СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В работе представлены методы и приемы для отбора обучающихся, имеющих способности для занятий спортом
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Спортивный отбор обучающихся для занятий спортом………….….7
1.1. Сущность спортивного отбора………………………………………….… ..7
1.2. Задачи спортивного отбора………………………………………………...12
1.3. Индивидуальные особенности для занятий различными видами спорта.…………………………………………………………………………….13Глава II. Методика научного отбора обучающихся в спортивные группы…21
2.1. Уровни спортивного отбора…………………………………......................21
2.2. Методики спортивного отбора………………………………......................23
2.3. Методы исследования детей при спортивном отборе……………………27
2.4. Основные факторы учета и контроля при спортивном отборе………….32
2.5. Проведение тестирования с обучающимися………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников ………………………………………. ...39
Приложения ……………………………………………………………………..41
Введение
Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора.
Спортивный отбор начинается в детском возрасте на основе тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе.
Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности. На всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна обеспечиваться комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных способностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечить высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методики отбора детей для комплектования спортивных групп. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.
Актуальность проблемы определяется в целом необходимостью достижения максимального эффекта от развития как массового спорта, так и юношеского спорта. Решение вопросов спортивного отбора призвано способствовать более эффективному разделению этих направлений, их автономному развитию с учетом специфических задач каждого.
Недостатки существующей практики спортивного отбора подтверждают данные статистики. Известно, что в среднем 1 из 160 выпускников учебно-тренировочных групп попадает в группы спортивного совершенствования, из 10 тысяч юных спортсменов только 1,2% были пригодны к достижению высоких спортивных результатов. В.Н. Платонов и В.А. Запорожанов отмечали, что эффективность детско-юношеского спорта не удовлетворяет современным требованиям: во многих видах спорта не более 25% чемпионов и рекордсменов среди юношей сохраняют свои позиции при переходе в категорию взрослых спортсменов.
Приведенные факты и существующая спортивно-педагогическая практика свидетельствуют о том, что процентное соотношение высоко одаренных спортсменов в группах спортивного совершенствования является весьма низким. Закономерность довольно редкой встречаемости талантливых в спортивном отношении подростков среди занимающихся подтверждается данными математического анализа с помощью методов теории вероятности. Убедительно показано, что гарантированное нахождение 5 особенно одаренных возможно только среди 10 тысяч юных спортсменов (0,05%). Эти данные убеждают в необходимости тотального просмотра претендентов с целью определения величины их соревновательного потенциала, что возможно только при создании эффективной технологии диагностики спортивной одаренности и экспертизы перспективности спортсменов.
Проблема спортивного отбора является одной из центральных в области теории и методики спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Отбор детей для занятий спортом приобретает значение важнейшей социально-педагогической задачи. Она заключается в рациональном планировании физического воспитания каждого подростка в соответствии с его индивидуальными склонностями и природными возможностями, проявляющимися в характеристиках одаренности к определенному виду спорта.
Задачи повышения числа высокоодаренных юных спортсменов среди занимающихся в школах и училищах олимпийского резерва диктуют необходимость создания новых моделей, методов и технологических средств.
В настоящее время на смену оценкам только тренеров, определяющих на начальных этапах подготовки соответствие учащихся требованиям вида спорта, должны прийти методы комплексной диагностики степени одаренности детей для достижения высокого уровня мастерства в избранной спортивной деятельности, а также новые организационные формы этой работы.
Объектом исследования является физическое и спортивное воспитание подрастающего поколения.
Цель: определить значение использования научных основ в спортивном отборе детей.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу;
- дать понятие спортивному отбору детей для занятий спортом, обозначить его роль;
- описать методики научного отбора детей в спортивные группы.
Предметом исследования выступают научные основы отбора детей и комплектование спортивных групп.
Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что отбор детей в и комплектование спортивных групп необходимо проводить на научных основах, учитывая индивидуальные черты ребенка и специфику выбранного вида спорта.
