Отчет по производственной практике "Преддипломная практика" 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Преддипломная практика проходила в период с 13 апреля 2020 года по 9 мая 2020 года. Преддипломная практика проходила в дистанционной форме, на базе районного центра внешкольной работы с. Выльгорт. Руководителями практики являлись: Пружинская Вера Борисовна и Демина Эльвира Михайловна. Ответственные и добросовестные руководители. Преддипломная практика занимает очень важное место в подготовке будущего компетентного педагога профессионального обучения. Она помогает получить опыт, изучить, как проходят процессы воспитания, обучения и развития. Это так же способ проверить свои знания, умения, а так же развить навыки преподавания.
Целью преддипломной практики является: закрепление сформированных профессиональных и общих компетенций, полученных теоретических знаний, умений на основе практического участия в деятельности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей; освоение многофункциональной деятельности педагога дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи производственной практики:
Углубление знаний, полученных в процессе изучения профессиональных модулей, как:
ПМ. 01. Преподавание в области социально-педагогической деятельности дополнительного образования детей
МДК. 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
МДК. 02.01 Методика организации досуговых мероприятий
МДК. 02.02 Организация деятельности детей в условиях ДОЛ
МДК. 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Овладение практическим опытом;
деятельности в области социально-педагогической деятельности дополнительного образования детей;
определения цели и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования;
наблюдения, анализа и самоанализа занятий;
ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс, организацию досуговых мероприятий;
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) для обеспечения образовательного процесса;
самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в дополнительном образовании;
оформление портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Овладение умениями:
находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области дополнительного образования детей;
педагогически обосновано выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в области социально-педагогической деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей;
демонстрировать способы, приемы деятельности в области социально-педагогической деятельности дополнительного образования детей;
стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к избранной области деятельности;
создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
выявлять и поддерживать одарённых в области социально-педагогической деятельности детей;
работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение;
проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими);
использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, результаты освоения программы дополнительного образования;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам их проведения;
анализировать занятия в области социально-педагогической деятельности дополнительного образования;
осуществлять дополнительное образование детей в области социально-педагогической деятельности на общекультурном, углубленном, профессионально-ориентированном уровнях;
вести учебную документацию
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения различных мероприятий;
определять цели и задачи мероприятий с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей и особенностей группы (коллектива);
разрабатывать (адаптировать) сценарии досуговых мероприятий;
вести досуговые мероприятия;
диагностировать интересы детей и их родителей в области досуговой деятельности, мотивировать их участие в досуговых мероприятиях;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
организовать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную творческую деятельность;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении мероприятий, при необходимости принимать решения по коррекции их хода;
анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий;
взаимодействовать с представителями предприятий, организаций, учреждений - социальных партнеров.
анализировать дополнительные образовательные программы в избранной области деятельности;
определять цели и задачи, планировать дополнительное образование детей в избранной области деятельности;
разрабатывать рабочие программы;
осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дополнительного образования детей, подростков и молодежи;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
Так же необходимо развитие профессиональных и общих, компетенций, таких как:
ПК1.1.Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2.Организовывать и проводить занятия и досуговые мероприятия.
ПК1.3.Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК1.4.Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5.Анализировать занятия.
ПК1.6.Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1.Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2.Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК3.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК3.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
ПК 2.1.Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2.Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК2.3.Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК2.4.Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
В период практики я ознакомилась с сайтом районного центра внешкольной работы с. Выльгорт. На основе сайта изучила структуру, функции дворца, права и обязанности педагогических работников, какие направления осуществляет центр, так же изучила локальные нормативные акты, устав, программы, отчет о результатах самообследования за 2019-2020 год, и иные документы. Сравнивала программы дополнительного образования на 2019-2020 учебный год, план работы МБУДО «РЦВР»
с. Выльгорт, и муниципальный проект «Модель выявления, развития и поддержки одаренных детей».
В ходе преддипломной практики необходимо было разработать 2 дистанционных занятия в онлайн и офлайн форме , 3 традиционных занятия, и 1 занятие в виде интерактивной игры, и технологическую карту. Для разработки и реализации конспектов мной был подготовлен методический материал. На основе подобранного методического материала были разработаны занятия. Для онлайн занятие я выбрала тему «Правила работы радиоведущего», мы решили с педагогом опубликовать занятие в форме статьи в Пресс-центре «Юный журналист». Онлайн занятие проходило в форме видео-лекции с дополнительными заданиями на тему «Главные инструменты радиоведущего» так же в Пресс-центре «Юный журналист». Остальные 3 конспекта были разработаны в традиционной форме, мы выбирали добровольно на социально-педагогическую направленность такие темы как: «Семья», «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера», «Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам». Для создания технологической карты я выбрала тематику «Семьи». В ходе разработки интеллектуальной игры к 75ти летию Победы я выбрала форму игра-презентация.
В период практики руководитель практики Эльвира Михайловна, составила нам семинар «Особенности занятия в системе дополнительного образования», для полного и успешного освоения семинара, мы подготовили вопросы на данную тематику. Чтоб глубже изучить данную специфику. В период практики происходила подготовка выпускной квалификационной работы практической части 3 главы. Так же, в период практики мною было просмотрено несколько вебинаров на тему «Создание элементов дистанционных курсов в Moodle», «Музей боевой славы». За просмотренные семинары нам вручили сертификаты участника, которые были направлены на личную почту. Кроме этого, я в рамках практики учувствовала экспертом в оценивании конкурсных работ "РДШ - территория самоуправления". Было очень полезно узнать и ощутить что то новое. Была изучена система работы с родителями в организациях дополнительного образования детей и работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении и организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации».
В период практики мы вели ежедневный анализ в электронной тетради и электронном дневнике. Который заполнялся ежедневно, после каждого дня практики. Интересным и новым заданием была разработка оперативного плана, данное задание предполагало оперативные действия педагога и результат обучающихся. Считаю, что преддипломную практику освоила и выполнила как успешную, потому что я закрепила сформированные профессиональные и общие компетенции, полученные теоретические знания, умения на основе практического участия в деятельности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, освоение многофункциональной деятельности педагога дополнительного образования. Все работы представляющимися руководителями практики, выполнялись мной своевременно и качественно, достигая хороших результатов в процессе выполнения заданий.
Выводы и рекомендации по итогам прохождения преддипломной практики.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями при выполнении заданий. Присутствовали плюсы и минусы практики. Я выделила следующие показатели:
Плюсы практики:
Разработка конспектов в «новой» для меня, дистанционной форме ;
Ведение тетради и дневника по практике в электронном виде, так же реализация портфолио;
Ежедневное консультирование педагогами студентов;
Выделение достаточного времени на реализацию конспекта и других материалов;
Эффективные рекомендации от руководителей практики по выполнению заданий и иных работ;
Доступность актуальных учебных материалов;
Индивидуальный подход руководителей;
Освоение компьютерных технологий;
Получение опыта проведения дистанционного преподавания.
Минусы практики:
Отсутствие непосредственного эмоционального контакта, образовательного взаимодействия между педагогом и студентом;
Недостаток практических знаний;
Недостаточная оснащенность материалами для проведения занятий.
В результате прохождения преддипломной практики, я оцениваю ее как успешную. Мне удалось реализовать поставленные цели и задачи. План преддипломной практики выполнен. Считаю, что данный вид практики эффективный и полезный.
Дата 08.05.2020 Подпись Черноусова / Черноусова