«От мусора до изменения климата?»
(занятие экологического кружка)
Девиз: Раньше природа устраивала человека,
а теперь, человек устраивает природу.
Жак Ив Кусто.
Цель: выработка умений самостоятельно применять полученные ранее экологические знания, знания в области устойчивого развития на практике, работать с такими понятиями как антропогенные факторы, парниковый эффект, глобальные изменения климата, экологические проблемы.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы, учиться искать пути решения экологических проблем локального и глобального масштабов.
Развивающая: формировать экологическое мышление, развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Воспитательная: показать значимость практической деятельности человека для сохранения окружающей среды, в особенности климатических параметров, продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности.
Методы: частично поисковый, исследовательский, монологический, диалогический, практические.
Оборудование: геохронологические таблицы, дополнительная литература по теме, бумага формата А1 и фломастеры для работы групп.
Ход занятия
Организационный момент
Актуализация темы, совместное целеполагание
Работа в группах. Группы после этапа обсуждения и выработки общих версий заполняют схему (схема на доске).
Стратегии выживания человечества





Общее обсуждение с обязательной аргументацией стратегий (необходимо учитывать и фиксировать любые мнения учащихся) и предложением целей занятия.
Работа с новым материалом
Введение в тему.
В. И. Вернадский: «Наступило время, когда человечество должно отдавать свои долги биосфере, вкладывая весь накопленный духовный, интеллектуальный, нравственный, производственно-технический потенциал в ее развитие».
Направления и этапы влияния человека на природу:
освоение различных типов топлива,
использование транспорта,
создание крупных населенных пунктов и городов,
промышленная революция,
освоение ископаемых видов энергии (каменного угля, нефти, газа),
применение механизированного транспорта,
преобразование производительных сил,
научно-техническая революция,
загрязнение окружающей среды,
энергетический кризис,
Результат. Массированное воздействие на биосферу, активное вовлечение в круговорот новых веществ – углеводородов, других полезных ископаемых, а, следовательно, негативное воздействие на климат, как в региональном, так и в глобальном масштабах.
Что далее???
Проблемный вопрос: что является показателем хорошего самочувствия человека? А что является признаком устойчивой экологической системы, биосферы? Что произойдет с Землей, если климат начнет «болеть»? (экологическая катастрофа).
Под экологической катастрофой можно понимать и переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны. Экологические катастрофы могут иметь различные уровни — от локальных (лесной пожар, осушение болота, резкое снижение численности отдельных популяций животных или растений и т. д.) до глобальных (парниковый эффект, озоновые дыры, снижение биоразнообразия, комплексное загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата).
Практическое закрепление полученных знаний (работа в группах)
Конкурс «Да – нет: парниковый эффект»
Какие из приведенных ниже утверждений вы считаете верными,
а какие – нет.
А. Вид Человек разумный находится обычно на вершине пищевых цепей (да).
Б. Зеленое потребление – это определенный образ жизни, основанный на осознании необходимости беречь природные ресурсы и способствовать сохранению окружающей среды (да).
В. «Парниковый эффект» - это исключительно результат хозяйственной деятельности человека (нет).
Г. Следует выбирать товары в пенопластовой упаковке, так как она очень быстро разлагается в окружающей среде (нет).
Д. Предпочтение следует отдавать продуктам и товарам местного производства, а покупки делать в близлежащих магазинах (да).
Е. Перед тем, как выбросить пластиковую бутылку в контейнер, необходимо снять с нее крышку (да).
Ж. Вредные последствия от использования нефти заключаются только в выбросах загрязняющих газов при горении нефтепродуктов (нет).
Конкурс «Отходы - парниковый эффект: как избежать?»
Команды получают задания, и отвечают (дается время на обдумывание)
Расположите перечисленные ниже способы борьбы с отходами в порядке уменьшения отрицательного влияния на окружающую среду, прежде всего – атмосферу.
А. Сжигание отходов.
Б. Предупреждение увеличения количества отходов – «чем меньше упаковки – тем лучше».
В. Повторное использование, утилизация отходов.
Г. Использование отходов (конечно, предварительно разделенных) в качестве топлива.
Д. Захоронение отходов на полигонах.
( Д, А, Г, В, Б).
Работа над мини-проектами в группах,
представление мини-проектов
Рассматривается взаимосвязь утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) и проблемы парникового эффекта. Следует отметить, что вопрос утилизации ТКО особенно актуален сейчас для города, в городе открыт мусороперерабатывающий завод, но существует проблема организации раздельного сбора мусора.
Первая группа: «Теоретические аспекты проблемы ТКО и общие подходы к решению проблемы».
Вторая группа: «Мусор, парниковый эффект, изменения климата».
Третья группа: «Проблема ТКО в городе и пути ее решения».
Четвертая группа: «Пути и методы агитации за раздельный сбор мусора среди населения города».
Учащимся предлагается продолжить работу над проектами и представить возможные пути их реализации.
Рефлексия:
Продолжите фразы:
- Я понял, что экологические проблемы касаются меня в том, что…
- Мой взгляд на глобальные экологические проблемы изменился в сторону…
- В моем взгляде на проблему сохранения климата произошли следующие изменения…
- Для предотвращения изменения климата лично я могу…
Заключение. Альберт Швейцер: «Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно осознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного».
Приложение
Теоретический материал по теме
Говоря о парниковом эффекте, сразу представляется большая теплица, ласковые лучики Солнца, проникающие сквозь стекло, ярко-зеленые грядки и достаточно высокая температура внутри, когда на улице еще правит зима. Да, это действительно так, наиболее наглядно этот процесс можно сравнить с тем, что происходит в парнике. Только в роли стекла - парниковые газы, которых много в атмосфере, они пропускают и удерживают тепло в нижних воздушных слоях, обеспечивая рост растений и жизнь людей. Сегодня все чаще парниковый эффект называют экологической катастрофой. Важно понимать, что парниковый эффект на Земле был всегда, без него невозможно нормальное существование живых организмов и растений, да и комфортным климатом мы обязаны именно ему. Проблема в том, что пагубная деятельность человека приняла такие масштабы, которые уже не могут проходить без следа, вызывают глобальные, необратимые изменения в природе. А чтобы выжить, населению нашей планеты нужна такая же глобальная солидарность в решении этого серьезного вопроса
Сущность парникового эффекта, его причины и последствия
Жизнедеятельность человечества, сжигание миллионов тонн топлива, усиленное потребление энергии, увеличение автопарка, огромный рост количества отходов ведут к усилению концентрации парниковых газов в земной атмосфере. Статистика показывает, что за последние двести лет углекислого газа стало в воздухе на 25% больше, - за всю геологическую историю такого еще не было. Таким образом, над Землей образуется своеобразный газовый колпак, который задерживает тепловое излучение, возвращая его обратно и приводя к климатическому дисбалансу. С ростом средней температуры у поверхности Земли, возрастает и количество осадков. Вспомните, что на стекле в оранжерее или парнике всегда выступает конденсат, в природе это происходит аналогично. Точно вычислить все губительные последствия невозможно, но ясно одно: человек затеял опасную игру с природой, нужно срочно одуматься, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.
К причинам, вызывающим обострение парникового эффекта в атмосфере, относят:
- хозяйственную деятельность, которая меняет газовый состав и вызывает запыленность нижних воздушных слоев Земли;
- сжигание углеродсодержащих видов топлива: уголь, нефть, газ;
- выхлопные газы автомобильных двигателей;
- функционирование теплоэлектростанций;
- сельское хозяйство, связанное с переизбытком удобрений, значительным приростом поголовья скота;
- добычу природных ископаемых;
- выброс бытовых отходов и отходов промышленных производств;
- вырубку лесов.
Удивительно, но факт: воздух уже перестал быть возобновляемым природным ресурсом, каковым оставался до начала интенсивной человеческой деятельности.
Последствия парникового эффекта
Самым опасным последствием парникового эффекта считается глобальное потепление, которое ведет к нарушению теплового баланса на планете в целом. Уже сегодня каждый из нас ощутил среднее увеличение температуры на себе: феноменальная жара в летние месяцы и внезапные оттепели в середине зимы – вот следствия глобального загрязнения атмосферы. А засухи, кислотные дожди, суховеи, смерчи, ураганы и другие стихийные катаклизмы, в наши дни стали нормой жизни. Каждый год температура возрастает почти на один градус. В связи с этим усиливаются тропические ливни, растут границы засушливых территорий и пустынь, начинается бурное таяние ледников, исчезают площади вечной мерзлоты и значительно сокращаются территории тайги. А это значит, что резко снизятся урожаи, обжитые площади затопятся водой, многие животные не смогут приспособиться к быстро меняющимся условиям, поднимется уровень Мирового океана и изменится общий водно-солевой баланс. Нынешнее поколение может оказаться свидетелями самого быстрого потепления на Планете Земля. Как показывает мировая практика, для некоторых уголков глобальное потепление несет и положительный эффект, давая возможность развиваться сельскому хозяйству, однако эта ничтожная польза теряется на фоне массового отрицательного воздействия. Вокруг парникового эффекта бушуют дебаты, проводятся исследования и испытания, люди ищут пути снижения его губительного влияния.
Современные способы решения проблемы
Выход из сложившейся ситуации один: изыскать новый вид топлива, либо в корне менять технологию использования существующих разновидностей топливных ресурсов. Уголь и нефть при сгорании выделяют на 60% больше диоксида углерода - активного парникового газа, чем любое другое топливо для производства единицы энергии.
Что нужно сделать, чтобы избежать угрозы парникового эффекта:
- сократить потребление ископаемого топлива, особенно угля, нефти и природного газа,
- остановить всеобщее загрязнение планеты,
- использовать специальные фильтры для удаления диоксида углерода из всех выбросов в атмосферу,
- увеличить использование альтернативных источников энергии: ветра, Солнца и так далее,
- прекратить вырубку зеленых насаждений и наладить целенаправленное озеленение.
Пути решения проблемы есть, главное, взяться за это всем вместе, населению, правительству, подрастающему поколению, и провести огромную, но такую полезную, работу по очищению Земли. Пора прекратить потребительское отношение и начать вкладывать силы и время в свое будущее, будущее следующих поколений. Пришло время отдавать природе то, что мы у нее регулярно забираем. Нет, сомнения, что гениальное и предприимчивое человечество справится с этой очень сложной и ответственной задачей