Слайд.
Моя тема по самообразованию « Использование ИКТ как ресурс активизации познавательного интереса обучающихся на уроках музыки».
Изучала эту тему только два года.
1.Прошла курсы повышения квалификации по теме «Применение ИКТ при обучении лиц с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО» в объеме 150 часов
2.Изучила методическую литературу по данной теме
3.Посещала онлайн вебинары по выбранной теме
4.Разрабатываю дидактический материал, тесты, наглядность.
Слайд.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Что же это за технология?
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и особенно на обучение.
ИКТ в образовательном процессе – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и обучающихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.
Почему я взяла именно эту тему для самообразования?
Слайд.
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля.
Слайд.
Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков. Компьютерное пространство является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Необходимо подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя.
Слайд.
«Научить человека жить в информационном мире –важнейшая задача современной школы» академик А.П. Семенов
Учебный предмет «Музыка» играет особую роль в жизни слепых и слабовидящих обучающихся. На каждом уроке проводится коррекционная работа, которая способствует более эффективному развитию ребенка, предупреждению вторичных отклонений: происходит уточнение и формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного восприятия, произвольной памяти, речи, коммуникативных навыков обучающихся. Информация, которая даётся на уроках музыки, расширяет кругозор незрячих школьников, способствует обогащению их знаний об окружающем мире и формированию жизненного опыта. Работа в коллективе, группе, микрогруппе (паре) дает обучающимся со зрительной депривацией необходимый опыт социального общения и мы знаем насколько велика роль музыки в формировании личностных качеств лиц с нарушениями зрения.
В мире живет около 7,7 миллиардов человек. К сожалению, возможности по здоровью многих из них ограничены. По данным ВОЗ, на Земле около 37 миллионов слепых и 124 миллиона слабовидящих людей. Но для человека нет ничего невозможного.
Слайд.
Сейчас на слайде –вы видете известного оперного певца, композитора, пианиста виртуоза, джазового исполнителя, эстрадную певицу – зто Рэй Чарльз, Арт Тейтум, Андреа Бочелли, Стиви Уандер, Диана Гурцкая – и все они незрячие люди, которые, несмотря на своё состояние, добились всемирной славы в области музыки.
Благодаря предмету «Музыка» обучающиеся с ограниченными возможностями быстрее смогут адаптироваться к жизни в современном обществе, где равными возможностями обладают как здоровые люди, так и люди с ограниченными возможностями.
Современный урок музыки - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у обучающихся установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация..
Для обучающихся с нарушением зрения музыка - это дополнительный источник информации, хобби, , способ общения и даже возможно их будущая профессия, поэтому нашим детям крайне необходимо активизировать познавательный интерес на уроках музыки.
Слайд.
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.»
К.Д. Ушинский
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи стали современные информационные технологии.
Поэтому на современном уроке музыки все более значимыми становятся информационные технологии. Применение ИКТ технологий формирует эмоционально положительное отношение к предмету, делает урок интересным, эмоционально насыщенным, ярким, интересным для обучающихся всех возрастов, что является одним из главных принципов создания современного урока - принципа фасциации (привлекательности),
Слайд.
Детская природа требует наглядности»
К.Д. Ушинский
ИКТ реализуют один из важнейших принципов обучения – наглядность
Наглядность средств обучения решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и педагогических вопросов. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия обучающихся: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Использование мультимедийных технологий на уроках музыки является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор обучающихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и обучающихся, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие обучающихся.
Слайд.
Древняя мудрость гласит:
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека, так в памяти человека остается:
1/4 часть услышанного материала,
1/3 часть увиденного,
1/2 часть увиденного и услышанного,
3/4 части материала, если обучающийся активно участвует в процессе.
Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. И чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс усвоения. Разнообразить эту информацию можно с помощью ИКТ.
Слайд.
На слайде вы видите, что ИКТ можно применять на различных этапах урока.
Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.
Слайд.
Всё указанное на слайде позволило мне органично включить ИКТ на уроках музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование записей лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер.
Информация, представленная на компьютерных дисках, на образовательных сайтах позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения, активации познавательной деятельности обучающихся.
Одной из форм овладения обучающимися ИКТ является проектная деятельность. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов, происходит индивидуальное развитие и самовоспитание творческого потенциала личности, учатся создавать творческие проекты, в которых выражают своё отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка.
Слайд.
Нашим детям с нарушением зрения на уроках необходимы физминутки, физминутки для глаз . И здесь снова на помощь приходят информационные технологии, которые позволяют самим сделать музыкальную, красочную яркую физминутку для глаз. (вкл физминутку )
Слайд.
Видеоряд с дикторским текстом, аудиоматериалы даже слепым детям помогают в усвоении основных понятий программы того или иного класса. (вкл видео)
В работе я также использую электронные музыкальные энциклопедии. Слайд. Слад. Слайд. Слайд.
На слайдах представлена «Энциклопедия классической музыки» - это занимательно-познавательная программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Также она содержит множество музыкальных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании музыкальных инструментов.
Слайд.
На слайде представлен ряд цифровых средств обучения, используемых мною на уроках музыки
(Видеоряд: Анимация: Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений, Литературный ряд Творческие (интерактивные) задания)
Слайд. Слайд. Слайд. Слайд.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии.
Слайд.
Одной из наиболее удачных форм информационно коммуникационных технологий является презентация.
Слайд с видео.
Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ , являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует повышению познавательной активности и удерживанию непроизвольного внимания, оно становится концентрированным и устойчивым. В своей работе я использую в основном простую программу PowerPoint. Презентация музыки на уроках в видеоформате - это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.(вкл видео)
Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.
ИКТ приобретают большое значение не только на уроках музыки но и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Примерами мультимедийных игр используемых для уроков и внеурочной деятельности можно назвать такие как - «Угадай мелодию», «Мои первые знания о музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Разгадай кроссворд», «Что я знаю о музыке», «Знатоки музыки», «Нотная азбука».
Слайд.
Таким образом - сегодня компьютерные презентации, цифровые
образовательные ресурсы на уроках музыки - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой обучающиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыки способствует решению основных задач предмета
Как показывает практика, использование информационно-коммуникационных
технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на
уроке, индивидуализировать процесс обучения, совершенствовать практические
умения обучающихся, создавать обстановку эмоционального восприятия
учебного материала, повышать интерес к урокам музыки.
Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки
делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным.
Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится
активным участником процесса обучения; формируется положительное
отношение к предмету, активизируется познавательная деятельность.
Информационно-коммуникационные технологии – это неотъемлемый
компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов.
Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность
обучения. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно,
актуально и объективно необходимо.
Слайд.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми
компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями
обучения становятся базой современного образования, гарантирующей
необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания.
Слайд.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит,
современный учитель должен использовать ИКТ в своей деятельности.
Применяя информационные технологии на уроке необходимо
помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании
видеоинформации идет большая зрительная нагрузка. И не забывать, что если
ребенок имеет проблемы со зрением, то с 1 по 4 класс учебный процесс
выстраивается таким образом, чтобы непрерывная зрительная нагрузка не
превышала 10 минут, а для детей старшего возраста — 15 минут.
Слайд.
В завершении хочу привести высказывание Билла Гейтса:
«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучающихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
Слайд.
И я глубоко убеждена, что современный педагог должен в полной мере
использовать те возможности, которые нам предоставляют современные
информационно-коммуникационные технологии, чтобы повысить
эффективность педагогической деятельности.
Слайд.
“Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу
с будущим или вышагивать пятками назад”
6