Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № 2»
ШКОЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ (1936-1961 ГОДЫ)
Разработку открытого заседания
кружка «Юные краеведы»
подготовил учитель истории
Синельник А.А.
16 ноября 2016 год
ТЕМА ЗАНЯТИЯ КРУЖКА. Школьная летопись (1936-1961 годы)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить учащихся с историей возникновения родной школы, выдающимися выпускниками, заслуженными учителями, защитниками Родины в годы Великой Отечественной войны; развивать познавательные способности, речь, память, умение сопоставлять и делать выводы; воспитывать любовь и уважение к родному краю, интерес к изучению своей истории.
ТИП ЗАНЯТИЯ: устный журнал с презентацией поисковой деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фрагменты документальных фильмов, фотоальбомы, переписка.
ИСТОЧНИКИ: школьный архив, материалы краеведческого музея.
Ход занятия
(Слайд 1. Школа… Моя школа… )
Ученик 1. Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого…. (на фоне музыки)
Школа – это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, строгие учителя, родительские нотации…. А как здорово звенит школьный звонок с последнего урока! Ура! Книги летят в портфель, как птицы! В раздевалке толчея! Двери школы победно гремят салютом! Школьный двор оглашается радостными криками! Ура! Уроки кончились!
Учитель …А на школьном дворе роняют листья тополя…. Разгуливают осенние ветра…. Озорно пробегают школьные годы….
(Слайд № 2. Советский Союз. Год 1936)
Школьный двор…память…воспоминания…. Год 1936. Советский Союз… Обратимся к документальной хронике. Посмотрите фрагмент фильма и постарайтесь определить характерные черты того времени.
Слайд № 3. Видео
(Демонстрируется фрагмент фильма «Летопись полувека. Год 1936»
3 мин )
- Чем же запомнился 1936 год? (Ответы учеников)
Учитель. Да, тогда страна представляла собой одну большую стройку. Строились заводы, фабрики, дороги, больницы, школы, дома культуры. В это время «родилась» и наша школа.
II Сообщение темы и цели занятия
Слайд № 4. Школьная летопись (1936-1961 год)
Учитель. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим начальный период существования нашей школы- 1936-1961 годы, чтобы лучше узнать историю своего края. Это трудный период, который с честью был пройден. И вот уже 80 лет школа встречает первоклассников и провожает выпускников. А начиналось всё вот так…
III Основная часть
Слайд № 5. Школа № 18
Ученик 2. Школа как новостройка приступила к работе 1 сентября 1936 года под № 18. (Звук школьного звонка)
Впервые школьный звонок пригласил на самый первый урок учеников. Школа насчитывала 35 учителей и 1200 учащихся! Просторные красивые классы, широкие коридоры, чистый ухоженный двор с молодыми деревьями. Вот такой её запомнили первые выпускники- наши бабушки и дедушки.
Учитель. - Что изменилось в облике здания? (Ответы учеников)
Слайд № 6. Первый директор- Денисенко Пётр Ефимович
Первым директором школы был Денисенко Пётр Ефимович. К сожалению, его фотографии не удалось найти. Но мы знаем, что это был честный и порядочный человек, который старался сделать школу уютной и родной.
Слайд № 7. 3 класс. 1939 год
О довоенном периоде сохранилось очень мало источников. Мы нашли лишь фотографию 1939 года, на которой изображён 3 класс с классным руководителем. На нас смотрят 33 детских лица. Никто из них даже и не предполагает, какие испытания подготовила им судьба.
Не прошло и пяти лет с момента открытия школы, как в нашу страну пришла беда.
Слайд № 8. Война
(Видео «Великая Отечественная война» 2 мин)
Нет более страшного испытания, чем испытание войной. Многие выпускники школы ушли на фронт. Один из них, Макеров Леонид Николаевич, удостоен звания Героя Советского Союза.
Стольников Николай Максимович, также Герой Советского Союза, был шефом нашей школы; его имя носила пионерская дружина.
Слайд № 9 Лейтенант Стольников Н. М.
Ученик 3. В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Максимовича. Он наш земляк, родился в посёлке Лозовая-Павловка (сейчас окраина Стаханова). Окончил 7 классов средней школы, 2 курса горного рабфака, работал токарем по металлу на коксохимзаводе.
Ученик 4. Но душа рвалась в небо, хотелось ощутить в руках штурвал самолёта, увидеть с высоты птичьего полёта всю красоту родной земли. Николай Максимович окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Слайд № 10. Бомбардировщик СБ
Во время Советско - Финской войны был командиром экипажа бомбардировщика СБ.
