1562
9.25
7.67
0.6800
8.33
0.7543
11.20
9.17
2.4984*
0.8223
1.1605
0.8092
0.0354
Распределение среднегрупповых значений по типам ценностных ориентаций
Группа
Тип ценностных ориентаций
Терминальные ценности
I
II
Ценности
III
Ценности социальной успешности
IV
Ценности индивидуальной самореа-
лизации
Активная деятельная жизнь, Познание, Продуктивная жизнь, Творчество
Ценности социального взаимодейст-
вия
Жизненная мудрость, Интересная
работа, Красота природы и искусства,
Развитие, Счастье других
Среднее значение
Любовь, Материально обеспеченная
жизнь, Наличие хороших и верных
друзей, Общественное признание,
Свобода
Общечеловеческие ценности личного
счастья
Здоровье, Счастливая семейная
жизнь
12.7
10.7
7.68
4.97
Выводы 1. Рассмотренные эмпирические данные позволяют говорить о существовании взаимосвязанной системы диспозиций личности, которые определяют ценностные ориентации. Рассмотренная возрастная динамика ценностной системы и системы социальных установок подростков выявила различия у ПБОП и ПСОП как внутри ценностной системы и системы социальных установок, так и в их взаимосвязях. При этом стоит отметить, что с возрастом различия в структурах ценностей социальных установок возрастают, что объясняется неодинаковой направленностью личности: у ПБОП – на социально приемлемые формы достижения своих целей, у ПСОП - на формы, нарушающие общепринятые формы достижения своих целей.
2. У ПБОП с возрастом начинает усиливаться стремление к познанию окружающей действительности, усвоению ценностей окружающего мира и нахождению своей ценностной системы, а ПСОП все больше привлекает независимое положение, свободное времяпрепровождение, друзья. В плане возрастной динамики инструментальных ценностей и у ПБОП, и у ПСОП возрастает стремление к независимости, самостоятельности, что естественно в рамках процессов социализации, индивидуализации. Однако особенности динамики социальных установок младших и старших ПБОП и ПСОП показал различия в ориентациях на труд, на деньги, на власть и на свободу, наводя на мысль о соотношении уровней диспозиций, влияющих на направленность поведения. Так, и ПБОП, и ПСОП находятся в поиске своей системы ценностных ориентаций, средств достижения своих жизненных целей, а вот направленность в этом поиске отражается в динамике социальных установок: ПБОП ориентированы на труд и на деньги, а ПСОП – на свободу и на власть.
3. Различия выражаются в том, что ПБОП направлены на достижение успеха в жизни и материальной обеспеченности через активную деятельную жизнь, познание, построение взаимных межличностных отношений, а у ПСОП самоутверждение связано либо только с деньгами, либо с унижением и подчинением окружающих. Различия в данных связях говорят о складывающейся во время взросления направленности личности, которая влияет на развитие подростка, определяя жизненную траекторию.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!