Методист МКУ ДО Р ДЭЦ по туристско-краеведческой работе Терновой Г.М.
Уважаемые коллеги разрешите познакомить вас с изменениями, происходящими в последнее время в сфере дополнительного образования детей и в частности в области туризма.
По данным общественной палаты РФ последние преобразования и реорганизации дополнительного образования привели к тому что в 40% регионов нет профильных станций и центров туризма, а кол-во участников походов сократилось в двое (с 1мил.658 тыс. до 990 тыс.).
Данные по Петровскому муниципальному району: кол-во детских объединений работающих по программам туристско-краеведческой направленности с 2012 года сократилось в 3 раза за счет ликвидации совместителей и сокращение финансирования кружковой деятельности в образовательных школах.
Назрела необходимость сохранения или возрождения системы дополнительного образования.
Наш президент В.В.Путин в майских указах поставил задачу - сделать Российскую школу одной из лучших в мире.
Цитата: - Важно не забывать о базовых, непреходящих вещах – гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, язык, великую литературу, достижения в гуманитарных областях.
Министр образования РФ Дмитрий Ливанов сказал:
- Воспитание проходит красной нитью через все виды образовательной деятельности. Одной из главных задач предстоящего периода развития российской школы это повышение роли образования в воспитании подрастающего поколения.
Для успешного решения этих задач, поставленных руководством нашей страны, и повышению качества учебно-воспитательной работы по нравственному, патриотическому и физическому воспитанию было принято решение о разработке программы развития воспитательного компонента.
Участниками этой программы стали образовательные учреждения общего и дополнительного образования, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и муниципальной власти, методические центры, детские и молодёжные организации и объединения.
В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились некоторые положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально- экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.
Так в октябре 2014 года - правительства РФ приняло Постановление «О образовании координационного совета по развитию детского туризма в РФ».
В Общественной палате РФ состоялись слушанья на тему «О необходимости государственной поддержке детского туризма». По итогам слушанья были разработаны рекомендации.
Вот некоторые из них:
Приоритетными направлениями развития туризма в РФ считать:
- «создание условий для развития спортивно-оздоровительного туризма»;
- «создание условий для развития ДЮТ»;
Включить в перечень целевых показателей Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года: кол-во обучающихся участвующих в походах, кол-во летних палаточных лагерей, кол-во проведённых экскурсий.
Рассмотреть возможность функционирования в каждом регионе профильных организаций дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Принять меры по укреплению материально-технической базы станций и центров детско-юношеского туризма и краеведения.
Увы, все эти рекомендации без материальной поддержки учреждений останутся всего лишь очередным нормативным актом. Более подробно с содержанием рекомендаций вы сможете познакомиться в раздаточном материале.
29 января 2016 года в министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание координационного совета по развитию детского туризма в Ставропольском крае под председательством заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кувалдиной И.В. Особое внимание уделялось развитию экскурсионного туризма в регионе. Главам администраций рекомендовано обеспечить возможность доставки детских кол-ва к экскурсионным объектам. Образовательным учреждениям разработать экскурсионные маршруты по территории района, используя весь потенциал региона – культурное и природное наследие, этнос, исторические объекты, и т.д.
Мы с вами представляем туристско-краеведческое направление в дополнительном образовании.
Наш семинар сегодня будет посвящён проблемам подготовки воспитанников к участию в соревнованиях различного уровня.