Ученик 5. К концу военных действий лейтенант Н. М. Стольников совершил 6 успешных боевых вылетов. В воздушных боях его экипаж сбил 3 самолёта противника.
Слайд № 11 Стольников Николай Максимович
Ученик 3. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Учитель. –Ни один праздник не проходил без поздравлений Николая Максимовича. Слайд № 12 Стольников Н. М. детям
Вот телеграмма школьникам к 41 годовщине Октябрьской революции.
«Поздравляю всех с 41-й годовщиной Великого Октября. Повышайте знания, крепите дисциплину, организованность. Герой Советского Союза Стольников».
Таких документальных источников в архиве нашей школы сохранилось больше 20-ти. Дети брали пример с Героя Советского Союза, подражали ему, отличной учёбой доказывали, что достойны быть в дружине, которая носит его имя.
Слайд № 13 Макеров Леонид Николаевич
Таким же примером был для всех и Макеров Леонид Николаевич.
Ученик 3. Леонид Николаевич Макеров родился в России в 1922 году. Когда ему было 2 года, семья переехала в Кадиевку. Здесь он окончил
семилетнюю школу и аэроклуб. С самого детства Леонид Николаевич грезил о небе, самолётах…И его мечта сбылась. Он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу и стал пилотом.
Ученик 4. С августа 1942 года Леонид Николаевич на фронтах Великой Отечественной войны боролся с врагами Родины. Совершил 133 боевых вылета на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери.
Ученик 5. За «образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Леонид Макеров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Слайд № 14 Улица Макерова
Учитель. В 32 года Леонид Николаевич скоропостижно умер, оставив после себя светлую память и пример доблести, мужества и отваги… В честь нашего выпускника названа одна из улиц города Стаханова.
-Что общего в судьбах Леонида Николаевича и Николая Максимовича? (Ответы учеников)
Не склонили голову перед фашистами и те, кто был в оккупированном городе. Они стали подпольщиками.
Слайд № 15 Подпольная комсомольская организация «Ёлочка»
Ученик 6. 12 июля 1942 года гитлеровские войска оккупировали наш город. Одной из первых начала действовать подпольная комсомольская организация «Ёлочка», командиром которой был Николай Калинчик- старший вожатый школы, комиссаром была Ольга Филимонова- бывшая пионервожатая
СШ № 2 (ныне ССОШ № 28).
Ученик 7. Получив задание от командования фронтом и оружие, подпольщики сразу же приступили к диверсиям, как только немцы оккупировали город.
Первым боевым заданием был взрыв тоннеля, находящегося на дороге Алчевск- Кадиевка.
Ученик 1. Следующей успешной операцией было уничтожение немецкого штаба в районе шахты № 3 «Ирмино». Вслед за этим подпольщики уничтожили комендатуру в п. Калиново и только что открытую немцами биржу труда в Максимовке.
Ученик 6. Больше комсомольцы ничего не успели совершить, так как с 24 по 26 июля произошли аресты участников группы. На заре 30 июля 1942 года их всех расстреляли у стен недостроенного Дворца культуры.
Слайд № 16. Братская могила
Ученик 7. В сентябре 1943 года тела героев –подпольщиков были перенесены в братскую могилу, которая находится на центральной площади города.
Ученик 1.
Давным-давно закончилась война,
Но подвиг не забыт ваш, подпольщики и партизаны,
И до сих пор не заживают раны,
Не преданы забвенью имена...
Ученик 6.
Их тысячи и тысячи - героев -
Спят вечным сном под сенью тополей...
Жизнь отдали, чтоб мир наш был спокоен,
Чтоб матери растили сыновей...
Учитель. Комсомольцы нашей школы под руководством Нейжмака Григория Александровича (бывшего завуча школы) разыскали, описали подвиг подпольной организации «Ёлочка». Материалы печатались в «Кадиевской правде» и были переданы в городской музей.
Слайд № 17 Учитель- защитник Родины
Защищали Родину и учителя школы.
(Дети с учителем называют по очереди имена участников Великой Отечественной войны)
- Берлинский Александр Михайлович-учитель истории.
- Денисенко Пётр Ефимович- директор школы.
- Калинчик Николай Прохорович - старший пионервожатый школы.
- Лихачёва Мария Васильевна- медсестра школы.
- Луговой Александр Захарович- директор школы.
- Маслич Надежда Даниловна – учитель географии.
-Мосолкова Галина Григорьевна – учитель украинского языка.
- Нейжмак Григорий Александрович – завуч школы.
- Парасочка Леонтий Леонтьевич- завуч школы, Почётный Гражданин города.
- Ткаченко Николай Кузьмич – завуч школы.
- Уваров Михаил Семёнович – учитель черчения.
