СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Осторожно, канцелярит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 6 класса Манукян Мариеты. Подготовлена к недели русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Осторожно, канцелярит"»

Проектно — исследовательская работа.




Секция: Русский язык


Тема: «Канцелярит в разговорной речи человека

Автор работы: Манукян Мариета Зограбовна,

Класс: 5 «А»



руководитель:

Леонтьева Людмила Николаевна.




















Оглавление:

Введение 3

Глава 1 4

Глава 2 6

Глава 3 8

Заключение 9

Список используемой литературы 10

Приложение 11













































Введение.

Современный русский язык не имеет четких канонов, нормы языка сейчас как таковые не сформулированы. Поэтому литературный язык понемногу «засоряется». В него проникают некоторые элементы диалектизмов, жаргонизмов, наблюдается активное заимствование слов. Кроме того проявляет себя такое явление как канцелярит. Оно появилось гораздо раньше, чем само определение.


Цель исследования: изучить пути решения возникшей проблемы, связанной с частым употреблением канцеляризмов, а так же его устранение.


Актуальность моей работы заключается в том, что — бы показать и доказать людям, что употребление слов канцеляризмов, жаргонизмов , деалектизмов некрасиво в разговорной речи и если дальше люди будут продолжать использовать такую некрасивую речь , то наш могучий богатый русский язык обеднеет и речь будущих поколений будет такой же ужасной , как и сейчас.


Гипотеза исследования: я предположу, что речь людей исправиться в лучшую сторону. И разговорная речь человека станет богаче.


Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение.


Объект исследования: люди разных возростов.


Предмет исследования: влияние слов — канцеляризмов и его влияние на разговорную речь человека.















Глава 1. «Канцелярит.»


Канцелярит — слово, придуманное Корнеем Ивановичем Чуковским для обозначения русского языка, употребляемого в основном в среде чиновников и юристов. Суфикс «ит» имеет параллель с названиями воспалительных болезней, а так же на названия языков оканчивающих на «ит».

Это - вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!)

Это - нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже - так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это - обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.

Это - вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

Это - тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. Несчетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи.

Это - серость, однообразие, стертость, штамп. Короче говоря, канцелярит - это мертвечина


Опасность канцеляритов заключается не только в том, что их использование ведет к изменению заложенного смысла «Журнал предполагает расширить свою тематику за счет более полного освещения вопросов советского государственного строительства» - получается журнал решил отказаться от освещения государственного строительство, хотя на самом деле ситуация прямо противоположна.) и созданию смешных оборотов. «Главная беда заключается в том, что канцелярская речь по своей ядовитой природе склонна отравлять и губить самые живые слова. Как бы ни было изящно, поэтично и выразительно слово, чуть только войдет оно в состав этой речи, оно совершенно утрачивает свой первоначальный человеческий смысл и превращается в нудный шаблон»








Примеры канцелярита:


1.Мы провели большую работу, вместо этого можно сказать : мы хорошо поработали.


2. Мы оказываем большую помощь, вместо этого можно сказать : мы помогаем.

3. А билеты я тебе вручил? Вместо этого можно сказать : я тебя дал билеты?

4.Ставить вопрос, вместо этого можно сказать : спрашивать.

5. Мой друг проживает на Южной улице, вместо этого можно сказать: живёт.

6. Наличествовало, вместо этого было.

7.Находился в состоянии усталости, вместо можно сказать устал.

8.Он понимаем нами, вместо этого мы понимаем его.

9.Он испытывал чувство радости, вместо этого он радовался.

10.Передвижение в условиях города, вместо этого передвижение по городу.

11.Большое количество денег, вместо этого много денег.

12.Производим сравнение, вместо этого сравниваем.

13.Осуществляют кредитование, вместо этого кредитуют

14.В процессе вязания я отдыхаю, вместо когда я вяжу, я отдыхаю. - Это всё канцеляризмы.



Причины канцелярита: люди используют официально-деловой стиль речи что-бы казаться важным главным деловым и грамотным человеком.




Глава 2. «Мнение исследователей.»


Мнение К.И.Чуковского о канцеляризме :

Он отмечает, что «в официальных речах такие обороты бывают уместны, да и то далеко не всегда».

Корней Иванович говорит так же о том, что шаблоны речи не всегда плохи, не всегда ведут к обеднению языка, но «есть такие житейские случаи, когда словесные трафареты немыслимы»

«Штампованными фразами…могут стать самые пылкие, живые, эмоциональные сочетания слов, выражающие благородное чувство - стоит только этим оборотам войти в обиход равнодушных и черствых людей».

Чуковский соглашается с Лениным в том, что «за «казенно русским языком» скрывается реакционная ложь».

Корней Иванович, приводи примеры, и наглядно показывает, какие комические обороты получаются в результате использования канцелярских слов в разговорной речи или в литературном языке.