Методы исследования:
- теоретические методы: отбор, изучение и обобщение учебной и научной литературы с целью понимания актуальности данной темы;
- метод теоретического моделирования;
- теоретический анализ изученного материала по проблеме;
- тестирование.
Организация исследования. Экспериментальная работа проводилась с обучающимися Фокинского филиала ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева» г. Фокино Брянской области.
Практическая значимость. Разработанные организационные формы функционирования центра спортивного отбора, методы различных сторон спортивной одаренности могут быть использованы на различных этапах многолетнего отбора, но прежде всего, на этапе начального специализированного отбора.
Структура работы: работа содержит введение, две главы, параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава I. Спортивный отбор обучающихся для занятий спортом
1.1. Сущность спортивного отбора
Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.
По мнению ряда авторов (Авекович Н.В., Ашмарин Б.А., Вайцеховский С.М., Филиппович В.И.) спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) [1, с. 56].
В методическом плане спортивную ориентацию и отбор, В.М. Смолевский и Ю.К. Гавердовский, основывают на ряде принципиальных положений. К ним следует отнести понимание способностей как структуры достаточно стойких, но изменяющихся под влиянием воспитания качеств личности, определяющих успешность обучения и совершенствования в определенной деятельности. Психологи рассматривают способности во взаимосвязи с анатомо-физиологическими особенностями организма человека, с задатками и с условиями внешней среды, которые облегчают или затрудняют их развитие.
Многие виды деятельности предъявляют к человеку свои специфические требования, которые не могут компенсироваться. Для музыканта – это слух, для молотобойца – сила, для бегуна на короткие дистанции – быстрота, а на длинные – выносливость. Для видов спорта, связанных с искусством движений, – тонкая координация.
Для приобщения к спортивной систематической деятельности нужны определенные предпосылки. К числу важнейших из них относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно, также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью [13, с. 147].
Ряд авторов отмечают (Бальсевич В.К., Брянкин С.В., Гужаловский А.А.), что выявление предрасположенностей, а также ускоренный прогресс современного спорта и сильное обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сложилась и разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее, само понятие «спортивный отбор» пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов, так или иначе, связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением, в зависимости от этого, направленности спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования.
Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой – в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства, Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения – фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие «спортивный» отбор зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл. [4, с. 31].
С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам потребностям и интересам личности. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортивную деятельность, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном «отсеивании», особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) – каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов.
В.М. Волков и В.П. Филин [12] отмечают, что свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать достижения в спорте. [7, с. 74].
Неодномоментность и динамичность спортивной ориентации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум основным причинам:
1. Спортивная предрасположенность – многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;
2. Индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от «диагноз» – распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве некоего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновляемого процесса.
С.В. Брянкин с соавторами условно подразделяют многолетнюю спортивную деятельность на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, – стадию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию «спортивного долголетия». Закономерности оптимального построения системы подготовки спортсмена обязывают обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее с относительно твердым выбором предмета углубленной спортивной специализации, направления и параметров последующей спортивной деятельности. [5, с. 28].
Первая стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в зависимости от индивидуального возраста начала занятий спортом, реально складывающихся особенностей содержания и построения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, особенно когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.
1.2. Задачи спортивного отбора
Задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить задатки, способности и возможности новичков, соответствующие специфике того или иного вида спорта.
Спортивная одаренность – это благоприятное для данного вида спорта сочетание врожденных и приобретенных физических и психических качеств, а также способность спортсмена быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. В понятие Спортивной одаренности, безусловно, входят также отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особенности организма.
Перечисленные качества находятся в тесной взаимной связи и могут отчасти компенсировать одно другое. На пример, в боксе некоторый недостаток физической силы может быть восполнен быстротой, в фехтовании недостаток быстроты сглаживается точностью и мягкостью движений и т.д.
Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем, собственно, и состоит искусство отбора.
Рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой – помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности.
Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает «непроизводительные» затраты труда и средств и приводит в конечном итоге к большой текучести состава занимающихся [19, с. 33].
В современном спорте распространен метод ранней специализации, причем нередко без учета анатомо-физиологических особенностей, подготовленности и физического развития ребенка, хотя известно, что интенсификация тренировочных занятий ведет к травмам и заболеваниям юного спортсмена.
Одной из важных предпосылок для начала занятий спортом является отбор детей в спортивные секции и ориентация их, исходя из индивидуальных особенностей, на занятия тем или иным видом спорта.
Таблица 1.
Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки
Вид спорта | Возраст (лет), этапы | ||
начальный | Учебно-тренировочный | Спортивного совершенствования | |
Акробатика | 8-10 | 10-14 | 14-17 |
Баскетбол, волейбол | 10-13 | 13-17 | 17-18 |
Бадминтон | 10-13 | 13-17 | 16-18 |
Гимнастика спортивная | 8-10 | 10-14 | 14-17 |
Легкая атлетика | 11-13 | 13-17 | 17-18 |
Прыжки в воду | 8-11 | 12-15 | 15-17 |
Ручной мяч | 10-13 | 13-17 | 17-18 |
Теннис | 7-10 | 11-15 | 15-17 |
Тяжелая атлетика | 13-14 | 14-17 | 17-18 |
Футбол, хоккей | 7-9 | 9-13 | 13-17 |
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость и др.) развиваются в разные возрастные периоды с неодинаковой скоростью. При развитии того или иного качества необходимо учитывать возраст, пол, наследственные факторы, физическое развитие и др.
В таблице 2 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста. Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, то есть тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
Таблица 2.
Примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств обучающихся
Росто-весовые показатели и физические качества | Возраст (лет) | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост |
|
|
|
|
| + | + | + | + |
|
|
Вес |
|
|
|
|
| + | + | + | + |
|
|
Сила максимальная |
|
|
|
|
|
| + | + |
| + | + |
Быстрота |
| + | + | + |
|
|
|
| + | + | + |
Скоростно-силовые качества |
|
| + | + | + | + | + | + | + |
|
|
Выносливость(аэробные возможности) |
| + | + |
|
|
|
|
| + | + | + |
Скоростная выносливость |
|
|
|
|
|
|
|
| + | + | + |
Аэробные возможности |
|
|
|
|
|
|
|
| + | + | + |
Гибкость | + | + | + | + |
| + | + |
|
|
|
|
Координационные способности |
|
| + | + | + | + |
|
|
|
|
|
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + | + |
|
|
|
У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.
Важная роль в подготовке квалифицированных спортсменов принадлежит эффективной системе отбора, которая представляет собой организационно-методические мероприятия комплексного характера, включающие педагогические, психологические, социологические, медико-биологические и другие методы исследований, на основе которых выявляются задатки способности индивида, в наибольшей мере соответствующие требованиям того или иного вида спорта. Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде спорта. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора. Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.
Наряду с изучением основных признаков прогноза спортивных способностей предполагается выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена. Как уже говорилось выше, спортивный отбор осуществляется путем использования различных методов. Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.
Морфологические показатели: рост, масса тела, относительная длина рук и ног, соотношение туловища и ног и другие показатели.
Физиологические показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и реакция на нагрузку, ЧД, ЖЕЛ, степ-тест, проба Ромберга, подвижность в суставах, позвоночнике и др.
После 18—20-летнего возраста у здоровых, но медленно прогрессирующих спортсменов можно произвести дополнительные исследования с включением биопсии мышц, тестирования, биохимического анализа, в частности, исследование иммунитета, общий анализ крови и др. Полученные показатели, возможно, дадут основание для переориентировки спортсмена на другой вид спорта или на другую дистанцию (например, пловца-спринтера на стайерские дистанции или, наоборот, стайера — в спринтеры и т. п.).
Биохимические показатели: иммуноглобулины, лимфоциты, гемоглобин и др., биопсия мышц (определение типа мышечных волокон, их соотношения, метаболизма в тканях после выполнения интенсивных физических нагрузок и т.п.).
