СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности функционирования колледжа при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для нефтехимического кластера РТ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление перед слушателями стажировки " Особенности реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для нефтехимического кластера РТ" на примере ЦМК ЕНЦ нефтехимического колледжа им В.П.Лушникова

Просмотр содержимого документа
«Особенности функционирования колледжа при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для нефтехимического кластера РТ»

Здравствуйте, коллеги! Я являюсь председателем методической комиссии естественно- научного цикла.

♫ В цикловой комиссии работает 11 преподавателей: преподаватели химии и биологии, математики и физики, экономических дисциплин, информатики и спец дисциплин, физической культуры.

Наша ЦМК осуществляет формирование базовых знаний, необходимых для последующего освоения профессиональных дисциплин, у студентов 1-3 курсов всех профессий и специальностей.

Студенты слушают лекции и получают навыки практической работы в лабораториях физики, химии, компьютерных классах, кабинетах математики и биологии. Особое внимание уделяется физической культуре и вовлечению студентов в спорт.

♫ При проведении занятий преподавателями ЦМК широко используются активные методы обучения - формы обучения, направленные:

1) на развитие у студентов самостоятельного мышления и способности решать нестандартные профессиональные задачи;

2) на расширение и углубление знаний с одновременным развитием практических навыков;

3) на развитие умения мыслить.

Студенты на уроке превращаются из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.


♫ На занятии мы стараемся, чтобы все студенты были вовлечены в процесс познания и имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Рефлексия является обязательной частью урока. Ребята оценивают себя, все ли получилось, достигнуты ли поставленные цели, осуществляется обратная связь с преподавателем.

♫ Постоянно используются такие формы, как работа в парах, в группах (командах). Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы сотрудничества.

♫ Задача преподавателя сводится к постоянному поддержанию активного внутригруппового взаимодействия, снятию напряжённости; оперативному вмешательству преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей.

♫ Активно используются технические учебные средства (интерактивная доска). Использование ИКТ на уроках естественнонаучных дисциплин позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, реализовать принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Остановлюсь более подробно на формах обучения, которые используют преподаватели естественнонаучных дисциплин.


Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность организации, предприятия или структурного подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний, приемная директора, химическая лаборатория). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

На слайде вы видите элемент имитационной игры:

Приемная директора. Необходимо подготовить документы для сдачи в архив. Наши девочки-секретари подшивают папки.


Познавательно-дидактические игры. Они предполагают включение изучаемого материала в необычный игровой контекст. Такие игры могут проводиться в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, «Поле чудес», КВН, «Своя игра» и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей, например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами.

Урок-игра «Покорение запредельных вершин»


Тренинги. Цель тренинга - развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Тренинг направлен на формирование и выработку определённого навыка.


Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). При проведении такой дискуссии все студенты на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Подгруппы анализируют один и тот же вопрос либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Составляется список интересных мыслей, затем происходит выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.


Бинарная лекция (лекция с двумя преподавателями)– это разновидность лекции в форме диалога двух преподавателей (например, как теоретика и практика). На такой лекции важна демонстрация культуры дискуссии, вовлечение студентов в обсуждение проблемы.







Интегрированные уроки- уроки, на которых взаимосвязано изучаются темы с точки зрения различных дисциплин (химии и математики, линейной алгебры и электротехники, физики и биологии). Например, некоторые количественные задачи по химии (особенно на «смеси») удобнее решать через систему уравнений с двумя неизвестными. Решение задач по химии математическими методами развивает логическое мышление, показывает взаимосвязь математики и химии, формирует умение составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении, дисциплинирует и направляет деятельность на правильное использование физических величин и корректное проведение математических расчётов. Такая форма проведения урока позволяет студентам применить свои математические знания при решении задач химии. Приближение содержания дисциплины "Математика" к будущей профессиональной деятельности студентов повышает у них мотивацию учебной деятельности. Интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок студентов, расширению сферы получаемой информации.


♫ Часто на уроках используем такие приемы, как составление синквейна, собирание пазлов, отгадывание кроссвордов и ребусов. В ненавязчивой, игровой форме ребята закрепляют и обобщают пройденный материал.


♫ Очень интересно у нас в колледже проходят предметные недели (по математике, по химии, по информатике). Например, на неделе математики проводится олимпиада по математике, конкурс «Самая математическая группа», матбой, в ходе которого студентам предлагается несколько нестандартных задач повышенной сложности, решение которых после обсуждения необходимо представить и защитить, ответив на вопросы оппонентов при их возникновении. На неделе информатики проходят различные тренинги и конкурсы профессионального мастерства.

Недавно проходила неделя химии и биологии. В ходе недели проходил конкурс стенгазет, конкурс презентаций, олимпиады по химии и биологии, ♫ открытое мероприятие «Самый лучший химик колледжа».

♫ Ребята проявляют живой интерес к таким формам работы, активно участвуют. ♫


Организуя работу на лекционных, практических и лабораторных занятиях, проводя текущие консультации по преподаваемым дисциплинам, проводя внеаудиторную работу по предметам, осуществляя руководство подготовкой материалов к студенческим конференциям, преподаватели методкомиссии естественнонаучного цикла формируют у студентов информационную культуру и научное мышление, развивают интеллектуальные и творческие способности студентов.

Наша цель – воспитать студента знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, уметь оценивать ситуацию с разных точек зрения, выстраивать логические цепочки, выбирать оптимальное решение.


♫ Всем удачи, творческих успехов и думающих студентов!

♫ Спасибо за внимание!