Отчет по самообразованию
«Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв за основу мнение великих педагогов, понимая эффективность наглядного материала, использовала в этом году при организации и проведении элементарных опытов и игр - экспериментирования приёмы «Мнемотехники».
На первом этапе самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу:
Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т.Л. «Мнемотехника для дошкольников». Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017
Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» – М., 2003 г.
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность». СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Творческий Центр “Сфера” Москва 2002
Интернет – странички. Опыт педагогов города и края.
Далее разработала примерное «Перспективное планирование
познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе»
Начала деятельность с детьми в данном направлении с построения развивающей предметно – пространственной среды, создания
«Мини – лаборатории», в содержание которой представлены:
- материалы по разделам: «Песок», «Вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки;
- неструктурированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
- инструменты: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши;
- детские халаты, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
- картотека схем проведения экспериментов;
- индивидуальные дневники экспериментов, условные обозначения при проведении экспериментов.
Систему работы выстраивала, используя «Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе» из взаимосвязи трех основных блоков:
- образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Больше всего детям нравятся красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат.
В процессе экспериментирования дети учились:
- выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
В ходе работы организовывала диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?». Уточняла цели деятельности детей и подводила их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?».
Организации диалога способствовали мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов. Благодаря схемам, дети воспринимали информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчало процесс запоминания и помогало воспроизводить пройденный материал.
Мнемотаблицы помогали детям запомнить последовательность проведения эксперимента и подробно рассказывать о нем, способствовали запоминанию правил безопасности при проведении экспериментов.
Работу с мнемотаблицами проводила по этапам:
1 этап: Знакомство детей с мнемотаблицами и способами кодировки информации с помощью символов.
2 этап: Использование детьми готовых таблиц как инструкции к проведению эксперимента с помощью взрослого.
3 этап: Составление мнемотаблиц детьми после проведения эксперимента с помощью взрослого.
4 этап: Использование детьми мнемотаблиц при проведении элементарных опытов в самостоятельной деятельности.
5 этап: Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц по результатам проведённых экспериментов.
Развитие памяти – это не единственное положительное следствие использования мнемотаблиц. У детей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь. Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, то, как он думает, как рассуждает.
Были проведены игры-экспериментирования и разработаны мнемотаблицы к ним:
Игры с водой, льдом, снегом, красками. «Тонет – не тонет», «Тяжелый предмет - легкий», «Цветные льдинки», «Тает льдинка», «Какого цвета вода?», «Как вода смешивается с разными веществами», «Как вытолкнуть воду?».
Игры со светом и тенью. Теневой театр: театр картинок (сказка «Рукавичка», «Сказка о глупом мышонке»), театр теней на стене «У кого тень интереснее?» «Угадай, чья это тень?»
Игры с ветром. «Поймай ветер», «Куда ветер дует», «Сами делаем ветер»
Игры со звуками. «Какие предметы звучат в коробочке?», «Что шуршит, что гремит?».
Игры со светом и зеркалом. «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики».
Игры с песком. «Мокрый – сухой песок», «Следы на песке», «Домик из песка».
Игры – экспериментирования с живой природой. «Выращиваем лук»,
«Ветки в вазе», «Проращивание семян гороха».
Игры – экспериментирования с кулинарией. «Сварим куклам компот», «Готовим овощной салат куклам»
На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников:
Ширма «Мнемотехника в математическом развитии дошкольника»; Консультация «Ледяные чудеса. Эксперименты дома» в группе в Контакте.
Мной был разработан и реализован «Познавательно-игровой проект «Мы играем в «Магазин»» для детей старшей группы и их родителей», где также были использованы мнемотаблицы: «Профессии», «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
Делюсь своими наработками с коллегами:
Для педагогов ДОУ проведена консультация «Использование «Мнемотехники» для развития познавательных способностей дошкольников»;
На педсовете ДОУ делилась опытом, мной была представлена презентация «Познавательно-игрового проекта «Мы играем в «Магазин»» для детей старшей группы и их родителей».
На сайте Мультиурок опубликованы:
«План работы педагога по теме самообразования «Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»;
«Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе»;
«Познавательно-игровой проект «Мы играем в «Магазин»» для детей старшей группы и их родителей»;
Отчет по самообразованию «Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».
По результатам мониторинга у детей группы была отмечена положительная динамика речевого развития, заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Таким образом, использование приемов и методов «Мнемотехники» в педагогическом процессе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников, что является одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.