СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы».

Просмотр содержимого документа
««Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы».»

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

В1. Установите соответствие между периодами сна и их характеристиками Характеристика Периоды А. Наличие высокочастотной биоэлектрической активностью мозга Б.  Глубокое и редкое дыхание, спокойное и расслабленное состояние Медленный сон Быстрый сон В. Есть сновидения Г. Нет сновидений Д. Ускорение обмена веществ, учащение дыхания и пульса Е. Медленная  синхронизированная ритмическая активность по  показателям электроэнцефалограммы В2. Выберите несколько верных ответов.  Действия, обеспечивающие нормальный сон: А. Засыпать и просыпаться в одно и то же время Б. Не есть много на ночь В.  Не пить жидкости много на ночь Г. Смотреть страшные фильмы Д. Спать в непроветриваемом помещении

В1. Установите соответствие между периодами сна и их характеристиками

Характеристика

Периоды

А. Наличие высокочастотной биоэлектрической активностью мозга

Б.  Глубокое и редкое дыхание, спокойное и расслабленное состояние

Медленный сон

Быстрый сон

В. Есть сновидения

Г. Нет сновидений

Д. Ускорение обмена веществ, учащение дыхания и пульса

Е. Медленная  синхронизированная ритмическая активность по  показателям электроэнцефалограммы

В2. Выберите несколько верных ответов. Действия, обеспечивающие нормальный сон:

А. Засыпать и просыпаться в одно и то же время

Б. Не есть много на ночь

В.  Не пить жидкости много на ночь

Г. Смотреть страшные фильмы

Д. Спать в непроветриваемом помещении

Выберите один правильный ответ:   1. Человек во сне проводит примерно: А) половину своей жизни; Б) две трети своей жизни; В) одну треть своей жизни. 2. Сон - особый тип: А) возбуждения; Б) торможения. 3. Когда человек видит сны? А) во время быстрого сна; Б) медленного сна. 4. Сны видят: А) все люди; Б) только некоторые.

Выберите один правильный ответ:

1. Человек во сне проводит примерно:

А) половину своей жизни;

Б) две трети своей жизни;

В) одну треть своей жизни.

2. Сон - особый тип:

А) возбуждения;

Б) торможения.

3. Когда человек видит сны?

А) во время быстрого сна;

Б) медленного сна.

4. Сны видят:

А) все люди;

Б) только некоторые.

Тема урока:  «ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД) ЧЕЛОВЕКА».

Тема урока: «ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД) ЧЕЛОВЕКА».

Физиология ВНД – это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение человека.

Физиология ВНД – это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение человека.

Подсознание Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание .

Подсознание

  • Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание .
Основные подсознательные явления : 1.  Вегетативные процессы , которые не могут быть осознаны человеком в принципе (процессы кроветворения, пищеварения, работа  эндокринных желез и пр.). 2.  Автоматизированные процессы , к которым относят автоматизированные двигательные навыки, навязчивые привычки (вождение автомобиля, вязание, жесты). 3.  Особые психические состояния,  характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз). 4.  Бессознательные явления личности , к которым относят неосознаваемые программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, реклама). 5.  Надсознательные процессы  - это высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы (интуиция, творческое озарение).

Основные подсознательные явления :

1.  Вегетативные процессы , которые не могут быть осознаны человеком в принципе (процессы кроветворения, пищеварения, работа  эндокринных желез и пр.).

2.  Автоматизированные процессы , к которым относят автоматизированные двигательные навыки, навязчивые привычки (вождение автомобиля, вязание, жесты).

3.  Особые психические состояния,  характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз).

4.  Бессознательные явления личности , к которым относят неосознаваемые программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, реклама).

5.  Надсознательные процессы  - это высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы (интуиция, творческое озарение).

Главные отличия человека от других существ:  Сознание  Владение речью  Способность к трудовой деятельности  Общественная жизнь

Главные отличия человека от других существ:

  • Сознание
  • Владение речью
  • Способность к трудовой деятельности
  • Общественная жизнь
Виды речи Внешняя Внутренняя Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер. Письменная Устная Диалог Монолог Речь - сложившаяся в процессе эволюции человека форма общения между людьми.

Виды речи

Внешняя

Внутренняя

Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств

Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.

Письменная

Устная

Диалог

Монолог

Речь - сложившаяся в процессе эволюции человека форма общения между людьми.

Познание  – процесс получения нового знания об окружающем мире. Основные познавательные процессы: ощущение; восприятие; память; воображение; мышление.

Познание – процесс получения нового знания об окружающем мире.

Основные познавательные процессы:

ощущение;

восприятие;

память;

воображение;

мышление.

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

Первым шагом познания является ОЩУЩЕНИЕ – непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение) Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идут в мозг.

Первым шагом познания является

ОЩУЩЕНИЕ –

непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение)

Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идут в мозг.

На второй ступени познания работает механизм ВОСПРИЯТИЯ – первичного целостного анализа нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.

На второй ступени познания работает механизм

ВОСПРИЯТИЯ –

первичного целостного анализа нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.

Третьим шагом можно считать МЫШЛЕНИЕ – чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.

Третьим шагом можно считать

МЫШЛЕНИЕ –

чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.

ПАМЯТЬ Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить ни обучение, ни мышление, ни навык. Основные процессы памяти запоминание сохранение воспроизведение

ПАМЯТЬ

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить ни обучение, ни мышление, ни навык.

Основные процессы памяти

запоминание

сохранение

воспроизведение

Виды памяти долговременная краткосрочная

Виды памяти

долговременная

краткосрочная

Виды памяти зрительная слуховая моторная

Виды памяти

зрительная

слуховая

моторная

Виды памяти механическая логическая

Виды памяти

механическая

логическая

Утро, часть, корыто, глаз, машина,  сукно, звонок, свет, расчёт, кость.
  • Утро, часть, корыто, глаз, машина,

сукно, звонок, свет, расчёт, кость.

2. Кровать, одеяло, холод, завтрак, спешка, портфель, бег, школа, дверь, опоздание.

2. Кровать, одеяло, холод, завтрак, спешка, портфель, бег, школа, дверь, опоздание.

Воображение

Воображение

Речь, познавательные процессы, личностные качества связаны с большими полушариями мозга.
  • Речь, познавательные процессы, личностные качества связаны с большими полушариями мозга.
Чтобы определить, какое полушарие  у Вас более развито, проведём следующий эксперимент.   1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец левой или правой руки. 2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? 3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? При доминирующем левом полушарии человек правша, а в случае, когда ведущим является правое полушарие, человек - левша.

Чтобы определить, какое полушарие у Вас более развито, проведём следующий эксперимент.

  • 1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец левой или правой руки.
  • 2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху?
  • 3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху?

При доминирующем левом полушарии человек правша, а в случае, когда ведущим является правое полушарие, человек - левша.

Ответьте на вопросы: 1. Назовите главные отличия человека от других существ. 2. Что такое познание? 3. Назовите основные познавательные процессы.

Ответьте на вопросы:

  • 1. Назовите главные отличия человека от других существ.
  • 2. Что такое познание?
  • 3. Назовите основные познавательные процессы.
Домашнее задание: Всем: Выучить §60. По желанию: Изучить эмоции человека.

Домашнее задание:

Всем:

Выучить §60.

По желанию:

Изучить эмоции человека.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ

ЯЗЫК ЖЕСТОВ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!