Отчёт учительницы русского языка и литературы о проделанной работе по реализации муниципальной программы развития «Внеклассное чтение и развитие речи».
Проверка техники чтения в 5-7 классах
1-3 четверти 2017-2018 учебного года
В рамках плана школы и ШМО филологического цикла в 2017-2018 учебном году в 5-7 классах в начале 1 четверти проводилась проверка умений и навыков обучающихся при чтении незнакомого текста.
Цель проверки: Определить уровень владения умениями и навыками осознанного, правильного, беглого выразительного чтения.
Задачи:
Проверить темп (скорость) чтения обучающихся;
Выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом;
Определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправильные ударения, “проглатывание” окончаний прочитанных слов, смысловые ошибки);
Определить выразительность чтения;
Выяснить уровень восприятия учащимися слов (зрительный, мыслительный);
Проверить уровень понимания учащимися прочитанного материала.
Умения и навыки чтения формируют не только речевую и умственную деятельность школьников, но и общеучебные умения, используемые при изучении всех учебных предметов. Поэтому большое внимание уделяла работе над техникой чтения.
Результаты представлены в таблице: 1- четв.
Класс | Колич. уч-ся | Норма Чтения | Читают слогами | Читают без ошибок | Выше нормы | Ниже нормы | Норма | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач. |
5а | 20 | 110-120 | 5 | 6 | 4 | 10 | 3 | 5 | 3 | 2 | 10 | |
6б | 20 | 110-120 | 7 | 5 | 4 | 11 | 3 | 5 | 2 | 3 | 11 | |
7а | 20 | 120-130 | 3 | 6 | 5 | 9 | 3 | 6 | 1 | 4 | 9 | |
7б | 20 | 120-130 | 4 | 6 | 8 | 10 | 2 | 7 | 2 | 1 | 10 | |
2 –четв.
Класс | Колич. уч-ся | Норма Чтения | Читают слогами | Читают без ошибок | Выше нормы | Ниже нормы | Норма | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач. |
5а | 20 | 115-125 | 5 | 6 | 4 | 9 | 3 | 5 | 3 | 3 | 9 | |
6б | 20 | 115-125 | 7 | 5 | 4 | 10 | 4 | 5 | 2 | 3 | 10 | |
7а | 20 | 130-140 | 3 | 6 | 8 | 8 | 4 | 6 | 3 | 4 | 7 | |
7б | 20 | 130-140 | 4 | 7 | 8 | 8 | 4 | 7 | 2 | 4 | 7 | |
3 –четв.
Класс | Колич. уч-ся | Норма Чтения | Читают слогами | Читают без ошибок | Выше нормы | Ниже нормы | Норма | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач. |
5а | 20 | 115-125 | 5 | 7 | 5 | 8 | 7 | 6 | 4 | 2 | 8 | |
6б | 20 | 115-125 | 7 | 5 | 5 | 9 | 6 | 5 | 3 | 3 | 9 | |
7а | 20 | 130-140 | 3 | 6 | 8 | 6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 5 | |
7б | 20 | 130-140 | 4 | 7 | 9 | 5 | 6 | 7 | 3 | 5 | 5 | |
Для проверки техники чтения учащимся были предложены разноуровневые тексты с маркировкой на полях.
При проверке техники чтения вслух обращалось внимание на недочёты:
-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух.
В результате проверки выяснилось следующее:
- Было проверено из 80 учащихся 5-7 классов - 80 .
- Из них ниже нормы к концу 3-четверти прочитали – 28 учащихся.
- Норму сумели вычитать – 25 учащихся, выше нормы – 27 учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что 28 учащихся не обладают достаточно сформированным уровнем навыка темпа чтения.
Анализируя результаты, следует отметить, что в 5«А» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали – 5 учащихся (Алиева Мадина, Абутов Амин, Мирзаева Сарат, Амаев Ама, Абутов Салман, ), норму- 7 учащихся (Магомедова Айша, Батырова Асият, Дадаев Амин, Абутов Шамиль, Абутова Хабиба, Мирзаева Захра, Амаева Ажейка), ниже нормы – 8 учащихся (Атаева Маликат, Гамзатов Ибрагим, Ибрагимов Иса, Абутов Умар, Салимова С, Магомедова Малика, Мутуева Асият, Дадаева Патимат).
