СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по технике чтения за 2017-2018 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет по технике чтения за 2017-2018 учебный год»




Отчёт учительницы русского языка и литературы о проделанной работе по реализации муниципальной программы развития «Внеклассное чтение и развитие речи».


Проверка техники чтения в 5-7 классах

1-3 четверти 2017-2018 учебного года


В рамках плана школы и ШМО филологического цикла в 2017-2018 учебном году в 5-7 классах в начале 1 четверти проводилась проверка умений и навыков обучающихся при чтении незнакомого текста.

Цель проверки: Определить уровень владения умениями и навыками осознанного, правильного, беглого выразительного чтения.

Задачи:

  1. Проверить темп (скорость) чтения обучающихся;

  2. Выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом; 

  3. Определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправильные ударения, “проглатывание” окончаний прочитанных слов, смысловые ошибки);

  4. Определить выразительность чтения;

  5. Выяснить уровень восприятия учащимися слов (зрительный, мыслительный); 

  6. Проверить уровень понимания учащимися прочитанного материала. 


         Умения и навыки чтения формируют не только речевую и умственную деятельность школьников, но и общеучебные умения, используемые при изучении всех учебных предметов. Поэтому большое внимание уделяла работе над техникой чтения.




Результаты представлены в таблице: 1- четв.


Класс

Колич.

уч-ся

Норма

Чтения


Читают

слогами

Читают

без

ошибок

Выше

нормы

Ниже

нормы

Норма


«5»

«4»

«3»

«2»

%

кач.

20

110-120


5

6

4

10

3

5

3

2

10


20

110-120


7

5

4

11

3

5

2

3

11


20

120-130


3

6

5

9

3

6

1

4

9


20

120-130


4

6

8

10

2

7

2

1

10



2 –четв.

Класс

Колич.

уч-ся

Норма

Чтения


Читают

слогами

Читают

без

ошибок

Выше

нормы

Ниже

нормы

Норма

«5»

«4»

«3»

«2»

%

кач.

20

115-125


5

6

4

9

3

5

3

3

9


20

115-125


7

5

4

10

4

5

2

3

10


20

130-140


3

6

8

8

4

6

3

4

7


20

130-140


4

7

8

8

4

7

2

4

7



3 –четв.

Класс

Колич.

уч-ся

Норма

Чтения


Читают

слогами

Читают

без

ошибок

Выше

нормы

Ниже

нормы

Норма

«5»

«4»

«3»

«2»

%

кач.

20

115-125


5

7

5

8

7

6

4

2

8


20

115-125


7

5

5

9

6

5

3

3

9


20

130-140


3

6

8

6

6

6

3

6

5


20

130-140


4

7

9

5

6

7

3

5

5






Для проверки техники чтения учащимся были предложены разноуровневые тексты с маркировкой на полях.

При проверке техники чтения вслух обращалось внимание на недочёты: 

-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); 

- неправильная постановка ударений (более двух); 

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух.

В результате проверки выяснилось следующее: 

- Было проверено из 80 учащихся 5-7 классов - 80 .

- Из них ниже нормы к концу 3-четверти прочитали – 28 учащихся.

- Норму сумели вычитать – 25 учащихся, выше нормы – 27 учащихся.


Таким образом, можно сделать вывод, что 28 учащихся  не обладают достаточно сформированным уровнем навыка темпа чтения.


Анализируя результаты, следует отметить, что в 5«А» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали – 5 учащихся (Алиева Мадина, Абутов Амин, Мирзаева Сарат, Амаев Ама, Абутов Салман, ), норму- 7 учащихся (Магомедова Айша, Батырова Асият, Дадаев Амин, Абутов Шамиль, Абутова Хабиба, Мирзаева Захра, Амаева Ажейка), ниже нормы – 8 учащихся (Атаева Маликат, Гамзатов Ибрагим, Ибрагимов Иса, Абутов Умар, Салимова С, Магомедова Малика, Мутуева Асият, Дадаева Патимат).

Меньше всех прочитали: Атаева Маликат – 59 слов, Гамзатов Ибрагим – 55 слов, Ибрагимов Иса – 44 слова, Магомедова Малика – 50 слов.

Текст прочитан с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.



В 6 «Б» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали- 5 учащихся (Абдуллаева Мадина, Батыреев Набигула, Дадаева Лейла, Кадрагаев Марат, Дадаев Салам), норму- 6 учащихся (Дадаев Салам, Агаева Балаханум, Сулебанов Атай. Керимова Дженет, Гамзатова Маликат, Атаева Саният), ниже нормы -9 учащихся (Умаев Исмаин – 74 слов, Джалилова Джами– 66 слов, Ибаков Муса – 40 слов, Газиев Гази – 77 слов, Батиров Абдулгамид – 42 слова, Закрьяев Ризван – 39 слов, Мирзаев Магомед – 37 слов, Омарова С – 40 слов, Алиярбеков Магомед– 36 слов).

