СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "А.Д. Хатков. Своеобразие стихотворения «Листок из путевого блокнота»».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТкрытый урок по адыгейской литературе соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "А.Д. Хатков. Своеобразие стихотворения «Листок из путевого блокнота»».»

Тема: « А.Д. Хатков. Своеобразие стихотворения «Листок из путевого блокнота»».

Учитель: Качанова О.В.

Класс – 5.

Планируемые результаты:

Цели:

Обучающая: повторить биографические сведения о поэте. Проанализировать особенности стихотворения "Листок из путевого блокнота". Охарактеризовать тему Родины в творчестве поэта.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, умение давать полноценный устный ответ, умение работать в парах; развивать творческие способности учеников; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитательная: продолжать воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к книге; продолжать прививать любовь к произведениям литературы.

Ожидаемые результаты: применять ЛСМ (логико-смысловые модели) на предметах гуманитарного цикла; выражать чувства с помощью поэзии.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные: Л-13- чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с адыгейской и русской литературой.

Познавательные:П-06 – смысловое восприятие текстов. П-07, П-09, П – 08 уметь проводить исследование прочитанного текста: анализировать, синтезировать, обобщать. П-19 – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные: Р-07 – адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны родителей, товарищей, учителя; Р-11 – ставить учебные задачи.

Коммуникативные: К-04-уметь обосновывать и высказывать собственное мнение; К-07 – задавать вопросы; К-05- уметь приходить к общему мнению в сотрудничестве; К-19 – осуществлять взаимный контроль.

Чтение: работа с информацией: Ч1-04 – уметь работать с информацией в разных формах (текст, таблица, схема); Ч2-04 – интерпретировать и обобщать информацию.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум.

Оснащение урока:

1. Портрет А.Д. Хаткова.

2. Учебники «Адыгейская литература 5-6 классы».

3. Тексты стихотворения «Листок из путевого блокнота».

План урока:

1. Организационный этап (1 мин.).

2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5мин.).

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (17 мин).

5. Этап контроля (10 мин.).

6. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).

7. Этап подведения итогов (1 мин.).

8. Рефлексия (2 мин.).




Содержание учебного занятия:

п/п

Наименование

этапа

Задачи этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя и ученика

1.

Организационный

Приветствие. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения.

Р-11

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

Ч1-04

Ч2-04

К-04

П – 08

1. Каким было ДЗ?

- Подготовить биографические сведения о поэте с помощью ЛСМ.

2. Слушаем отчеты в форме ЛСМ нескольких учащихся.

Учитель дополняет информацию новыми сведениями: в соавторстве с Т. М. Керашевым Хатков написал три первых в истории адыгов учебника по адыгейской литературе для средней школы. Переводил произведения А. С. Пушкина — поэмы «Кавказский пленник», «Цыгане», «Полтава» и другие. Переводы были изданы в 1937 году.

К 100-летию А. Хаткова его имя присвоено средней школе в ауле Хатажукай.

3

Актуализация субъективного опыта учащихся

Актуализировать субъективный опыт учащихся

Ч1-04

П-06

Вспоминаем, когда было написано стихотворение, в чем заключается значимость для всего творческого пути:

1. Большое значение в жизни поэта сыграло путешествие на Урал (30-е годы 20 века). В это время шло установление Советской власти, поэтому и посвятил это стихотворение А.Д. Хатков Родине.

2. Одно из стихотворений поэт охарактеризовал как путевые заметки (новаторство жанра) (Читает выразительно сначала учитель, затем один из учащихся).


4

Усвоения новых знаний и способов действия

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Ч1-04

К-07

К-05


Л-13

П-07,

П-09,

П – 08

Работа с планом анализа лирического стихотворения. Устный анализ, а затем письменный (работа в парах). Обсуждение плана: 1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?



5

Контроль знаний и способов действий

Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям.

П-19

Выступления учащихся с анализами стихотворения Хаткова.

6

Информация о ДЗ

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ

Ч1-04

Выучить наизусть стихотворение Хаткова.

7

Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Р-07

Поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке

8

Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

К-19

На листочках с самостоятельной работы необходимо выставить себе отметки, которыми вы оцениваете уровень усвоения изученного материала. Шкала от 1 до 5.

Оценить степень понимания темы урока с помощью светофора: красный - ничего не понял – вернись к плану. Желтый - вызвало трудности… Зеленый – тема понята.










Ахмед Джанхотович Хатков (24 сентября 1901, аул Хатажукай, Кубанская область — 23 декабря 1937) — адыгейский советский писатель.

Биография

С 1910 по 1912 год учил­ся в частной школе, затем учился в Уфе.

После 1917 года работал учителем в ауле Габукай.

С 1923 по 1926 год учился в Коммунистическом университете трудя­щихся Востока в Москве, затем работал заместителем редактора газеты «Адыгейская жизнь», в педагогическом техникуме, ответственным редактором областного национального издательства, в областном отделе народного образования. В 1926 г. вступил в ВКП(б).

С 1934 года — член Союза писателей СССР; в 1934—1937 гг. — ответственный секретарь Адыгейской писательской организации.

Умер 23 декабря 1937 года.

Творчество

Пер­вые стихи были опубликованы в 1923 году в адыгей­ской газете «Адыгэ макъ» («Голос адыга»).

В соавторстве с Т. М. Керашевым написал три первых в истории адыгов учебника по адыгейской литературе для средней школы.

Избранные произведения


Стихотворения

  • «Быль о трёх девушках» (1926)

  • «Мелодии» («Пщыналъ», 1931; сборник)

  • «Часовой» (на рус. яз. 1935)

  • «Учение Ленина — наше оружие» (1931)

  • «Наш Ленин» (1936)

;Рассказы

  • «Жертва денег» (1928)

;Поэмы

  • «Кто погибает, куда мы идем?» (1931, в рус. пер. — «Свет в сакле», 1939)

  • «Живи, человек!» (1937)

;Переиздания на русском языке

  • Хатков А. Д., Пер. с адыг, Майкоп, Краснодар. кн. изд-во, 1981

  • Хатков А. Д., Пер. [с адыг] Г. Каца, Ростов н/Д, Ростиздат, 1938