Правило «СТОП»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».
Конфиденциальность. Все обсуждения только в данной аудитории.
Активность.
Искренность в общении.
Оцениваются только поступок, а не личность человека.
Основная часть (20 минут).
Ведущий: Наше занятие называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации? (Участники высказываются).
Ведущий: Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации и решился на самое страшное — суицид.
Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период студенческой жизни с 1 по 2 курсы, т. е. с 15, 16 до 17, 18 лет. Мне нужен помощник. (Из желающих выбирается один участник, он становится в начале «коридора». Допустим это будет участник по имени - Саша).
Ведущий: Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?
Примечание! Это могут быть не только учебные трудности. (Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).
Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, Саша, страшно? Я тебе предлагаю пройти по этому «коридору», а те ребята, которые сидят друг на против друга будут выступать в роли «жизненных трудностей» и будут мешать тебе пройти.
Ведущий: Маша, когда ты пыталась пройти по «коридоры», что ты ощущала, какие эмоции и чувства ты испытывала? (Саша делится своими ощущениями).
Ведущий: Маша, как ты думаешь, как можно преодолеть эти препятствия? (Саша пытается найти решение каждой трудности).
Ведущий: Ребята, а как бы вы решили эти проблемы? (Участники высказываются по очереди).
Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-юноши и девушки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете? (Обучающиеся высказываются).
Для того, чтобы понять и удержать друга или знакомого от самоубийства, надо владеть информацией и немного разбираться в человеческой психологии.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, во-первых, чтобы нас любили, и, во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться. Потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение. А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е. наши поступки не происходят «просто так».
Ведущий: Что же такое «потребность в любви»? (Обучающиеся высказываются).
Потребность в любви — это:
- потребность быть любимым;
- потребность любить;
- потребность быть частью чего-то.
Ведущий: Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами. Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.
Ведущий: Ребята, давайте вообразим, что мы такой подросток. У вас куча нерешённых — как тебе кажется- проблем; все ваши отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири. Попробуйте-ка, поднять их! (Обучающиеся пытаются поднять гири. Затем они озвучивает своё эмоциональное состояние).
Ведущий: С таким грузом не то чтобы идти, встать сложно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся, когда он боится, что не сможет дальше переносить охватившую его тоску и чувство одиночества.
Ведущий: Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью. Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.
Давайте мы возьмём эти шарики.
Ведущий: Что вы теперь чувствуете? (участники говорят о своих чувствах).
Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.
Кто может сыграть в такой ситуации роль воздушного шара? (Участники высказываются).
Ведущий: Есть такие стихи:
Когда в душе полярная зима,
и неизвестно, подойдёт ли лето,
Бывает, очень нужно, чтобы тьма
пересеклась порой полоской света.
Что может просиять таким лучом?
Порой довольно взгляда иль улыбки-
И будто снова провели смычком
по струнам позабытой, старой скрипки...
Ведущий: Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара. Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.
Ведущий: Что ещё воздействует на наше поведение? (Участники высказывают свои мнения).
Ведущий: Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.
Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.
Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него. (Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого- доброжелательное).
Ведущий: Саша, к которым из своих одноклассников тебе хочется подойти? (Саша отвечает).
Ведущий: Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе? (Участники высказываются).
Ведущий: Да действительно, всякое поведение имеет цель.
Вы наверняка наблюдали когда-нибудь за маленьким ребёнком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать. Так вот подростки, подумывающие о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о своих переживаниях и надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. Я не хочу умирать!». Ведь, действительно, 90% тех, кто говорит о желании умереть, на самом деле этого не хочет.
Он просит о помощи!
Ведущий: Подскажите, пожалуйста, как можно распознать суицидальные намерения вашего друга или знакомого? (Участники высказываются).
Ведущий называет признаки суицидального поведения и делает краткие комментарии.
Ведущий: 1. Угрозы (прямые и косвенные).
2. Резкие изменения в поведении:
- Питание.
- Сон.
- Падает успеваемость.
- Внешний вид.
- Активность снижается.
- Стремление к уединению.
- Раздача ценных вещей.
- Приведение дел в порядок.
- Агрессия, бунт, неповиновение.
- Саморазрушающее и рискованное поведение.
- Потеря самоуважения.
Ведущий: Если вы заметите подобные признаки у вашего знакомого, возможно, ему требуется помощь. Как вы можете ему помочь? (Участники высказываются. Ведущий делает комментарии).
Ведущий: В начале нашего занятия я сказала, что в любом вопросе необходимо владеть информацией. Так вот я хочу дать вам важную информацию по проблеме суицида.
Важная информация №1. Самоубийство может совершить каждый.
Предотвратить суицид можно было бы просто, если бы его совершали определённый тип людей. К сожалению, не существует типа «суицидального человека».
На первый взгляд может показаться, что вашей подруге или другу не грузит суицид, потому что у них всё есть, и внешне всё благополучно. Но благополучие — это вовсе не гарантия от суицида. Важно только то, что человек говорит и делает.
Важная информация №2. Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.
Важная информация №3. Суициденты, как правило, психически здоровы.
Важная информация №4. Суицид не передаётся по наследству.
Важная информация №5. Суицид не происходит без предупреждения.
Важная информация №6. Суицид можно предотвратить.
Информация №7 — самая важная: Друг может предотвратить самоубийство!
Ведущий: Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».
Как же прожить подростковый отрезок времени так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?
Ведущий: Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».
(Участники должны написать на листах бумаги факторы безопасной жизни и положить их на пол перед собой. Затем ведущий просит прокомментировать желающих, почему они написали тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение).
Ведущий: (обращается к Саше) Ну как, уверенности прибавилось для прохождения этого этапа жизни? В добрый путь!
Заключительная часть (5 минут).
Рефлексия (3 минуты):
Ведущий: К сожалению, наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам поделиться своим мнением о проведённом занятии и ответить на вопросы:
- Что вы нового узнали?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие эмоции у вас сейчас?
Ведущий: Благодарю всех за работу. Предлагаю всем встать в круг и поаплодировать друг другу.