Мнение Норы Галь о канцелярите:


Слышишь, видишь, читаешь такое - и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: Берегись канцелярита!

Для нее канцелярит - «Это - самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи».

Галь отмечает, что «канцелярит не сдается, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Сущий рак:

разрастаются чужеродные, губительные клетки - постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро. Галь призывает читателя быть внимательными и меньше использовать канцеляризмы, чтобы предотвратить эту «эпидемию»

Нора Галь называет признаки канцелярита:

«Слишком много пустых, бессодержательных, мертвых слов. А от них становится неподвижной фраза: тяжеловесная, застойная, она прямо противоположна действию, о котором говорит, чужда борьбе, движению, содержательности, экономности. Суть ее можно выразить вдвое, втрое короче - и выйдет живей и выразительней.Вот тут бы и вмешаться редактору, выбросить все лишнее. Нет, куда там, вдруг выйдет «несолидно»! А чем больше длинных, казенных слов, косвенных падежей, придаточных предложений, тем, видите ли, солиднее…

И уже не разберешь, что с чем связано и что для чего нужно. Да и не нужно тут больше половины! Пять длинных слов да два коротких - там, где хватило бы одного слова, причем - что очень важно - одного глагола! Это словесный мусор, шелуха. И читатель, слушатель перестает воспринимать шелуху, а заодно упускает и важное, он уже не в силах докопаться до зерна, до сути.


Мнение Т. В. Шмелеевой о канцелярите:


В ее понимании: «Канцелярит - это использование языковых средств с сильной памятью деловой сферы (канцеляризмов) прежде всего в бытовой, обиходной сфере общения, где они воспринимаются как нелепые, а иногда и оскорбительно неуместные.




























Глава 3. « Анкетирование.»


Целью анкетирования было :

1.Выяснить, как люди считают , нужен ли канцелярит в разговорной речи или нет?

2.Уместен ли он?

3.Как люди относятся к чиновникам,юристам и к людям которые используют канцелярит?

Для проведения анкетирования была составлена анкета, включающая в себя 5 вопросов:

  • Знаете ли вы что такое канцелярит?

  • Употребляете ли вы слова — канцеляриты в разговорной речи?

  • Как вы относитесь к канцеляриту?

4. Как вы относитесь к людям которые его употребляют?

  • Нужен ли канцелярит?


Нами были опрошены : 6 класс, 7 класс, 10 класс, взрослые. Количество в каждой группе составляло 30 человек.В общей сложности 120 человек. Результат анкетирования показан ниже в таблице:


Вопрос

Употребляете ли вы слова канцеляриты в разговорной речи?

Знаете ли вы что такое канцелярит?

Как вы к канцеля -

риту?

Нужен ли канцелярит?

6 класс

Да

8


Нет

22


Да

30


Нет

0


Хор.

10


Плох.

20


Да

0


Нет

30


7класс

4

26

28

2

9

21

0

30

10 класс

13

17

25

5

7

23

0

30

Взрослые

19

11

0

30

11

19

12

18

Вывод анкетирования : из 120 исследуемых большая половина из них знают , что такое канцелярит,плохо относятся к канцеляриту, считают что канцелярит не нужен в разговорной речи . Больше всех в разговорной речи канцелярит используют взрослые.
Заключение.


Вывод исследования: Рассмотрев само понятие канцелярит и мнение исследователей о нем, мы пришли к выводу, что канцелярит - это явление речи, основная суть которого заключается в использовании канцелярских слов в других сферах языка, где они неуместны. Так же путем решения проблемы с точки зрения исследователей и представив доклад школьникам младшим и старших классов дети поняли , что канцелярит использовать в разговорной речи нельзя . Таким образом мы устранили канцелярит в школе.






























Список используемой литературы



1.

2.http://www.philology.ru/linguistics2/shmeleva-00.htm

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%F6%E5%EB%FF%F0%E8%F2

4.

5.Чуковский К.И. «Живой как жизнь»: разговор о русском языке/ К.И. Чуковский. - Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1962 г

6.http:litpravka.compages/useful/kantseliarit.html

7.stihi.ru2002/04/19-625

8.Чуковский К.И. «Живой как жизнь»: разговор о русском языке/ К.И. Чуковский. — Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1962 г.



























  • Приложения.

Приложение 1.


Вопрос

Употребляете ли вы слова канцеляриты в разговорной речи?

Знаете ли вы что такое канцелярит?

Как вы к канцеля -

риту?

Нужен ли канцелярит?

6 класс

Да

8


Нет

22


Да

30


Нет

0


Хор.

10


Плох.

20


Да

0


Нет

30


7 класс

4

26

28

2

9

21

0

30

10 класс

13

17

25

5

7

23

0

30

Взрослые

19

11

0

30

11

19

12

18