Текст был прочитан всеми учащимися осознанно, пересказ сделали все учащиеся.

Допущены ошибки орфоэпические в словах: ледком, на вербе, взъерошенным, багровым. Текст прочитан осознанно и с выразительностью 5 учащимися.

Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.



Анализируя результаты, следует отметить, что в 7 «А» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали - 8 учащихся (Мамаева Калимат, Магомедова Амина, Мирзабекова Ума, Джамирзаева Салима, Мирзаева Зухра, Батырова Багажат, Рабаданова Сабия, Атаев Иса), норму- 6 учащихся (Мамаева Джамиля, Джанакаева Саят, Чупаева Аминат Исмаилов Микаил, Дадаев Ислам, Гамзатов Муса) - 6 учащихся  (Гамзатова Калимат, Ахадов Гаджимурад, Мирзабеков Хамза, Дадаев Назир, Абутова Амина, АбакаровРамазан).

Меньше всех прочитали: Гамзатова Калимат – 84 слова, Ахадов Гаджимурад– 68 слов, Мирзабеков Хамза – 94 слова, Абутова Амина – 70, Дадаев Назир – 68, Абакаров Р. – 67 слов.

Текст прочитан с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.


В 7 «Б» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали –  9 учащихся (Мирзаева Марьям, Мукаев Магомед, Джангишиева Калимат, Джангишиева Марьям, Бидагов Тагир, Герейбеков Юнус, Шихиева Аминат, Тихаева Зухра, Касумова Ханум ), норму- 6 учащийся (Джахбарова Ажей, Кадрагаев Рамазан, Герейбеков Хизри, Джангишиев Рамазан,Абутова Джавгарат, Исрапова Тетей), ниже нормы- 5 (Джахбарова Марьям – 75 слов, Муртазалиев Тагир – 66 слов, Бидагов Гарун – 82 слова, Амирагаев Хизри– 82 слова, Муртазалиев Шамиль – 64 слов).

Текст прочитан с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников.

Чтобы добиться больших результатов, всем учителям-предметникам на своих уроках нужно работать над развитием техники чтения. На уроках больше внимания уделять правильному выразительному чтению.

Нужно включить в план воспитательной работы классные часы о пользе чтения, посещение библиотек с целью привития интереса к чтению.

Учителям включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом.





Внеклассное чтение.

Внеклассная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы.

Чтобы формировать интерес к чтению, нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.


ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.

Стимулирование читательского интереса.

Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.

Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.

Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.


За 2017-2018 учебный год в 5-7 классах мною была проделана большая работа, которая показала, что общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Всем классам я представила список, составленный для внеклассного чтения, но я также объяснила, что не нужно строго придерживаться данного списка рекомендуемой литературы. Многие дети сами выбирали авторов и читали их произведения.

В конце каждого месяца проводила урок внеклассного чтения и выставляла оценки.
        В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определённых формах. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам), играм - фантазиям. Мы часто ставили инсценировки по произведениям А.С.Пушкина на тему «Сказки А.С.Пушкина», по басням И.А.Крылова,и др.

У детей появился большой интерес к внеклассному чтению, что даже они сами стали писать свои рассказы.



Произведения, прочитанные пятиклассниками за 2017-2018-уч.год.

1

П.П.Бажов

Малахитовая шкатулка

рассказ

2

А.Магомедов

Эхо

рассказ

3

Андрей Платонович Платонов

Неизвестный цветок


4

Народная сказка

Иван да Степан

сказка

5

Лия Гераскина

В стране не выученных уроков

рассказ

6

А.Магомедов

Мушка и Душка

рассказ

7

Л.Н.Толстой

Тир медведя


8

М.Горький

Детство

повесть

9

Народная сказка

Двенадцать Месяцев

сказка

10


Страж порядка

сказка

11

Виктор Драгунский

Он живой и светится

рассказ

12

А.П.Чехов

Ванька


13

Народная сказка

Марья краса -долгая коса

сказка

14

П.П.Бажов

Золотое корытце


15

Народ

Четыре желания


16

Л.Н.Толстой

Филиппок

рассказ

17




18

Народ

Морозка

Сказка

19

Народ

Каша из топора

сказка

20

Пантелеев

Буква Ты


21

Л.Н.Толстой

Федотка


22

Л.Пантелеев

Трус


23

Эрнст Теодор Гофман

Щелкунчик и мышиный король


24

Н. Носов


«Витя Малеев в школе и дома»


рассказ

25

В. Драгунский

«Денискины рассказы»

рассказ

26

В. Коржиков

«Мореплавание Солнышкина»



27

В. Медведев

«Баранкин, будь человеком!»


рассказ

28

Е. Велтистов

«Приключения Электроника»



29

Л. Лагин

«Старик Хоттабыч»





         Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в 6 классе становится очевидным интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало. В шестом классе проводили разнонообразные познавательные игры. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. Игры: 1. «Продолжение предложения»

После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:

Я знаю про Марка Твена, что он ...

Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...