Антропометрические данные не могут быть ограничением в отборе и занятиях тем или иным видом спорта. Они используются на начальном этапе отбора, то есть для начальной подготовки. Нередко при отборе этому методу отдают предпочтение, но это ошибка: нередко спортсмены, не отвечающие требованиям данного вида спорта по антропометрическим показателям, добивались выдающихся результатов. Здесь необходимо учитывать и такие факторы, как трудолюбие, мотивацию и многие другие.
С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Таблица 3.
Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора
Примечание: ++ – тестирование обязательно; + – тестирование не обязательно, – тестирование не проводится
Глава II. Методика научного отбора обучающихся в спортивные группы
2.1. Уровни спортивного отбора
Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.
Спортивная ориентация связана, прежде всего, с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта
В.И. Баландин с соавторами выделяют несколько уровней отбора:
Первый уровень – начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9-14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа:
- на первом – агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям;
- на втором – тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта;
- на третьем, самом продолжительном – наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала. [3, с. 17].
Так при проведении набора в спортивные группы юных спортсменов беседе с учеником выясняются следующие вопросы:
1. Почему для спортивных занятий ты избрал именно такой вид спорта?
2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий?
(Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены условиями спортивных занятий, тогда о них надо будет рассказать в доходчивой форме).
3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?
В беседе с родителями можно получить сведения об ученике, задавая следующие вопросы:
1. Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) заняться спортом?
2. Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребенку в школьной учебе и спортивных занятиях?
3. Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашних заданий, какие предметы даются ему лучше, а какие хуже, какова его физическая и умственная работоспособность?
4. На сколько он целеустремлен и настойчив достижении поставленной перед ним цели?
5. Ваше мнение о возможностях вашего ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом. [17, с. 30].
Второй уровень – углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16 – 17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).
Третий уровень – отбор для выявления спортсменов (возраст 18 – 20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.
Четвертый уровень – отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.
В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона [3, с. 94].
2.2. Методики спортивного отбора
По мнению В.К. Гавердовского и В.М. Смолевского [11], конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. [6, с. 194].
Основным методом спортивного отбора является тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной подготовленности.
В случае, когда изучаемые признаки или свойства личности не поддаются формализации, используются методы педагогических, психологических и врачебно-педагогических наблюдений.
Тестами считаются относительно короткие, строго регламентированные испытания, результаты которых могут быть выражены в количественной форме, и поддаваться статистической обработке. Используемые в практике отбора педагогические, медико-биологические и психологические тесты должны отвечать трем основным положениям научного тестирования: валидности (информативности), надежности и объективности.
Валидность – соответствие теста своему назначению. Валидность тестовых методик, особенно педагогических, оценивается по степени их соответствия спортивному результату.
Надёжность – устойчивость результатов, получаемых при повторных испытаниях.
Объективность – независимость результата тестирования от того, кто его проводит.
В отличие от отбора по внешним данным который нередко требует альтернативного заключения («годен», «не годен»), при первых испытаниях физического состояния ребенка преследуется лишь цель получения информации об уровне развития скоростно-силовых качеств, гибкости, мышечной силы, координации движений и вестибулярной устойчивости; важно измерить и оценить качество, а не возможный двигательный опыт и умения. Это основной принцип, которому необходимо следовать на первых испытаниях.
В практике использования контрольных упражнений наряду с учетом их валидности, надежности и объективности рекомендуется придерживаться определенных методических правил:
1. Упражнения-тесты должны быть предельно просты и в то же время сходны с основными движениями, составляющими программу обучения на этапе отбора и начальной подготовки.
2. Упражнений должно быть немного, причем важно, чтобы они не дублировали друг друга.
3. Тест должен измерять лишь один признак, качество или определенный его компонент.
4. Контрольное упражнение должно поддаваться строгой регламентации и оценке.