Меньше всех прочитали: Атаева Маликат – 59 слов, Гамзатов Ибрагим – 55 слов, Ибрагимов Иса – 44 слова, Магомедова Малика – 50 слов.
Текст прочитан с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.
В 6 «Б» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали- 5 учащихся (Абдуллаева Мадина, Батыреев Набигула, Дадаева Лейла, Кадрагаев Марат, Дадаев Салам), норму- 6 учащихся (Дадаев Салам, Агаева Балаханум, Сулебанов Атай. Керимова Дженет, Гамзатова Маликат, Атаева Саният), ниже нормы -9 учащихся (Умаев Исмаин – 74 слов, Джалилова Джами– 66 слов, Ибаков Муса – 40 слов, Газиев Гази – 77 слов, Батиров Абдулгамид – 42 слова, Закрьяев Ризван – 39 слов, Мирзаев Магомед – 37 слов, Омарова С – 40 слов, Алиярбеков Магомед– 36 слов).
Текст был прочитан всеми учащимися осознанно, пересказ сделали все учащиеся.
Допущены ошибки орфоэпические в словах: ледком, на вербе, взъерошенным, багровым. Текст прочитан осознанно и с выразительностью 5 учащимися.
Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.
Анализируя результаты, следует отметить, что в 7 «А» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали - 8 учащихся (Мамаева Калимат, Магомедова Амина, Мирзабекова Ума, Джамирзаева Салима, Мирзаева Зухра, Батырова Багажат, Рабаданова Сабия, Атаев Иса), норму- 6 учащихся (Мамаева Джамиля, Джанакаева Саят, Чупаева Аминат Исмаилов Микаил, Дадаев Ислам, Гамзатов Муса) - 6 учащихся (Гамзатова Калимат, Ахадов Гаджимурад, Мирзабеков Хамза, Дадаев Назир, Абутова Амина, АбакаровРамазан).
Меньше всех прочитали: Гамзатова Калимат – 84 слова, Ахадов Гаджимурад– 68 слов, Мирзабеков Хамза – 94 слова, Абутова Амина – 70, Дадаев Назир – 68, Абакаров Р. – 67 слов.
Текст прочитан с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.
В 7 «Б» классе из 20 учащихся выше нормы прочитали – 9 учащихся (Мирзаева Марьям, Мукаев Магомед, Джангишиева Калимат, Джангишиева Марьям, Бидагов Тагир, Герейбеков Юнус, Шихиева Аминат, Тихаева Зухра, Касумова Ханум ), норму- 6 учащийся (Джахбарова Ажей, Кадрагаев Рамазан, Герейбеков Хизри, Джангишиев Рамазан,Абутова Джавгарат, Исрапова Тетей), ниже нормы- 5 (Джахбарова Марьям – 75 слов, Муртазалиев Тагир – 66 слов, Бидагов Гарун – 82 слова, Амирагаев Хизри– 82 слова, Муртазалиев Шамиль – 64 слов).
Текст прочитан с выразительностью и осознанностью, допуская не более 1-2-х ошибок. Большинство учащихся допустило ошибки в орфоэпических нормах, это связано с тем, что им встречались незнакомые слова, также неправильно ставят ударение в некоторых словах, меняют окончания.
Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников.
Чтобы добиться больших результатов, всем учителям-предметникам на своих уроках нужно работать над развитием техники чтения. На уроках больше внимания уделять правильному выразительному чтению.
Нужно включить в план воспитательной работы классные часы о пользе чтения, посещение библиотек с целью привития интереса к чтению.
Учителям включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом.
Внеклассное чтение.
Внеклассная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы.
Чтобы формировать интерес к чтению, нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.
ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:
Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
Стимулирование читательского интереса.
Создание самостоятельного читательского опыта.
ЗАДАЧИ:
Образовательная: научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.
За 2017-2018 учебный год в 5-7 классах мною была проделана большая работа, которая показала, что общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Всем классам я представила список, составленный для внеклассного чтения, но я также объяснила, что не нужно строго придерживаться данного списка рекомендуемой литературы. Многие дети сами выбирали авторов и читали их произведения.
В конце каждого месяца проводила урок внеклассного чтения и выставляла оценки.
В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определённых формах. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам), играм - фантазиям. Мы часто ставили инсценировки по произведениям А.С.Пушкина на тему «Сказки А.С.Пушкина», по басням И.А.Крылова,и др.
У детей появился большой интерес к внеклассному чтению, что даже они сами стали писать свои рассказы.
Произведения, прочитанные пятиклассниками за 2017-2018-уч.год.
1 | П.П.Бажов | Малахитовая шкатулка | рассказ |
2 | А.Магомедов | Эхо | рассказ |
3 | Андрей Платонович Платонов | Неизвестный цветок | |
4 | Народная сказка | Иван да Степан | сказка |
5 | Лия Гераскина | В стране не выученных уроков | рассказ |
6 | А.Магомедов | Мушка и Душка | рассказ |
7 | Л.Н.Толстой | Тир медведя | |
8 | М.Горький | Детство | повесть |
9 | Народная сказка | Двенадцать Месяцев | сказка |
10 | | Страж порядка | сказка |
11 | Виктор Драгунский | Он живой и светится | рассказ |
12 | А.П.Чехов | Ванька | |
13 | Народная сказка | Марья краса -долгая коса | сказка |
14 | П.П.Бажов | Золотое корытце | |
15 | Народ | Четыре желания | |
16 | Л.Н.Толстой | Филиппок | рассказ |
17 | | | |
18 | Народ | Морозка | Сказка |
19 | Народ | Каша из топора | сказка |
20 | Пантелеев | Буква Ты | |
21 | Л.Н.Толстой | Федотка | |
22 | Л.Пантелеев | Трус | |
23 | Эрнст Теодор Гофман | Щелкунчик и мышиный король | |
24 | Н. Носов | «Витя Малеев в школе и дома» | рассказ |
25 | В. Драгунский | «Денискины рассказы» | рассказ |
26 | В. Коржиков | «Мореплавание Солнышкина» | |
27 | В. Медведев | «Баранкин, будь человеком!» | рассказ |
28 | Е. Велтистов | «Приключения Электроника» | |
29 | Л. Лагин | «Старик Хоттабыч» | |
Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в 6 классе становится очевидным интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало. В шестом классе проводили разнонообразные познавательные игры. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. Игры: 1. «Продолжение предложения»
После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:
Я знаю про Марка Твена, что он ...
Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...
Счастливый период в жизни Гоголя, по моему мнению, ...
Кто желает продолжить предложение-поднимает руку. Наивысшую оценку получает ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж информации.
2. «Ты мне - я тебе»
Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.
3.«Микрофон»
Ученики получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон.
Например: при изучении повести Джека Лондона «Белый клык» учащимся предлагается подготовить речь в защиту природы.
Произведения, прочитанные шестиклассниками за 2017-2018-уч.год.
1 | В.А.Асеев | Кто хозяин | рассказ |
2 | Д. Дефо | «Приключения Робинзона Крузо» | |
3 | Народ | Поди туда, не знаю куда… | сказка |
4 | А. Гарин-Михайловский | «Детство Тёмы» | |
5 | Дж.Свифт | «Гулливер» | |
6 | Барто Агния Львовна | Почему Серёжа старше Димы | сказка |
7 | Карамзин | Осень | стихотворение |
8 | А.Белянов | Лентяй | рассказ |
9 | Г.Р.Державин | Лебедь | стихотворение |
10 | Л. Толстой, | «Детство» | |
11 | Л. Толстой, | «Кавказский пленник » | |
12 | Л. Андреев | «Кусака» | |
13 | И.А.Крылов | Мальчик, который не хотел учиться | Басня |
14 | Д. Лондон | Белый Клык | |
15 | А.Н. Толстой | «Детство Никиты» | |
16 | А.С. Пушкин | «Дубровский» | |
17 | Д.Червяцов | Старик и старуха | рассказ |
18 | народ | Поди туда не знаю куда… | сказка |
19 | Василий Макарович Шукшин | Критики | |
20 | Ф. Распе | «Приключения барона Мюнхгаузена» | |
21 | В.А.Асеев | Зелёные листья | рассказ |
22 | Ф.И.Тютчев | листья | стихотворение |
23 | Л. Андреев | « Петька на даче» | |
24 | И.А.Крылов | Мои лучшие друзья | басня |
25 | | Сделанное тобой к тебе же вернётся | проза |
26 | В.А.Асеев | Волшебное слово | сказка |
27 | Сергей Тимофеевич Аксаков | Детские годы Багрово-внука | рассказ |
28 | А. Куприн | «Чудесный доктор» | |
К 7 классу спектр форм художественно-познавательной деятельности расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок, экскурсии, т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведения искусства, с дальнейшей их интерпретацией (вечер поэзии, сценарии, неделя литературы, литературная гостиная)
В неделе литературы я провела мероприятие, посвящённое русским художникам. Основной целью мероприятия было, ввести детей в мир искусства, знакомство с художниками. Каждый класс с 5 по 7 представлял одного художника и его галерею с целью расширения художественно-познавательной деятельности. На уроках внеклассного чтения обсуждались книги, кинофильмы, экскурсии.
Произведения, прочитанные семиклассниками за 2017-2018-уч.год.
1 | Константин Бальмонт | Снежинка | Стихотворение |
2 | Л.Н.Толстой | Котёнок | рассказ |
3 | Рудольф Эрих Распе | Как я поймал кабана | рассказ |
4 | Лев Кассиль | Рассказ об отсутствующем | рассказ |
5 | Шапи Рабаданов | Кем быть? | стихотворение |
6 | А.С.Пушкин | Земля и море | стихотворение |
7 | Народ | Шемякин суд | повесть |
8 | Константин Дмитриевич Ушинский | Как рубашка в поле выросла | рассказ |
9 | Лия Гераскина | В стране не выученных уроков | рассказ |
10 | Народ | Шемякин суд | повесть |
11 | М.Ю.Лермонтов | Пророк | Стихотворение |
12 | Булат Окуджава | Здесь птицы не летают | Песня |
13 | Н.В.Гоголь | Тарас Бульба | повесть |
14 | М.В.Ломоносов | Ода на день восшествия… | Ода |
15 | Рудольф Эрих Распе | Самый правдивый человек на земле | рассказ |
16 | Николай Михайлович Карамзин | Бедная Лиза | повесть |
17 | Константин Ушинский | Паук | Рассказ |
18 | А.П.Чехов | Крыжовник | рассказ |
19 | Шапи Рабаданов | Девочка Зина | Стихотворение |
20 | И.А.Крылов | Две бочки | Басня |
21 | В.Катаев | На даче | рассказ |
22 | Л.Н.Толстой | Три Медведя | рассказ |
23 | Ф.Алиева | Я помню детские года | стихотворение |
24 | И.В.Бунин | Помню долгий зимний вечер | стихотворение |
25 | Валерий Короленко | Слепой музыкант | повесть |
26 | Л.Н.Толстой | Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит | рассказ |
27 | Аминат Абдулманапова | Я родилась | Стихотворение |
28 | И.В.Бунин | Цветы цветут | Стихотворение |
Один из способов развития интереса к литературе — это коллективное чтение.
Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в учении (повышение успеваемости); осознание значения языка в жизни общества; удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях.
Внеклассное чтение помогло большинству школьникам развить умение самостоятельно подбирать материал, составить по нему доклад или провести беседу.
Многие исправили ошибки в литературной речи; научились выступать; пользоваться разнообразными словарями-справочниками и др.
Внеклассное чтение помогло развитию творческих способностей учащихся (написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы).