ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»
Отчет
по самообразованию
на тему:
«Развитие связной речи на уроках русского языка, чтения и внеурочной деятельности».
Учитель русского языка и чтения:
Варавина Л. В.
2019 г .
Отчет по самообразованию на тему:
«Развитие связной речи на уроках русского языка, чтения и внеурочной деятельности».
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют педагогов.
В течение всего периода обучения ребенка в школе необходимо пробуждать интерес к изучению русского языка и чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у школьников является одним из главных направлений работы. Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться. Это сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму.
Дети знакомятся с незнакомыми им понятиями (эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, фразеологизмы и др.), знакомятся с разными видами словарей, на практических занятиях учатся с ними работать. Большое количество занятий посвящено развитию связной письменной речи (написание сочинений, изложений, а также разных стилей текстов (художественного, публицистического), учатся редактировать текст. На занятиях школьники учатся давать характеристику героям: литературным и сказочным. На занятиях в 8-9 классах большое внимание уделяется культуре общения и знанию принципов делового общения детей. С этой целью в блоке «Деловое общение. Культура речи» предусмотрено изучение тем, обучающих ребят общаться правильно, тактично, уметь вести себя в непривычной, незнакомой ситуации. Так же на данных занятиях школьники знакомятся с основными видами деловых бумаг, учатся их правильно заполнять, умело и выгодно представить себя (заявление, резюме, автобиография, объяснительная и др.)
Учить хорошей речи, устной и письменной и активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения (загадки, сказки, считалки и др.), применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Содержание направленно на коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности школьников с ОВЗ с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.
Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
- дифференцированный подход;
- использование ИКТ;
- игровая деятельность;
Следует знакомить детей с различными способами словообразования:
приставочным: шить, зашить, перешить ;
суффиксальным: рисую – рисовать, записать – записывать;
учить образовывать прилагательные от наречий: темно – темный;
прилагательные от существительных: снег – снежный, дерево – деревянный;
сравнительную степень прилагательных: теплый – теплее, короткий – короче;
прилагательные с ласкательным значением : сладкий – сладенький ;
однокоренные слова: сад, садовник, садовый. (Прилагаются карточки)
Развитие связной устной речи – учащиеся учатся определять основную мысль высказывания, текста; выделять и отбирать нужные материалы из текста сначала по вопросам, затем по плану; самостоятельно конспектировать материал публицистического и учебного характера.
Развитие связной письменной речи – на занятиях учащиеся учатся писать изложения текстов публицистического характера, с изменением лица повествователя, краткие изложения. Ребята учатся составлять устные описания местности (улица, город).
Расширение и обогащение словарного запаса учащихся – учащиеся учатся находить в тексте многозначные слова, слова с переносным значением, средства художественной выразительности, объяснять их значение и необходимость применения.
Деловое общение. Культура речи – на занятиях данного блока учащиеся узнают о мире профессий, о необходимости правильного выбора профессии, как вести себя на собеседовании при трудоустройстве. Так же ребята знакомятся с видами деловых бумаг (документов), которые им необходимы при устройстве на работу (резюме, автобиография, заявление, трудовая книжка), научатся правильно их составлять и заполнять.
Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных занятий. В течение многих лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. В последние годы широкое распространение получили неделя русского языка, час занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры.
Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку обусловлено разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития лингвистического интереса, количеству участников), возможностями школы и руководителя.
Группы внеурочной работы по русскому языку:
Групповые – Массовые – Индивидуальные
К группе массовых форм относятся:
- рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный уголок русского языка – эти формы выполняют функцию сообщения информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;
- устные сообщения – доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
- вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
- диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении (младшим школьникам в целом недоступны). Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
- конкурсы, викторины, олимпиады, турниры – формы с функцией состязательности. Активность обеспечивается всех без исключения участников;
- праздники («Путешествие в страну Русского языка», «День русского языка», «Неделя русского языка») – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм, выступающих в этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении.
К групповым формам внеклассной работы по русскому языку причисляются:
- кружки, экспедиции, экскурсии и т.п. – формы, отличающиеся активной деятельностью состава, охватывающего от всего класса до нескольких учеников. Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью интересов участников;
- клубы, общества, школьные музеи – формы, отличающиеся активной деятельностью всего состава, ярко выраженной однородностью интересов; формы, охватывающие работой учащихся разных возрастов. Отличительной особенностью данных форм является наличие секций, работа которых организуется и координируется советом клуба (общества, музея), подчиняя все занятия единому плану.
Индивидуальные формы внеклассной работы:
- выполнение поручений кружка, классного коллектива, учителя, то есть исполнительская деятельность, элемент творчества незначителен либо отсутствует вовсе; поручение выполняется в короткий срок;
- выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.
В традиционной методической литературе во внеурочной работе выделяют также постоянно действующие (кружки русского языка, общества, клубы, стенная печать, издание рукописных журналов) и эпизодические формы (тематические выставки, ученические конференции, викторины, олимпиады, конкурсы смекалистых и др.). Последние предполагают разовость мероприятия, то есть организуются «от случая к случаю». Но при хорошо продуманной внеурочной работе эпизодические мероприятия не могут быть случайностью, а должны осуществляться не разобщенно, а включаться в единую, четко планируемую систему внеклассной работы.
Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения, внеклассная работа чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и приводит свой «арсенал» в соответствие с современными требованиями. В связи с вышеизложенным необходимо отметить появление новых форм внеурочной работы, возникших на основе телевизионных игр девяностых годов двадцатого века. Это игровые формы состязательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд».
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
Огромное влияние в данном процессе оказывает не только учебная деятельность, но и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.