- Чибирев Сергей Иванович – военрук школы.
- Чудновский Семён Егорович – директор школы, кавалер ордена Ленина.
- Шумакова Ангелина Ивановна – учитель украинского языка.
Подвигом мы вашим восхищаемся и говорим: «Спасибо» (произносят все вместе).
Учитель. Время проходит. Многих защитников Родины нет рядом с нами, но память о них живёт в наших сердцах.
Слайд № 18 Никто не забыт…
Прошу почтить память минутой молчания тех, кто уже не придёт сюда никогда… / Метроном. Минута молчания/
Прошу садиться.
Слайд № 19 Чудновский Семён Егорович – директор школы № 30.
Ученик 8. После освобождения города от фашистской оккупации школа возобновила свою работу под № 30. Вторым директором школы стал Чудновский Семён Егорович. Он был математиком, но очень любил природу.
Слайд № 20 Школьный вишнёвый сад
Именно при нём во дворе школы был посажен прекрасный вишнёвый сад как символ воскрешения, пробуждения к жизни.
Я посажу весной вишнёвый сад
И пусть его судьбу решают дети,
Хочу смотреть как лепестки летят
И как играет ими буйный ветер.
Я выращу вишнёвые деревья,
В тени их будут дети отдыхать
И в кружевах калейдоскопной тени
Пьянящий аромат цветов вдыхать.
Я посажу вишнёвый дивный сад,
В его любви пусть вырастают дети
И вырубать они не захотят,
Когда всю красоту его заметят.
Слайд № 21 Первый диктор школьного радиоузла
Учитель. В школе действовал радиоузел «Пионерский вестник». Первым диктором школьного радиоузла был пионер Сипачёв.
Из динамиков доносились объявления, новости из жизни города и школы. (Запись школьного радиоузла).
Слайд № 22 Чудновский С. Е. у микрофона
Семён Егорович часто сам обращался к ученикам и работникам школы при помощи радиоузла.
Школа оживала после войны, налаживала привычный уклад жизни…
Слайд № 23 Луговой Александр Захарович
Ученик 9. С 1955 по 1961 год директором школы был Луговой Александр Захарович.
Слайд № 24 Долгожданный спортзал
Благодаря его стараниям в школе появился долгожданный спортзал.
Слайд № 25 Уборка спортивного зала после окончания его строительства
Ученик 10. Дети помогали наводить порядок в только что отстроенном здании, не могли нарадоваться своему счастью. Теперь уроки физкультуры не зависели от капризов природы.
Слайд № 26 Занятия в спортзале
Ученик 11. Каждый ученик гордился тем, что именно в его школе есть новенький спортзал, старались выполнять прилежно каждое упражнение. На физкультурных праздниках звучали призывы заниматься спортом и делать зарядку.
Ученик 9. Нам смелым, и сильным, и ловким
Со спортом всегда по пути
Ученик 10. Ребят не страшат тренировки -
Пусть сердце стучится в груди.
Ученик 11. Спорта язык одинаков для всех:
Труд, устремленье, рывок – и успех!
Слайд № 27 Школьная линейка
Учитель. Итоги учебной, спортивной, трудовой, общественной деятельности подводили на линейках.
Ученик 9. Линейки проходили в торжественной атмосфере. Пионеры в красных галстуках, вынос знамени, горн, барабаны, портреты В. И. Ленина. Без этих атрибутов сложно представить советскую школу.
Ученик 10. Дети читали стихи, прославляющие В. И. Ленина и партию, пели пионерские песни.
Слайд № 28 Будь готов! Всегда готов!
Ученик 11.
Пионерами первых зовут мореходов,
Что без карты и компаса шли наугад,
Пионер - это тот покоритель природы,
Кто на севере вырастил сад.
Ученик 9.
Пионеры и те, кто в пустыне шагали,
Пионеры и те, кто в космос пришли,
Пионеры варили сверхтвердые стали
И вгрызались в глубины земли.
Ученик 10.
Пионер если взялся за дело,
До конца, до победы доводит свой труд.
Так расти закаленным и смелым,
Ведь тебя пионером зовут!
Ученик 11. Главной песней всех пионеров становится «Взвейтесь кострами…» (Запись фрагмента песни)
Слайд № 29 Как повяжешь галстук…
Учитель. Завязать правильно пионерский галстук было не так уж и легко. Я, будучи пионером, так и не научился это делать. Вместо ровной квадратной подушечки всегда выходил у меня кривой узел. А завязывать нужно было каждый день утром (перед школой). На пионерской линейке мне досталось стихотворение именно о галстуке.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты – светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
Слайд № 30 Много лет спустя…
Ученик 2. Советская школьная форма настолько стала родной, что даже сейчас (много лет спустя) не проходит без неё ни один Последний звонок. Девушки шьют фартушки, одевают банты того времени. Это стало доброй традицией, которая связывает прошлое и настоящее.
