Проектно — исследовательская работа.
Секция: Русский язык
Тема: «Канцелярит в разговорной речи человека.»
Автор работы: Манукян Мариета Зограбовна,
Класс: 5 «А»
руководитель:
Леонтьева Людмила Николаевна.
Оглавление:
Введение 3
Глава 1 4
Глава 2 6
Глава 3 8
Заключение 9
Список используемой литературы 10
Приложение 11
Введение.
Современный русский язык не имеет четких канонов, нормы языка сейчас как таковые не сформулированы. Поэтому литературный язык понемногу «засоряется». В него проникают некоторые элементы диалектизмов, жаргонизмов, наблюдается активное заимствование слов. Кроме того проявляет себя такое явление как канцелярит. Оно появилось гораздо раньше, чем само определение.
Цель исследования: изучить пути решения возникшей проблемы, связанной с частым употреблением канцеляризмов, а так же его устранение.
Актуальность моей работы заключается в том, что — бы показать и доказать людям, что употребление слов канцеляризмов, жаргонизмов , деалектизмов некрасиво в разговорной речи и если дальше люди будут продолжать использовать такую некрасивую речь , то наш могучий богатый русский язык обеднеет и речь будущих поколений будет такой же ужасной , как и сейчас.
Гипотеза исследования: я предположу, что речь людей исправиться в лучшую сторону. И разговорная речь человека станет богаче.
Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение.
Объект исследования: люди разных возростов.
Предмет исследования: влияние слов — канцеляризмов и его влияние на разговорную речь человека.
Глава 1. «Канцелярит.»
Канцелярит — слово, придуманное Корнеем Ивановичем Чуковским для обозначения русского языка, употребляемого в основном в среде чиновников и юристов. Суфикс «ит» имеет параллель с названиями воспалительных болезней, а так же на названия языков оканчивающих на «ит».
Это - вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!)
Это - нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже - так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.
Это - обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.
Это - вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.
Это - тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. Несчетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи.
Это - серость, однообразие, стертость, штамп. Короче говоря, канцелярит - это мертвечина
Опасность канцеляритов заключается не только в том, что их использование ведет к изменению заложенного смысла «Журнал предполагает расширить свою тематику за счет более полного освещения вопросов советского государственного строительства» - получается журнал решил отказаться от освещения государственного строительство, хотя на самом деле ситуация прямо противоположна.) и созданию смешных оборотов. «Главная беда заключается в том, что канцелярская речь по своей ядовитой природе склонна отравлять и губить самые живые слова. Как бы ни было изящно, поэтично и выразительно слово, чуть только войдет оно в состав этой речи, оно совершенно утрачивает свой первоначальный человеческий смысл и превращается в нудный шаблон»
Примеры канцелярита:
1.Мы провели большую работу, вместо этого можно сказать : мы хорошо поработали.
2. Мы оказываем большую помощь, вместо этого можно сказать : мы помогаем.
3. А билеты я тебе вручил? Вместо этого можно сказать : я тебя дал билеты?
4.Ставить вопрос, вместо этого можно сказать : спрашивать.
5. Мой друг проживает на Южной улице, вместо этого можно сказать: живёт.
6. Наличествовало, вместо этого было.
7.Находился в состоянии усталости, вместо можно сказать устал.
8.Он понимаем нами, вместо этого мы понимаем его.
9.Он испытывал чувство радости, вместо этого он радовался.
10.Передвижение в условиях города, вместо этого передвижение по городу.
11.Большое количество денег, вместо этого много денег.
12.Производим сравнение, вместо этого сравниваем.
13.Осуществляют кредитование, вместо этого кредитуют
14.В процессе вязания я отдыхаю, вместо когда я вяжу, я отдыхаю. - Это всё канцеляризмы.
Причины канцелярита: люди используют официально-деловой стиль речи что-бы казаться важным главным деловым и грамотным человеком.
Глава 2. «Мнение исследователей.»
Мнение К.И.Чуковского о канцеляризме :
Он отмечает, что «в официальных речах такие обороты бывают уместны, да и то далеко не всегда».
Корней Иванович говорит так же о том, что шаблоны речи не всегда плохи, не всегда ведут к обеднению языка, но «есть такие житейские случаи, когда словесные трафареты немыслимы»
«Штампованными фразами…могут стать самые пылкие, живые, эмоциональные сочетания слов, выражающие благородное чувство - стоит только этим оборотам войти в обиход равнодушных и черствых людей».
Чуковский соглашается с Лениным в том, что «за «казенно русским языком» скрывается реакционная ложь».
Корней Иванович, приводи примеры, и наглядно показывает, какие комические обороты получаются в результате использования канцелярских слов в разговорной речи или в литературном языке.
Мнение Норы Галь о канцелярите:
Слышишь, видишь, читаешь такое - и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: Берегись канцелярита!
Для нее канцелярит - «Это - самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи».
Галь отмечает, что «канцелярит не сдается, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Сущий рак:
разрастаются чужеродные, губительные клетки - постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро. Галь призывает читателя быть внимательными и меньше использовать канцеляризмы, чтобы предотвратить эту «эпидемию»
Нора Галь называет признаки канцелярита:
«Слишком много пустых, бессодержательных, мертвых слов. А от них становится неподвижной фраза: тяжеловесная, застойная, она прямо противоположна действию, о котором говорит, чужда борьбе, движению, содержательности, экономности. Суть ее можно выразить вдвое, втрое короче - и выйдет живей и выразительней.Вот тут бы и вмешаться редактору, выбросить все лишнее. Нет, куда там, вдруг выйдет «несолидно»! А чем больше длинных, казенных слов, косвенных падежей, придаточных предложений, тем, видите ли, солиднее…
И уже не разберешь, что с чем связано и что для чего нужно. Да и не нужно тут больше половины! Пять длинных слов да два коротких - там, где хватило бы одного слова, причем - что очень важно - одного глагола! Это словесный мусор, шелуха. И читатель, слушатель перестает воспринимать шелуху, а заодно упускает и важное, он уже не в силах докопаться до зерна, до сути.
Мнение Т. В. Шмелеевой о канцелярите:
В ее понимании: «Канцелярит - это использование языковых средств с сильной памятью деловой сферы (канцеляризмов) прежде всего в бытовой, обиходной сфере общения, где они воспринимаются как нелепые, а иногда и оскорбительно неуместные.
Глава 3. « Анкетирование.»
Целью анкетирования было :
1.Выяснить, как люди считают , нужен ли канцелярит в разговорной речи или нет?
2.Уместен ли он?
3.Как люди относятся к чиновникам,юристам и к людям которые используют канцелярит?
Для проведения анкетирования была составлена анкета, включающая в себя 5 вопросов:
Знаете ли вы что такое канцелярит?
Употребляете ли вы слова — канцеляриты в разговорной речи?
Как вы относитесь к канцеляриту?
4. Как вы относитесь к людям которые его употребляют?
Нами были опрошены : 6 класс, 7 класс, 10 класс, взрослые. Количество в каждой группе составляло 30 человек.В общей сложности 120 человек. Результат анкетирования показан ниже в таблице:
Вопрос | Употребляете ли вы слова канцеляриты в разговорной речи? | Знаете ли вы что такое канцелярит? | Как вы к канцеля - риту? | Нужен ли канцелярит? |
6 класс | | | | | | | | |
7класс | 4 | 26 | 28 | 2 | 9 | 21 | 0 | 30 |
10 класс | 13 | 17 | 25 | 5 | 7 | 23 | 0 | 30 |
Взрослые | 19 | 11 | 0 | 30 | 11 | 19 | 12 | 18 |
Вывод анкетирования : из 120 исследуемых большая половина из них знают , что такое канцелярит,плохо относятся к канцеляриту, считают что канцелярит не нужен в разговорной речи . Больше всех в разговорной речи канцелярит используют взрослые.
Заключение.
Вывод исследования: Рассмотрев само понятие канцелярит и мнение исследователей о нем, мы пришли к выводу, что канцелярит - это явление речи, основная суть которого заключается в использовании канцелярских слов в других сферах языка, где они неуместны. Так же путем решения проблемы с точки зрения исследователей и представив доклад школьникам младшим и старших классов дети поняли , что канцелярит использовать в разговорной речи нельзя . Таким образом мы устранили канцелярит в школе.
Список используемой литературы
1.
2.http://www.philology.ru/linguistics2/shmeleva-00.htm
3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%F6%E5%EB%FF%F0%E8%F2
4.
5.Чуковский К.И. «Живой как жизнь»: разговор о русском языке/ К.И. Чуковский. - Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1962 г
6.http:litpravka.compages/useful/kantseliarit.html
7.stihi.ru2002/04/19-625
8.Чуковский К.И. «Живой как жизнь»: разговор о русском языке/ К.И. Чуковский. — Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1962 г.
Приложение 1.
Вопрос | Употребляете ли вы слова канцеляриты в разговорной речи? | Знаете ли вы что такое канцелярит? | Как вы к канцеля - риту? | Нужен ли канцелярит? |
6 класс | | | | | | | | |
7 класс | 4 | 26 | 28 | 2 | 9 | 21 | 0 | 30 |
10 класс | 13 | 17 | 25 | 5 | 7 | 23 | 0 | 30 |
Взрослые | 19 | 11 | 0 | 30 | 11 | 19 | 12 | 18 |