Здравствуйте, коллеги! Я являюсь председателем методической комиссии естественно- научного цикла.
♫ В цикловой комиссии работает 11 преподавателей: преподаватели химии и биологии, математики и физики, экономических дисциплин, информатики и спец дисциплин, физической культуры.
Наша ЦМК осуществляет формирование базовых знаний, необходимых для последующего освоения профессиональных дисциплин, у студентов 1-3 курсов всех профессий и специальностей.
Студенты слушают лекции и получают навыки практической работы в лабораториях физики, химии, компьютерных классах, кабинетах математики и биологии. Особое внимание уделяется физической культуре и вовлечению студентов в спорт.
♫ При проведении занятий преподавателями ЦМК широко используются активные методы обучения - формы обучения, направленные:
1) на развитие у студентов самостоятельного мышления и способности решать нестандартные профессиональные задачи;
2) на расширение и углубление знаний с одновременным развитием практических навыков;
3) на развитие умения мыслить.
Студенты на уроке превращаются из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.
♫ На занятии мы стараемся, чтобы все студенты были вовлечены в процесс познания и имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Рефлексия является обязательной частью урока. Ребята оценивают себя, все ли получилось, достигнуты ли поставленные цели, осуществляется обратная связь с преподавателем.
♫ Постоянно используются такие формы, как работа в парах, в группах (командах). Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы сотрудничества.
♫ Задача преподавателя сводится к постоянному поддержанию активного внутригруппового взаимодействия, снятию напряжённости; оперативному вмешательству преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей.
♫ Активно используются технические учебные средства (интерактивная доска). Использование ИКТ на уроках естественнонаучных дисциплин позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, реализовать принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Остановлюсь более подробно на формах обучения, которые используют преподаватели естественнонаучных дисциплин.
♫ Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность организации, предприятия или структурного подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний, приемная директора, химическая лаборатория). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
На слайде вы видите элемент имитационной игры:
Приемная директора. Необходимо подготовить документы для сдачи в архив. Наши девочки-секретари подшивают папки.
♫ Познавательно-дидактические игры. Они предполагают включение изучаемого материала в необычный игровой контекст. Такие игры могут проводиться в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, «Поле чудес», КВН, «Своя игра» и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей, например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами.
Урок-игра «Покорение запредельных вершин»
♫ Тренинги. Цель тренинга - развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Тренинг направлен на формирование и выработку определённого навыка.
♫ Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). При проведении такой дискуссии все студенты на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Подгруппы анализируют один и тот же вопрос либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Составляется список интересных мыслей, затем происходит выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.
Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.
♫ Бинарная лекция (лекция с двумя преподавателями)– это разновидность лекции в форме диалога двух преподавателей (например, как теоретика и практика). На такой лекции важна демонстрация культуры дискуссии, вовлечение студентов в обсуждение проблемы.
♫ Интегрированные уроки- уроки, на которых взаимосвязано изучаются темы с точки зрения различных дисциплин (химии и математики, линейной алгебры и электротехники, физики и биологии). Например, некоторые количественные задачи по химии (особенно на «смеси») удобнее решать через систему уравнений с двумя неизвестными. Решение задач по химии математическими методами развивает логическое мышление, показывает взаимосвязь математики и химии, формирует умение составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении, дисциплинирует и направляет деятельность на правильное использование физических величин и корректное проведение математических расчётов. Такая форма проведения урока позволяет студентам применить свои математические знания при решении задач химии. Приближение содержания дисциплины "Математика" к будущей профессиональной деятельности студентов повышает у них мотивацию учебной деятельности. Интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок студентов, расширению сферы получаемой информации.
♫ Часто на уроках используем такие приемы, как составление синквейна, собирание пазлов, отгадывание кроссвордов и ребусов. В ненавязчивой, игровой форме ребята закрепляют и обобщают пройденный материал.
♫ Очень интересно у нас в колледже проходят предметные недели (по математике, по химии, по информатике). Например, на неделе математики проводится олимпиада по математике, конкурс «Самая математическая группа», матбой, в ходе которого студентам предлагается несколько нестандартных задач повышенной сложности, решение которых после обсуждения необходимо представить и защитить, ответив на вопросы оппонентов при их возникновении. На неделе информатики проходят различные тренинги и конкурсы профессионального мастерства.
Недавно проходила неделя химии и биологии. В ходе недели проходил конкурс стенгазет, конкурс презентаций, олимпиады по химии и биологии, ♫ открытое мероприятие «Самый лучший химик колледжа».
♫ Ребята проявляют живой интерес к таким формам работы, активно участвуют. ♫
Организуя работу на лекционных, практических и лабораторных занятиях, проводя текущие консультации по преподаваемым дисциплинам, проводя внеаудиторную работу по предметам, осуществляя руководство подготовкой материалов к студенческим конференциям, преподаватели методкомиссии естественнонаучного цикла формируют у студентов информационную культуру и научное мышление, развивают интеллектуальные и творческие способности студентов.
Наша цель – воспитать студента знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, уметь оценивать ситуацию с разных точек зрения, выстраивать логические цепочки, выбирать оптимальное решение.
♫ Всем удачи, творческих успехов и думающих студентов!
♫ Спасибо за внимание!