СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особо охраняемые природные территории

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель :

  • Сформулировать понятие ООПТ, определить виды и  роль  этих территорий в охране природы.

Задачи: 

  • Познакомить с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
  • формировать навыки природоохранной деятельности через практическую направленность;
  • продолжить формирование умений работать с терминами и понятиями, с контурной картой;
  • развивать пространственное  мышление, внимание, память;
  • формировать экологическую культуру, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды.

 

Просмотр содержимого документа
«Особо охраняемые природные территории»

Тема урока : «Особо охраняемые природные территории".

Человек! Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь!

Нельзя любить то, чего не знаешь!

Цель :

  • Сформулировать понятие ООПТ, определить виды и роль этих территорий в охране природы.

Задачи: 

  • Познакомить с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

  • формировать навыки природоохранной деятельности через практическую направленность;

  • продолжить формирование умений работать с терминами и понятиями, с контурной картой;

  • развивать пространственное мышление, внимание, память;

  • формировать экологическую культуру, бережного отношения к природе, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды.


Оборудование: презентации, выставка книг, атлас и контурная карта РБ, карточки, учебник, ИКТ.


Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания по карточкам.

  1. Закономерная смена природных зон и природных условий в горах

А) относительная высота; б) абсолютная высота ; в) высотная поясность.

  1. Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников. А) тундра; б) тайга; в) арктические пустыни.

  2. Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных пород.

А) тундра; б) тайга; в) смешанные леса.

  1. Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных- это______(гумус)__

  2. Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.

А) степь; б) полупустыни; в) пустыни.

  1. Найди лишнее: Тайга: лиственница, дуб, сосна, ель, пихта.

  2. Найди лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак, кострец.

  3. Найди лишнее: Пустыня: полынь, саксаул, джузгун, морошка.

«Проверь себя» (Слайд №4) (ключи к тестам и вопросам по д/з )

2. Изучение новой темы.

  • Определение темы и постановка цели урока.



Учитель:Воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на Земле является организация охраняемых природных территорий (ООПТ).

Учитель. Необходимы меры по охране природы:

На государственном уровне: организация особо охраняемых природных территорий.

На уровне граждан: ответственное отношение к охране окружающей среды.



Заполняете таблицу ООПТ по ходу изучения темы.

Названия ООПТ

Географическое

положение

уникальность

Объекты охраны

заповедник




Национальный природный парк




заказник




Памятники природы






Категории наиболее распространенных ООПТ (Слайд №1)

Учитель: Главный вид особо охраняемых территорий- это…?

1.Заповедник (Слайд №5-8)

Учитель. Как вы думаете, откуда произошло слово «заповедник»?

а) Работа с учебником (обучающиеся выписывают определение стр. 175);

б) формулирование понятия «заповедник»;

в) выступление о заповеднике «Шульган-таш»; (Слайд № 9-11)

2. Проблемы экологического состояния

Национального парка Кандрыкуль» ( Слайд № 12-26 )

а) Работа с учебником (обучающиеся выписывают определение стр. 175);

б) устное сообщение о Кандрыкуле.

3. Заказники (Слайд №27)

а) информация о заказнике Кунгак.

4. Памятники природы (Слайд № 28-33)

а) Работа с учебником (обучающиеся выписывают определение стр. 175);

б) устное сообщение об Икских пещерах, водопаде «Шумиловский», реликтовых породах сосны сибирской 1914г.

Учитель. (дополнение к сообщению обучающегося о Шумиловском водопаде).

В 2010 году на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2010 года № 480 «О памятниках природы республиканского значения» было образовано 4 памятника природы республиканского значения: «Русская Швейцария» (Белебеевский район), «Урочище "Мокрый овраг"» (Бижбулякский район), «Популяция венерина башмачка» и «Урочище "Шумиловский водопад"» (Туймазинский район).

Учитель. По результатам экскурсии обучающийся подготовил выступление о ГУП «Лесхозе» ( история создания, развитие, выпускаемая продукция, проблемы). (Слайд №34-39) посещение обучающимися ГУП «Лесхоза»)

Закрепление.

Слайд № 40-41

1.Закрепление изученного материала по определениям (по карточкам).

1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________.

2. _______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

3. ______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

4. _______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.

5. _______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные________________

(Ответы : заповедники, заказники, национальные парки, природные памятники.)

2. Работа с картами атласа ( задание индивидуальное на контурных картах).

С помощью атласа (стр. 20) нанести на контурную карту объекты ООПТ.

Оценивание индивидуальной работы.

Подведение итогов урока. Выставление оценок .

Учитель благодарит класс за активную работу на уроке и предлагает обучающимся оценить урок.

Оценка урока

Мне все понравилось_______

Мне ничего не понятно_______

Мне было интересно_______

Мне было скучно________

Мне было легко________

Лист оценивания обучающихся

Список обучающихся


Оценка за д/з

Оценка за устное сообщение

Оценка за (закрепление)

Общая оценка

работа по карточке

работа на контурной карте










Домашнее задание : задание по контурным картам: (Слайд №43-44)

  1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.

  2. Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.