Для оценки физического состояния в начальном отборе используется комплекс тестов, которые составляют программу испытаний по специальной физической подготовке. Основная цель этих испытаний – не только определить лучших, но и оценить результаты тестирования. С этой целью на основе большого статистического материала разрабатываются специальные оценочные таблицы.
Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату [8, с. 57].
Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности.
Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину – от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска).
Процедуру спортивного отбора К.К. Платонов делит на три этапа:
1. Определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность.
2. Прогнозирование возможностей конкретных кандидатов.
3. Принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией [16, с. 134].
В современной теории спортивного отбора наибольшее внимание уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия: спортивная ориентация – определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей степени; селекция – отбор спортсменов по мере роста их мастерства; комплектование команд – формирование коллектива для участия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний.
Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, поскольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена можно с достаточной надежностью предсказать уже в 9 – 11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надежным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наиболее важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и туловища, физическая подготовленность и темпы прироста двигательных способностей. В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спортсмена обучаться новым движениям. По мере роста подготовленности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты.
Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени. [9, с. 206)].
2.3. Методы исследования обучающихся при спортивном отборе
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора [12, с. 305].
Способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).
Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.
В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена [11, с. 7].
Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования [29, с. 349].
М.А. Годик считает, что антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п. [8, с. 103].
Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.
Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.
Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п.
С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Психологический метод - важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства, который теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Психическая надежность спортсмена обеспечивает широкий диапазон адекватных реакций в самых неожиданных соревновательных ситуациях. Особое место в формировании понятия психической надежности в спорте принадлежит устойчивости к стрессу - неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, усталость, недостаток кислорода, боль, неопределенность ситуаций и т.п. При этом стрессовые реакции могут быть вызваны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, то есть психическим путем, поэтому недостаточная психическая надежность может быть причиной неудач в спорте.
Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.) [8, с. 106].
2.4. Основные факторы учета и контроля при спортивном отборе
В.П. Филин и Н.А. Фомин выделяют несколько факторов на основе которых ведется контроль отбора и непрерывное накопление данных, от которых зависит успешность совершенствования в спортивной гимнастике.
Состояние здоровья (определяется врачом по функциям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, вестибулярного аппарата, нервной системы и др.). Хорошее состояние здоровья является предпосылкой регулярных занятий, высокой работоспособности, переносимости заболеваний и травм. Оптимальным в юниорских группах, спортивного совершенствования является преобладание полностью здоровых (50 %) и практически здоровых гимнастов (40 %) над временно нездоровыми — 10 % (травмы, различные заболевания).
Физическое развитие и особенности телосложения (определяются тренером вместе с врачом). Эти факторы в наибольшей степени генетически предопределены и мало подвержены изменениям в процессе тренировки. Три компонента телосложения определяют соматотип спортсмена: эндоморфия (степень тучности, полноты, жировых отложений), мезоморфия (развитость мышц и скелета), эктоморфия (вытянутость тела). Спортсмена относят к определенному соматотипу по доминирующим компонентам.
Масса и длина тела, окружность грудной клетки, форма частей тела и пропорции, паспортный и биологический возраст – вот основные показатели, дающие представление о морфологическом статусе. Следует иметь в виду, что форма рук, ног, позвоночного столба имеют немаловажное значение в будущих успехах новичков.
Физическая подготовленность – общая и специальная (развитие мышечной силы, выносливости, гибкости) – тестируется тренером с использованием традиционных специфических контрольных нормативов.
Психофизиологические особенности (особенности высшей нервной системы, функциональное состояние анализаторных систем, нервно-мышечного аппарата) – тестируется тренером совместно с врачом.
Личностные, поведенческие особенности (темперамент, волевые качества, психическая устойчивость, работоспособность, творческие способности, мотивация и др.) – определяются тренером и психологом.
Техническая подготовленность (способность к освоению новых элементов, быстрота и прочность обучения; на последующих этапах — объем умений и навыков, владение полноценной программой соревнований, элементами высокой трудности и т.д.) – контролируется тренером. Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей, главным образом классного руководителя, о том, какими усилиями со стороны ученика она достигается, какова его обучаемость и воспитуемость. [18, с. 161].
