Отбор учащихся для занятий в классе виолончели.
Казалось бы, одним из краеугольных вопросов при отборе поступающих в класс виолончели должны быть наличие музыкальных способностей и наличие достаточного физического развития. Однако, на практике на первое место выходит возраст.
В настоящее время считается нормальным начинать занятия на виолончели с 7-8 лет. При выборе инструмента для занятий музыкой, родители часто ссылаются на желание поступающего. Подчас это сталкивается с устанавливаемой администрацией разнарядкой приема по инструментам, исходя из интересов равномерного заполнения классов и оркестровых коллективов. Такое механическое решение подобных разногласий трудно признать правильным. Здесь необходимо ориентироваться на мнение специалистов, однако следует разобраться и в желании поступающего.
Виолончель-один из мало популярных инструментов. Обычно в класс виолончели попадают при отказе в приеме в классы фортепиано или скрипки.
Особо следует остановиться на вопросе выбора педагога. Независимо от того, от кого он исходит - от поступающего или от родителей. На первый взгляд, этот вопрос не имеет отношения к рассматриваемой теме. Отнюдь! Ни для кого не секрет, что, как успех лечения зависит в немалой степени от доверия к врачу, так и результаты обучения в большой степени определяются авторитетом педагога и доверием к нему как ученика, так и родителей. В ученике это порождает уверенность в себе, а родители, выбирая педагога, берут на себя долю ответственности за обеспечение оптимальных условий для занятий ребенка. В силу этого выбор педагога, при наличии соответствующих объективных данных абитуриента, следует рассматривать как серьезную мотивацию.
При приеме в музыкальную школу помимо заявления требуется справка о состоянии здоровья поступающего ребенка. И это правильно. Однако, она подчас носит общий и формальный характер, чем не столько информирует о состоянии здоровья ребенка, сколько открывает двери в музыкальную школу детям с ослабленным здоровьем. Общепризнано, что в общеобразовательной школе ребенок испытывает значительные нагрузки, а в музыкальной школе его загрузят еще больше. Ведь его здесь ждет не «игра на инструменте», а работа, что потребует от него прежде всего здоровья, которым современные школьники подчас похвастаться –то и не могут. В результате это может сказаться не только на качестве обучения в музыкальной, но и в общеобразовательной школе. Так что, прежде чем отправлять ребенка в музыкальную школу, родителям стоит серьезно подумать о целесообразности этого шага, пока здоровье ребенка еще не окрепло.
Приемный экзамен в музыкальной школе длится всего несколько минут и оцениваются за это время лишь некоторые, хотя и главные, с профессиональной точки зрения, способности поступающего – слух, ритм, музыкальная память. Они могут носить как наследственный, так и благоприобретенный характер. В значительной степени их качество определяется как домашней, так и внешней среды. На вступительных экзаменах мы чаще встречаем удовлетворительный, или даже хороший ритм, но не слух. И объясняется это тем, что наш быт чаще всего заполняет современная «попса», где превалирует ритм, подавляющий подчас примитивную мелодию. Да и она часто уступает место декламации или преувеличенному скандированию текстов. Распевных мелодий дети слышат мало.
К тому же не каждый ребенок, в необычной для него обстановке экзамена, может в достаточной степени раскрыть себя. Но даже в наилучшем варианте гарантий успешного обучения дать нельзя. Для этого потребуются такие качества как восприимчивость, приспособляемость, трудолюбие и многое другое, что может определиться лишь в процессе занятий и далеко не сразу. Обычно картина проясняется в течение первого года занятий. Хорошо, если проблем не возникает, но это идеальный, а следовательно, и редкий случай. А потому время обучения становится по существу экзаменом.
Распределение поступающих по инструментам носит иной раз номенклатурный характер, когда учитываются не пожелания поступающих и профессиональная целесообразность, а заполняются вакансии невостребованных инструментов. Такое периодически происходит при наборе в класс виолончели, куда попадают случайные люди, которые не всегда представляют себе, какой труд их ждет. Часто для поступления в класс виолончели приходится уговаривать тех, кто вообще не планировал поступление в музыкальную школу и не представляет, что там еще нужно посещать уроки сольфеджио и другие занятия, и готовиться к ним. Это могут быть дети знакомых или те, кто затрудняется в выборе музыкального инструмента. Поэтому в классе часто оказываются ученики с плохими музыкальными данными. Отсюда и происходит отсев учащихся, часто после первого года обучения. Хороший же результат дают встречи с учащимися эстетической группы. Если выпускник эстетической группы выбирает обучение на виолончели, обычно за этим стоят понимающие родители, которые будут поддерживать и своего ребенка, и преподавателя.
Поэтому преподаватель по классу виолончели проводит агитационную работу по набору учащихся в класс виолончели за год вперед до приемного экзамена. Это тяжкий труд, который не всегда бывает вознагражден, но иначе поступить нельзя.