Счастливый период в жизни Гоголя, по моему мнению, ...

Кто желает продолжить предложение-поднимает руку. Наивысшую оценку получает ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж информации.

2. «Ты мне - я тебе»

Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.

3.«Микрофон»

Ученики получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон.

Например: при изучении повести Джека Лондона «Белый клык» учащимся предлагается подготовить речь в защиту природы.


Произведения, прочитанные шестиклассниками за 2017-2018-уч.год.


1

В.А.Асеев

Кто хозяин

рассказ

2

Д. Дефо


«Приключения Робинзона Крузо»


3

Народ

Поди туда, не знаю куда…

сказка

4

А. Гарин-Михайловский

«Детство Тёмы»



5

Дж.Свифт

«Гулливер»



6

Барто Агния Львовна

Почему Серёжа старше Димы

сказка

7

Карамзин

Осень

стихотворение

8

А.Белянов

Лентяй

рассказ

9

Г.Р.Державин

Лебедь

стихотворение

10

Л. Толстой,

«Детство»


11

Л. Толстой,

«Кавказский пленник »



12

Л. Андреев

«Кусака»


13

И.А.Крылов

Мальчик, который не хотел учиться

Басня

14

Д. Лондон

Белый Клык


15

А.Н. Толстой

«Детство Никиты»


16

А.С. Пушкин


«Дубровский»


17

Д.Червяцов

Старик и старуха

рассказ

18

народ

Поди туда не знаю куда…

сказка

19

Василий Макарович Шукшин

Критики


20

Ф. Распе

«Приключения барона Мюнхгаузена»



21

В.А.Асеев

Зелёные листья

рассказ

22

Ф.И.Тютчев

листья

стихотворение

23

Л. Андреев

« Петька на даче»


24

И.А.Крылов

Мои лучшие друзья

басня

25


Сделанное тобой к тебе же вернётся

проза

26

В.А.Асеев

Волшебное слово

сказка

27

Сергей Тимофеевич Аксаков

Детские годы Багрово-внука

рассказ

28

А. Куприн

«Чудесный доктор»




К 7 классу спектр форм художественно-познавательной деятельности расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок, экскурсии, т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведения искусства, с дальнейшей их интерпретацией (вечер поэзии, сценарии, неделя литературы, литературная гостиная)         

В неделе литературы я провела мероприятие, посвящённое русским художникам. Основной целью мероприятия было, ввести детей в мир искусства, знакомство с художниками. Каждый класс с 5 по 7 представлял одного художника и его галерею с целью расширения художественно-познавательной деятельности. На уроках внеклассного чтения обсуждались книги, кинофильмы, экскурсии.



Произведения, прочитанные семиклассниками за 2017-2018-уч.год.


1

Константин Бальмонт

Снежинка

Стихотворение

2

Л.Н.Толстой

Котёнок

рассказ

3

Рудольф Эрих Распе

Как я поймал кабана

рассказ

4

Лев Кассиль

Рассказ об отсутствующем

рассказ

5

Шапи Рабаданов

Кем быть?

стихотворение

6

А.С.Пушкин

Земля и море

стихотворение

7

Народ

Шемякин суд

повесть

8

Константин Дмитриевич

Ушинский

Как рубашка в поле выросла

рассказ

9

Лия Гераскина

В стране не выученных уроков

рассказ

10

Народ

Шемякин суд

повесть

11

М.Ю.Лермонтов

Пророк

Стихотворение

12

Булат Окуджава

Здесь птицы не летают

Песня

13

Н.В.Гоголь

Тарас Бульба

повесть

14

М.В.Ломоносов

Ода на день восшествия…

Ода

15

Рудольф Эрих Распе

Самый правдивый человек на земле

рассказ

16

Николай Михайлович Карамзин

Бедная Лиза

повесть

17

Константин

Ушинский

Паук

Рассказ

18

А.П.Чехов

Крыжовник

рассказ

19

Шапи Рабаданов

Девочка Зина

Стихотворение

20

И.А.Крылов

Две бочки

Басня

21

В.Катаев

На даче

рассказ

22

Л.Н.Толстой

Три Медведя

рассказ

23

Ф.Алиева

Я помню детские года

стихотворение

24

И.В.Бунин

Помню долгий зимний вечер

стихотворение

25

Валерий Короленко

Слепой музыкант

повесть

26

Л.Н.Толстой

Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит

рассказ

27

Аминат Абдулманапова

Я родилась

Стихотворение

28

И.В.Бунин

Цветы цветут

Стихотворение





Один из способов развития интереса к литературе — это коллективное чтение.

Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в учении (повышение успеваемости); осознание значения языка в жизни общества; удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях.

Внеклассное чтение помогло большинству школьникам развить умение самостоятельно подбирать материал, составить по нему доклад или провести беседу.

Многие исправили ошибки в литературной речи; научились выступать; пользоваться разнообразными словарями-справочниками и др.

Внеклассное чтение помогло развитию творческих способностей учащихся (написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы).