Отчёт по внеурочной деятельности
кружка «Секреты времен года»
I триместр, 2020 г
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь.»
Китайская мудрость
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться в жизни, правильно поступать и достойно вести себя в обществе. С этой целью необходимо создавать в учебных учреждениях все условия для формирования у каждого ученика устойчивых духовно-нравственных качеств. Сегодня, в процессе введения в практику школ ФГОС второго поколения, важной составляющей учебно- воспитательного процесса является организация внеурочной деятельности.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Реализация развивающей функции программы обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общенаучных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция программы предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладения знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятия им гуманистических норм существования в среде обитания, эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование экологической культуры и грамотности, нравственных и эстетических чувств.
Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием изучаемого материала, усиливает эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Материал для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов художественных техник помогает ребёнку увидеть в своем воображении и передать в своих изделиях то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционные техники художественного труда дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Василий Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, чем больше звуков он слышит, тем умнее ребёнок».
Формы и режим занятий.
Кружковая работа проводилась по экологическому воспитанию.
Занятия кружковой работы строились в соответствии с перспективным тематическим планированием, разработанным с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы.
Занятие проводилось 1 раз в неделю, посещали - 12 обучающихся
Методы и формы работы, используемые на занятиях кружка: индивидуальный, работа в паре, групповой, наглядный.
Формы работы: игры; беседы, работа с музыкальными произведениями; практические упражнения для отработки необходимых навыков; чтение художественной литературы; рассматривание репродукций картин; произведений декоративно-прикладного искусства; анкетирование; просмотр тематических видеофильмов; прослушивание музыкальных произведений; конкурсы рисунков
Основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов
Программа «Секреты времён года» основывается на принципах:
- принцип следования нравственному примеру;
- принцип идентификации;
- принцип диалогического общения.
Принцип системно-деятельностный организации воспитания
Содержание программы «Секреты времён года»
Основная цель программы – формирование основ экологической̆ культуры обучающихся начальной̆ школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы:
- расширять и углублять знания об окружающей природе;
- формировать интерес к изучению природы;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- изучать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной̆ деятельности
Предметные результаты: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой̆ с точки зрения экологической̆ допустимости.
Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной̆ реальности в целом.
Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской̆ деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской̆, патриотической̆ позиции; - опыт социальной̆ и межкультурной̆ коммуникации; - формирование коммуникативных навыков.
Содержание пройденного материала за 1 триместр:
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении экскурсий. Выявление простейших связей в природе: между живой̆ и неживой̆ природой̆; внутри живой̆ природы на примере лиственного леса (между растениями и животными).
Раздел 1 «Золотая осень – «рыжая хозяйка»
Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой̆ и живой природе.
Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе.
Наши леса. Многообразие древесных растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).
Берёза — символ России.
Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Зачем сажать деревья?
Ядовитые растения. Знакомство с гербарными экземплярами. Легенды о некоторых растениях.
«Зелёная» аптека. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха.
Съедобные и ядовитые грибы. Распознавание грибов на муляжах. Польза и вред грибов. Правила сбора грибов.
Необычные растения. Растения — паразиты.
Растения “Красной книги».
На занятиях проводила:
- беседы на экологические темы;
- игры на экологические темы;
- интегрированные занятия;
- наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
- просмотр мультфильмов о природе и с участием животных.
В ходе кружковой работы по экологическому воспитанию у детей формировала знания:
- об окружающем растительном и животном мире;
- о явлениях природы, изменениях погодных условий, о временах года;
С детьми детально рассматривала время года - осень, имеющее свои неповторимые особенности. При этом выделяла круг явлений и предметов природы, которые интересны в осенний период.
Вся экологическая работа, направленная на развитие творческих способностей обучающихся, осуществлялась не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Через творческую работу формировала у детей экологическую культуру, развитие познавательной активности, творческого воображения.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к экологическому воспитанию. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
В следующем триместре я планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми.