Просмотр содержимого документа
«Lesson Study Гриценко Г»
Lesson Study Гриценко Г. В. 2015 -2016 уч. год
Lesson Study –
как способ совершенствования практики преподавания и обучения
2015 – 2016 год
Гриценко Г. В.
Данный подход используется в нашей гимназии на кафедре начальных классов уже второй год. В ходе проведения педконсилиума по 1 классам определились проблемы, которые можно было решить только коллективно. Практика проведения Lesson Study на кафедре уже есть, поэтому мы решили на примере 1 класса попытаться решить выявленные проблемы: низкая и игровая мотивация отдельных учащихся, проблема с дисциплиной на отдельных этапах и уроках. Для этого была сформирована фокус- группа, определена цель исследования : «Развитие положительной мотивации учащихся через использование АМО и организации групповой формы работы».
В состав нашей группы вошло 6 человек. На первой встрече по Lesson Study мы распределили «роли» в группе, определили руководителя и координатора - учитель 2 уровня, Гриценко Г. В.; наблюдателей, интервьюера. Здесь же определили класс, на котором будет проводиться исследование, определили трёх «исследуемых» учеников, которые являются типичными представителями определённой группы учащихся класса. Распределение уроков не вызвало у участников страха, волнения, т. к. с этим видом деятельности все уже знакомы, знают, что урок будет составляться коллективно и ответственность за него будет лежать на каждом из нас. Остановились на 3 уроках - грамоты, казахском языке и самопознании. Составили график встреч по планированию уроков, их проведению и анализу. Нужно отметить, что на все встречи приходили все члены фокус – группы. В обсуждении участвовали все очень активно. В нашей исследовательской группе не оказалось равнодушных людей, тем более, что каждый был заинтересован в результатах этого процесса. После 2 урока один член нашей группы отсеялся, т. к. не смог перестроиться и воспринять конструктивные предложения по ходу урока.
Проведение данного подхода позволило учителям применить на уроках 7 модулей Программы. На всех уроках использовали, рекомендованные членами группы АМО и групповую форму работы, ИКТ. В ходе проведения Lesson Study мы увидели что групповая форма работы задействовала не всех учащихся, вызывала трудности взаимодействия у отдельных учащихся, в частности учеников В и С. Такая форма работы помогла раскрыться отдельным ученикам, увидеть проблемы учеников В и С. Главной задачей учителей было поддержка активности и интереса учащихся. Но на 1 и 2 уроках во второй половине урока активность учащихся спадала, появились проблемы с дисциплиной. Мы увидели, что не предусмотрели заранее чёткую организацию деятельности учащихся на отдельных этапах, помощь учителя в организации работы в группах.
Уже на 3 уроке, учитель казахского языка сумела учесть все предложения по организации деятельности учащихся. Дети были активны (за исключением 2 учеников, в том числе ученика С). Мы увидели, что детям АМО и групповая форма работы нравится (особенно ученице С), они могут помогать и поддерживать друг друга. Проблем с дисциплиной уже не было. Роль учителя состояла в том, что он направлял деятельность учащихся, создавал условия для получения качественного образования, давал возможность учащимся самостоятельно делать выводы, усваивать новые знания.
Проведение интервью исследуемых учеников и совместное обсуждение деятельности на уроках участниками фокус – группы позволило увидеть учителям, как нужно строить урок, какие АМО применять, чтобы повысить мотивацию первоклассников к обучению, активизировать их деятельность на уроке и снять вопрос с дисциплиной. Кроме этого мы увидели и пришли к выводу о том, что отдельным учащимся (в частности ученику С) и их родителям необходима регулярная помощь школьного психолога.
Таким образом Lesson Study помогает на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Lesson Study помог нам повысить свой методический уровень, способствовал достижению поставленных целей и определению новых проблем, которые, как мы поняли можно решить в совместной деятельности.
Сертифицированный учитель КГУ «Гимназия №2» 2 ( основного уровня)