2.5. Проведение тестирования обучающихся
1. Проведение тестирования обучающихся на базе образовательной организации Фокинского филиала ГАПОУ Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».
2. Тестирование проводилось с целью определения уровня развития двигательных качеств обучающихся.
Таблица 4.
Результаты тестирования двигательной подготовленности обучающихся, отобранных для занятий спортом
Тесты | Баллы | Учебный год | ||||||||||
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017 | |||||||||
кол-во испытуемых | % | кол-во испытуемых | % | кол-во испы- туемых | % | кол-во испытуемых | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1. Подтягивание на перекладине в висе | 0 2 3 4 5 | 35 10 4 5 - | 65 19 7 9 0 | 29 5 10 1 - | 64 10 21 2 0 | 26 7 3 2 - | 67 19 8 6 0 | 24 5 3 2 - | 70 15 8 7 0 | |||
2. Прыжок в длину с места | 0 2 3 4 5 | 22 14 15 2 1 | 40 27 28 4 1 | 20 11 13 1 - | 44 26 28 2 0 | 18/p 11 9 - - | 47 29 24 0 0 | 15 8 9 1 1 | 44 24 28 2 2 | |||
3. Прыжок на горку матов с места | 0 2 3 4 5 | 10 12 21 9 2 | 18 23 38 18 3 | 9 13 14 6 3 | 20 29 32 12 7 | 4 11 11 7 54 | 10 30 30 18 12 | 1 6 8 13 6 | 3 18 23 38 18 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
4. Отжимание от пола в упоре лёжа | 0 2 3 4 5 | 27 14 6 4 3 | 50 25 11 8 6 | 24 9 8 2 2 | 53 20 17 6 4 | 20 9 5 3 1 | 54 24 12 7 3 | 18 8 3 3 2 | 53 24 9 9 5 | |||
5. Приседание на одной ноге (левой, правой) | 0 2 3 4 5 | 43 8 1 1 1 | 80 16 1 1 2 | 36 7 2 - - | 81 15 7 0 0 | 30 6 2 - - | 80 16 4 0 0 | 27 6 - - 1 | 81 17 0 0 2 | |||
6. «Мост» из положения лежа | 0 2 3 4 5 | 11 10 11 10 12 | 21 20 19 18 22 | 11 9 8 8 9 | 25 21 17 17 20 | 10 9 6 7 6 | 25 22 16 19 18 | 8 6 6 6 8 | 24 19 17 17 23 | |||
7. Складка (наклон вперёд в седе) | 0 2 3 4 5 | 14 16 12 7 5 | 27 30 22 12 9 | 13 14 10 5 3 | 28 31 23 10 8 | 10 11 10 4 3 | 26 29 25 11 9 | 12 10 7 3 2 | 35 29 21 9 6 | |||
8. Шпагат на любую ногу (левой или правой) | 0 2 3 4 5 | 28 20 2 3 1 | 52 39 3 5 1 | 23 16 2 3 1 | 51 37 4 6 2 | 18 5 11 3 1 | 48 13 28 7 4 | 17 11 2 3 1 | 50 32 6 9 3 | |||
9. Угол в висе | 0 2 3 4 5 | 42 7 5 - - | 78 12 10 0 0 | 36 3 6 - - | 80 7 13 0 0 | 29 6 3 - - | 76 15 9 0 0 | 27 4 3 - - | 81 11 8 0 0 |
Также в качестве тестов для оценки физических качеств были избраны упражнения, применяемые для определения физической подготовленности и набора обучающихся в учебно-тренировочные группы:
Подтягивание на перекладине в висе проводилось для определения развития физических качеств мышц сгибателей и приводящих мышц плечевого пояса.
Упражнения прыжок в длину и прыжок на горку матов с места проводились для определения скоростно-силовых качеств мышц ног.
В тесте отжимание от пола в упоре лёжа, мы определяли развитие физических качеств отводящих мышц и мышц разгибателей плечевого пояса.
Приседание на одной ноге (левой, правой) проводилось для определения развития физических качеств сгибателей и разгибателей мышц ног.
Гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов и суставов плечевого пояса определяли с помощью упражнения – «мост» из положения лёжа.
При помощи упражнения – складка (сед согнувшись) мы определяли эластичность ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц.
Во время выполнения шпагата левая (правая) впереди, правая (левая) сзади, подвижность и эластичность мышц и связочного аппарата тазобедренных и коленных суставов.
Упражнение угол в висе определяло развитие физических качеств мышц живота.
Проведён анализ результатов тестов.
В ходе нашего исследования выявилось:
- 24% обучающихся (8 человек), тест не прошли;
- 47% обучающихся (16 человек), рекомендованы занятия в смежных видах спорта;
- 29% обучающихся (10 человек), выполнили минимум требований, позволяющий получить рекомендацию для занятий спортивной гимнастикой
Заключение
Подводя итог данной итоговой аттестационной работы и обобщив вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.
Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.
В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.
Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочны
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Для правильного отбора детей в какой-либо вид спорта необходимо применять научные методики. Также опираясь на научные основы отбора проводить комплектование спортивных групп исходя из индивидуальных способностей детей, их характера, темперамента, степени обучаемости, выносливости и других качеств исходя из проведенного тестирования обучающихся филиала техникума.
Список использованных источников
1. Ашмарин Б.А. Тория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФиС, 2013. – 223 с.
2. Теория и методика физического воспитания. / Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
3. Баландин В.И., Бдудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. – М.: ФиС, 2016. – 192 с.
4. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры, 2016. – № 1. – с. 33-31
5. Брянкин С.В. Жданов Л.Н. Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация. – Смоленск: СГИФК, 2014. – 68 с.
6. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиС, 2013. – 312 с.
7. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 2013. – 176 с.
8. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС , 2012. – 192 с.
9. Основы теории и методики физической культуры / под ред. Гужаловского А.А. – М.: ФиС, 2012. – 352 с.
10. Козлов В.И., Гладышева А.А. Основы спортивной морфологии. – М.: ФиС, 2016. – 103 с.
11. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. – 2014. - № 1 с. 7-16
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 2013. – 542 с.
13. Матвеев Л.П. Основы общей теории и системы подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 2014. – 384 с.
14. Психология / под ред. Мельникова В.М. – М.: ФиС, 2011. – 367 с.
15. Мотылянская Р.Е. Возрастные проблемы спортивной медицины //Теория и практика физической культуры. – 2015. - № 5. – с. 35-38
16. Платонов К.К. Проблема способностей. – М.: Наука, 2012. – 321 с.
17. Розин Е.Ю. Об основах тестирования в спортивном отборе // Теория и практика физической культуры. 2014. – № 1. – с. 30-34
18. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 2012. – 255 с.
19. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному совершенствованию. – М.: ФиС, 2014. – 255 с.
20. Теория и методика физического воспитания. Том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2013. – 424 с.
Приложение А
Благоприятный возраст начала занятий в ряде видов спорта
(по В.Н. Платонову)
Вид спорта | Мужчины | Женщины | Вид спорта | Мужчины | Женщины |
Гребля на байдарках | 13-16 | 13-16 | Художественная гимнастика | – | 6-8 |
Плавание | 9-12 | 8-11 | Конькобежный | 13-15 | 13-15 |
Велосипедный | 14-16 | 14-16 | Тяжелая атлетика | – | – |
Академическая гребля | 15-17 | – | Спортивная гимнастика | 8-9 | 6-8 |
Борьба | 12-14 | 12-14 | Гандбол | 11-13 | 10-12 |
Бег, 100–400 м | 13-14 | 13-14 | Волейбол | 12-14 | 11-13 |
Бег, 800–1500 м | 14-16 | 14-16 | Футбол | 12-14 | 12-14 |