Слайд № 31 Школьный духовой оркестр
Ученик 7. В нашей школе особое внимание уделялось музыкальному воспитанию. Последний звонок проходил под звуки школьного духового оркестра под руководством Смирнова В.Н.
Ученик 6. Какая сила в духовых оркестрах!
Какая сила и какая грусть
В мелодиях, забытых, и известных,
И вытверженных нами наизусть.
Ученик 7. В каждом звуке - целая эпоха,
В каждой ноте - верность и любовь.
Даже если на душе и плохо,-
Звук трубы поднимет настроенье вновь!
Ученик 6. Работали творческие кружки, в которых ученики могли научиться играть на различных музыкальных инструментах.
Слайд № 32 Лучший баянист школы
Ученик 7. Отбоя от желающих не было, особенно от мальчишек, которые очень хотели с помощью музыки произвести впечатление на девушек. Лучшим баянистом школы был Косюг Александр.
Слайд № 33 Памятник Н. Островскому
Учитель В 1960 году во дворе школы появился памятник Н. Островскому.
Кем же он был? Назовите интересные, на ваш взгляд, факты из его биографии. (Ответы учеников)
Справка
Памятник во дворе школы представляет собой бюст Н. Островского, установленный на постамент цилиндрической формы. Островский изображен в гимнастерке, без головного убора. На постаменте надпись: «Островскому».
Скульптор: Кравец А. В.
Архитектор: Пушкарёва М.Н.
Дата: 1960 г., 1974 г. - реставрирован.
Учитель. Вот какие изменения в школе произошли при Луговом Александре Захаровиче… И не только эти. Об этом он написал в своих воспоминаниях.
«…Школа отказалась от услуг строительных организаций в подготовке здания к новому учебному году.
Слайд № 34 Своими силами
Ремонт здания стал осуществляться силами ученических бригад старшеклассников с оплатой учащимся стоимости выполненных работ.
Слайд № 35 Общественно – полезный труд
После окончания учебных занятий в конце каждого учебного года учащиеся 5-9 классов в течение двух недель принимали участие в сельскохозяйственных работах на полях, в сборе металлолома, макулатуры и других работах. На специальный счёт школы в Госбанке поступали немалые денежные средства от общественно-полезного труда учащихся, распорядителем которых был не директор школы, а комитет комсомола.
В конце учебного года каждый ученик получал денежное вознаграждение за свой труд.»
Слайд № 36 Коллектив школы № 30
Учитель. Александр Захарович не смог бы столько всего сделать, если бы его не поддерживал дружный коллектив школы № 30. Отличные специалисты, отдававшие свои сердца детям.
Слайд № 37 Чубукаева Людмила Александровна
В этом коллективе работала прекрасная женщина – Чубукаева Людмила Александровна. Нет в нашем городе такого человека, который бы не знал Людмилу Александровну. Её знают, помнят и любят выпускники разных поколений. Ведь стаж её педагогической деятельности составляет 50 лет. В школе № 2 проработала 47 лет. За свою трудовую деятельность Людмила Александровна награждена «Орденом – Знак почёта», значком «Вiдмiнник народноi освiти УССР», медалью «Ветеран труда». И всё- таки самое высокое звание- это любимый учитель. Выйдя на заслуженный отдых, она часто посещает школьные праздники, заражая нас позитивом и вдохновением.
Слайд № 38 Любимый учитель (Видео)
Учитель Людмила Александровна, отдав почти полвека своей жизни родной школе, чувствует себя совершенно счастливым человеком. И это замечательно…
На этой прекрасной ноте заканчиваем первый раздел нашей летописи. Следующие страницы рассмотрим на новых занятиях.
Слайд № 39 Викторина
Учитель. Сделаем акцент на некоторых моментах летописи, ответив на вопросы.
1.Расположите в правильном порядке
директоров школы, начиная с первого:
Луговой Александр Захарович,
Чудновский Семён Егорович,
Денисенко Пётр Ефимович.
2.Под какими номерами была изначально наша школа?
3.Чьё имя носила дружина школы?
4.Какая надпись на памятнике у входа в школу?
5.Кто из учителей в школе проработал 47 лет?
Учитель. Какие эпизоды из сегодняшней летописи вам наиболее понравились?
Закончим наше занятие перелистывая школьный фотоальбом.
Слайд № 40 Школьный альбом
Помните: для вас всегда открыта в школе дверь.