Цель: воспитание духовно – нравственных качеств.
Задачи: формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.
Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые гости!
Ребята, я рада видеть ваши добрые лица и лучистые глаза. Давайте подарим частичку хорошего настроения всем гостям и всем нам. Улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки и повторяйте за мной.
Лучик, лучик золотой
Луч везде и луч со мной.
Добро в тебе, добро во мне
Добро кругом на всей земле.
— А теперь с хорошим настроением садитесь на свои места.
О чём сегодня пойдёт речь на нашем мероприятии, я предлагаю вам самим определить, прослушав удивительные строки стихотворения
Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда дефицит,
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают,
И никакого спасибо не ждут.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?
(ответы детей)
Да, мы собрались, чтобы поговорить с вами о том самом ценном, что есть в человеке.
О его добром сердце и добрых поступках, будем с вами говорить о доброте.
Скажите, а где у человека живет добро?
( Добро живет в душе, в сердце.)
Проведём мы наше занятие в виде устного журнала СЛАЙД 1под названием «Человеческое сердце» СЛАЙД 2, где мы попробуем разобраться, что есть добро и зло и от кого зависит, быть ли радостному, солнечному дню или непроглядной ночи.
Наш устный журнал состоит из 5 страниц.
И 1 страница называется « Что такое доброта?»
- Что вы понимаете под словом «добро, доброта?»
( Ответы детей: Это все хорошее, доброе, красивое, приятное, это ласка, любовь, мир, мама, сопереживание)
Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. СЛАЙД 3
- А что есть зло?
(Ответы детей: Это все плохое, дурное, грубое, жадность, зависть, насилие, оскорбление, лицемерие, злоба)
2. Послушайте рассказ “Просто старушка” В. Осеевой.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – ответил ей мальчик. – Это просто старушка!
Могло ли такое случиться с вами? Оцените поступки детей. Чему учит этот случай? Как бы поступили вы? (Ответы детей)
Ещё хочу предложить вам посмотреть мультфильм. Смотрите внимательно, мультфильм хоть и без слов, но говорит о многом.
(Обсуждение: …. )
- о чём мультфильм? (о добре)
- у кого доброе сердечко, кто совершил добрый поступок? (собачка)
- что вы можете сказать о хозяине собачки? (Он не добрый, не проявил жалости к цапле).
Физминутка для глаз.
Переходим ко второй странице нашего журнала, которая называется
«Сказочная»
Все вы знаете, что в нашей жизни встречается и добро и зло. А значит, люди могут совершать как добрые поступки, так и злые, нехорошие.
Ребята, скажите:
- где добро всегда побеждает зло? (в сказках)
Да, добрые сказки учат нас многому.
Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.
Вам нужно догадаться, о ком речь?
- И зайчонок, и волчица
Все бегут к нему лечиться (Айболит)
- Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
- Эта девочка любит свою бабушку, которая живет за лесом.
Она заботится о ней, носит часто пирожки (Красная Шапочка)
- Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
Мальчик с Азбукой под мышкой — деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу (Буратино)
Молодцы! Вы угадали добрых сказочных героев.
Предлагаю поиграть. Я показываю сказочного героя, а вы, если он добрый – хлопаете руками, а если наоборот – топаете ногами.
СЛАЙДЫ С ГЕРОЯМИ СКАЗОК.
Хорошо, ребята. Молодцы.
Открываем третью страницу нашего журнала:
"Поделись улыбкою своей."
- Ребята! С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать настроение, желание другого человека. Можете ли вы расшифровать эмоциональное состояние по мимике лица?
Например, какое настроение у человека, можно определить по его выражению лица?
У меня на столе есть шкатулка, загляните в нее, там, в «волшебном озере» вы увидите самого доброго, дружелюбного человека. Улыбнитесь ему!
Давайте, есть желающие заглянуть в «волшебное озеро»?
- Пусть от солнечной улыбки, мир добрее будет!
- Как ответила «волшебная шкатулка» на вашу улыбку? (улыбкой)
- Мы всегда должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, относиться к себе и другим с добротой и пониманием.
- А когда человек улыбается? (Когда ему хорошо и радостно)
Ребята, чем чаще мы видим открытые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас людей злых, скверных. Маленькая улыбка - надежная помощница. В улыбке - сила человека. Она показывает, что человек может стать твоим другом. Улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я дам вам совет на будущее. Если увидите лицо без улыбки, улыбнитесь ему сами.
Игротанец «У оленя дом большой»
ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИЦА «ПОЭТИЧЕСКАЯ»
— Предлагаю вам прослушать притчу о доброте и милосердии и ответить на вопрос можно ли данный поступок назвать добрым?
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
«Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка».
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую, чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
«Ах, если б он видел! — сказала сестра. -
Всю жизнь он слепым оставался».
«Зачем же тогда?..» — тут больной прошептал…
«Да он вас утешить старался.
Обсуждение
— Какой поступок добрый?
— Относится ли утешение к доброте, почему?
— Могли ли вы так поступить?
— Доброта, милосердие, радость и переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Видео «Стихотворение о доброте»
- И последняя наша ПЯТАЯ страница «Творческая».
- А сейчас давайте посадим свою полянку доброты. Перед вами заготовки цветов. Чтобы цветы расцвели необходимо собрать их чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветов в том, что их лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать добрый человек. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи доброму человеку.
Закрепить получившиеся «цветы» на доске.
— Теперь, ребята, нам нужно следить за своей «полянкой доброты», чтобы на ней, не прорастали сорняки — плохие качества.
Так чего же больше на свете: добра или зла? От кого это зависит?
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, а весь мир чище и ярче.
– Закончить наше занятие мне хочется словами М.Горького «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
- Вам понравилось наше занятие?
- У вас хорошее настроение?
Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим, друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).
Я тоже говорю вам спасибо за работу. Мне приятно было с вами общаться, хочу отметить работу ….. Молодцы.