СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От мусора до изменения климата

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие экологического клуба с целью создания условий для формирования экологического мышления у учащихся, показа значимосит практической деятельности человека для сохранения природной среды.

Просмотр содержимого документа
«От мусора до изменения климата»


«От мусора до изменения климата?»

(занятие экологического кружка)


Девиз: Раньше природа устраивала человека,

а теперь, человек устраивает природу.

Жак Ив Кусто.


Цель: выработка умений самостоятельно применять полученные ранее экологические знания, знания в области устойчивого развития на практике, работать с такими понятиями как антропогенные факторы, парниковый эффект, глобальные изменения климата, экологические проблемы.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы, учиться искать пути решения экологических проблем локального и глобального масштабов.

Развивающая: формировать экологическое мышление, развивать коммуникативные компетенции учащихся.

Воспитательная: показать значимость практической деятельности человека для сохранения окружающей среды, в особенности климатических параметров, продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности.


Методы: частично поисковый, исследовательский, монологический, диалогический, практические.


Оборудование: геохронологические таблицы, дополнительная литература по теме, бумага формата А1 и фломастеры для работы групп.


Ход занятия


Организационный момент


Актуализация темы, совместное целеполагание


Работа в группах. Группы после этапа обсуждения и выработки общих версий заполняют схему (схема на доске).


Стратегии выживания человечества



Общее обсуждение с обязательной аргументацией стратегий (необходимо учитывать и фиксировать любые мнения учащихся) и предложением целей занятия.


Работа с новым материалом


Введение в тему.

В. И. Вернадский: «Наступило время, когда человечество должно отдавать свои долги биосфере, вкладывая весь накопленный духовный, интеллектуальный, нравственный, производственно-технический потенциал в ее развитие».

Направления и этапы влияния человека на природу:

  • освоение различных типов топлива,

  • использование транспорта,

  • создание крупных населенных пунктов и городов,

  • промышленная революция,

  • освоение ископаемых видов энергии (каменного угля, нефти, газа),

  • применение механизированного транспорта,

  • преобразование производительных сил,

  • научно-техническая революция,

  • загрязнение окружающей среды,

  • энергетический кризис,

  • глобальные экологические катастрофы

Результат. Массированное воздействие на биосферу, активное вовлечение в круговорот новых веществ – углеводородов, других полезных ископаемых, а, следовательно, негативное воздействие на климат, как в региональном, так и в глобальном масштабах.

Что далее???

Проблемный вопрос: что является показателем хорошего самочувствия человека? А что является признаком устойчивой экологической системы, биосферы? Что произойдет с Землей, если климат начнет «болеть»? (экологическая катастрофа).

Под экологической катастрофой можно понимать и переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны. Экологические катастрофы могут иметь различные уровни — от локальных (лесной пожар, осушение болота, резкое снижение численности отдельных популяций животных или растений и т. д.) до глобальных (парниковый эффект, озоновые дыры, снижение биоразнообразия, комплексное загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата).


Практическое закрепление полученных знаний (работа в группах)


Конкурс «Да – нет: парниковый эффект»

Какие из приведенных ниже утверждений вы считаете верными,

а какие – нет.

А. Вид Человек разумный находится обычно на вершине пищевых цепей (да).

Б. Зеленое потребление – это определенный образ жизни, основанный на осознании необходимости беречь природные ресурсы и способствовать сохранению окружающей среды (да).

В. «Парниковый эффект» - это исключительно результат хозяйственной деятельности человека (нет).

Г. Следует выбирать товары в пенопластовой упаковке, так как она очень быстро разлагается в окружающей среде (нет).

Д. Предпочтение следует отдавать продуктам и товарам местного производства, а покупки делать в близлежащих магазинах (да).

Е. Перед тем, как выбросить пластиковую бутылку в контейнер, необходимо снять с нее крышку (да).

Ж. Вредные последствия от использования нефти заключаются только в выбросах загрязняющих газов при горении нефтепродуктов (нет).


Конкурс «Отходы - парниковый эффект: как избежать?»


Команды получают задания, и отвечают (дается время на обдумывание)

Расположите перечисленные ниже способы борьбы с отходами в порядке уменьшения отрицательного влияния на окружающую среду, прежде всего – атмосферу.

А. Сжигание отходов.

Б. Предупреждение увеличения количества отходов – «чем меньше упаковки – тем лучше».

В. Повторное использование, утилизация отходов.

Г. Использование отходов (конечно, предварительно разделенных) в качестве топлива.

Д. Захоронение отходов на полигонах.

( Д, А, Г, В, Б).


Работа над мини-проектами в группах,

представление мини-проектов


Рассматривается взаимосвязь утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) и проблемы парникового эффекта. Следует отметить, что вопрос утилизации ТКО особенно актуален сейчас для города, в городе открыт мусороперерабатывающий завод, но существует проблема организации раздельного сбора мусора.


Первая группа: «Теоретические аспекты проблемы ТКО и общие подходы к решению проблемы».


Вторая группа: «Мусор, парниковый эффект, изменения климата».


Третья группа: «Проблема ТКО в городе и пути ее решения».


Четвертая группа: «Пути и методы агитации за раздельный сбор мусора среди населения города».


Учащимся предлагается продолжить работу над проектами и представить возможные пути их реализации.


Рефлексия:

Продолжите фразы:

- Я понял, что экологические проблемы касаются меня в том, что…

- Мой взгляд на глобальные экологические проблемы изменился в сторону…

- В моем взгляде на проблему сохранения климата произошли следующие изменения…

- Для предотвращения изменения климата лично я могу…


Заключение. Альберт Швейцер: «Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно осознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного».





Приложение

Теоретический материал по теме

Говоря о парниковом эффекте, сразу представляется большая теплица, ласковые лучики Солнца, проникающие сквозь стекло, ярко-зеленые грядки и достаточно высокая температура внутри, когда на улице еще правит зима. Да, это действительно так, наиболее наглядно этот процесс можно сравнить с тем, что происходит в парнике. Только в роли стекла - парниковые газы, которых много в атмосфере, они пропускают и удерживают тепло в нижних воздушных слоях, обеспечивая рост растений и жизнь людей. Сегодня все чаще парниковый эффект называют экологической катастрофой. Важно понимать, что парниковый эффект на Земле был всегда, без него невозможно нормальное существование живых организмов и растений, да и комфортным климатом мы обязаны именно ему. Проблема в том, что пагубная деятельность человека приняла такие масштабы, которые уже не могут проходить без следа, вызывают глобальные, необратимые изменения в природе. А чтобы выжить, населению нашей планеты нужна такая же глобальная солидарность в решении этого серьезного вопроса

Сущность парникового эффекта, его причины и последствия


Жизнедеятельность человечества, сжигание миллионов тонн топлива, усиленное потребление энергии, увеличение автопарка, огромный рост количества отходов ведут к усилению концентрации парниковых газов в земной атмосфере. Статистика показывает, что за последние двести лет углекислого газа стало в воздухе на 25% больше, - за всю геологическую историю такого еще не было. Таким образом, над Землей образуется своеобразный газовый колпак, который задерживает тепловое излучение, возвращая его обратно и приводя к климатическому дисбалансу. С ростом средней температуры у поверхности Земли, возрастает и количество осадков. Вспомните, что на стекле в оранжерее или парнике всегда выступает конденсат, в природе это происходит аналогично. Точно вычислить все губительные последствия невозможно, но ясно одно: человек затеял опасную игру с природой, нужно срочно одуматься, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.


К причинам, вызывающим обострение парникового эффекта в атмосфере, относят:
- хозяйственную деятельность, которая меняет газовый состав и вызывает запыленность нижних воздушных слоев Земли;
- сжигание углеродсодержащих видов топлива: уголь, нефть, газ;
- выхлопные газы автомобильных двигателей;
- функционирование теплоэлектростанций;
- сельское хозяйство, связанное с переизбытком удобрений, значительным приростом поголовья скота;
- добычу природных ископаемых;
- выброс бытовых отходов и отходов промышленных производств;
- вырубку лесов.
Удивительно, но факт: воздух уже перестал быть возобновляемым природным ресурсом, каковым оставался до начала интенсивной человеческой деятельности.

Последствия парникового эффекта

Самым опасным последствием парникового эффекта считается глобальное потепление, которое ведет к нарушению теплового баланса на планете в целом. Уже сегодня каждый из нас ощутил среднее увеличение температуры на себе: феноменальная жара в летние месяцы и внезапные оттепели в середине зимы – вот следствия глобального загрязнения атмосферы. А засухи, кислотные дожди, суховеи, смерчи, ураганы и другие стихийные катаклизмы, в наши дни стали нормой жизни. Каждый год температура возрастает почти на один градус. В связи с этим усиливаются тропические ливни, растут границы засушливых территорий и пустынь, начинается бурное таяние ледников, исчезают площади вечной мерзлоты и значительно сокращаются территории тайги. А это значит, что резко снизятся урожаи, обжитые площади затопятся водой, многие животные не смогут приспособиться к быстро меняющимся условиям, поднимется уровень Мирового океана и изменится общий водно-солевой баланс. Нынешнее поколение может оказаться свидетелями самого быстрого потепления на Планете Земля. Как показывает мировая практика, для некоторых уголков глобальное потепление несет и положительный эффект, давая возможность развиваться сельскому хозяйству, однако эта ничтожная польза теряется на фоне массового отрицательного воздействия. Вокруг парникового эффекта бушуют дебаты, проводятся исследования и испытания, люди ищут пути снижения его губительного влияния.

Современные способы решения проблемы


Выход из сложившейся ситуации один: изыскать новый вид топлива, либо в корне менять технологию использования существующих разновидностей топливных ресурсов. Уголь и нефть при сгорании выделяют на 60% больше диоксида углерода - активного парникового газа, чем любое другое топливо для производства единицы энергии.
Что нужно сделать, чтобы избежать угрозы парникового эффекта:
- сократить потребление ископаемого топлива, особенно угля, нефти и природного газа,

- остановить всеобщее загрязнение планеты,
- использовать специальные фильтры для удаления диоксида углерода из всех выбросов в атмосферу,
- увеличить использование альтернативных источников энергии: ветра, Солнца и так далее,
- прекратить вырубку зеленых насаждений и наладить целенаправленное озеленение.

Пути решения проблемы есть, главное, взяться за это всем вместе, населению, правительству, подрастающему поколению, и провести огромную, но такую полезную, работу по очищению Земли. Пора прекратить потребительское отношение и начать вкладывать силы и время в свое будущее, будущее следующих поколений. Пришло время отдавать природе то, что мы у нее регулярно забираем. Нет, сомнения, что гениальное и предприимчивое человечество справится с этой очень сложной и ответственной задачей