СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по самообразованию: "Формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию: "Формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе"»

ГБУЗ «ДС №15 ДЗМ»







Отчет по самообразованию:

«Формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе».









Учитель: Макей М.А.















МАЙ,2022



 

 

Одним из участников обучения является педагог. Он урок организует так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроке. Учитель формирует положительную устойчивую мотивацию. Деятельность учителя, профессионально компетентного, уверенного в своих силах, способного создать в классе атмосферу взаимного уважения, нацелена на качественное образование ученика.

Учитель - профессионал обладает следующими личностными качествами:


  • Стремлением к максимальной гибкости;


  • Способен сопереживать, сочувствовать, воспринимать потребности детей;


  • Владеет стилем доверительного (неформального) общения с учениками;


  • Эмоционально уравновешен, жизнерадостен;


  • Умеет придать личностную окраску преподаванию, словесно поощрять ученика:

-Ты на верном пути.

-Замечательно!

-Ты делаешь это сегодня значительно лучше.

-Продолжай работать так же, ты добьешься большего

-Это успешное начало.

-Отлично!

-Ты прав.

-Твои успехи все заметнее

-Я верю в тебя.

-Красивая мысль.

-Спасибо!

Так тоже закладывается учителем мотивация на успех, на достижение цели, на развитие себя как личности.

Личные качества учителя дополняет его профессиональная компетентность:


  • Знание и наполнение содержания учебного материала;


  • Организация учебной деятельности;


  • Стиль педагогической деятельности учителя;


  • Коллективные, групповые формы учебной деятельности;


  • Оценка учебной деятельности школьника в сравнении с собственными его результатами;


  • Наполнение каждого этапа элементами психологического содержания:


    1. «Мы хорошо поработали над предыдущей темой»- так мы зафиксировали у детей мотивы предыдущих достижений;


    2. «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы» - вызвали мотивы относительной неудовлетворённости;


    3. «А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях» - Усилили мотивы ориентации на предстоящую деятельность


    4. Далее учитель подкрепляет возникшую мотивацию, чередуя разные виды деятельности, используя материал различной степени трудности, активизируя интерес через поисковую деятельность самих детей, самостоятельную работу, участие в проектной деятельности.


    5. В конце урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы возникла установка на дальнейший процесс, т.е. положительная мотивация перспективы.

Все это я использую в своей работе.

Повышение моей мотивации обучения, как педагога, реализуется через:

Использование педагогических технологий, повышающих мотивацию учеников;

Обобщение опыта работы педагогов ;

Индивидуальные беседы;

Участие в методических объединениях ГБОУ «ДС№15» ДЗМ НОШ;

Проведение открытых уроков и внеклассных занятий и непосредственное

участие в праздничных мероприятиях для детей;

Изучение и публикация материалов на сайте МААМ.ru, использование значимых публикаций в своей работе с телеграмм канала «Логопед-дефектолог»;

Изучение и применение новых технологий, форм, методов и приёмов, как в урочной, так и внеурочной познавательно-воспитательной деятельности с обучающимися;

Систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт;

Повышаю уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.


Главными героями образовательного процесса являются обучающиеся. Изучение их мотивации происходило следующим образом:


 - Во-первых, была проанализирована ситуация и выявлены причины отрицательного отношения к учебе: 1)субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика, затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств;2)объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития; приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).

Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

- Во-вторых, определила задачи обучения, которые стали исходить из запросов, интересов и устремлений ученика.

Основными методами изучения были:

1)наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за разными видами деятельности ( учебной, общественно полезной, организационной) , за характером общения школьников;

2)использование ряда специально подобранных ситуаций (педагогические ситуации), которые включались в ходе обсуждения на классных часах;

3)индивидуальные беседы с учеником, предполагающие прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, цели учения для данного ученика.

Исследовав мотивы ребенка, зная его потребности, моей задачей стало найти способы, пробуждающие у неуспевающих учащихся стремление и желание учиться, целенаправленно развивать внутреннюю мотивацию, чтобы он по-настоящему включился в работу, чтобы задачи, стоящие перед ним были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для него. Акцент был сделан на развитие познавательного интереса.

Одним из эффективных средств развития интереса первоклассников  к учебному предмету является игра.  Поддерживаю  интерес ребёнка к учёбе через  учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она  стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

  Большое внимание в своей работе уделяю индивидуальной форме организации учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, предлагая дифференцированные задания. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые; индивидуальные; работу в парах.

Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для  снятия физического и умственного напряжения: физминутку, пальчиковую гимнастику.


И, в заключении, проблема мотивации остается актуальной, т.к. остается достаточное количество обучающихся, которые не проявляют интереса и собственного желания учиться. Причин тому много: сложная социальная обстановка вокруг этих детей (безработица, нищета, нет перспективы), полнейшее безразличие и равнодушие некоторых родителей. Но, благодаря профессионализму учителя, который научит активному поиску, эмоции удивления, ожидания нового, интеллектуальной радости, успеха можно это преодолевать.