Тема: « А.Д. Хатков. Своеобразие стихотворения «Листок из путевого блокнота»».
Учитель: Качанова О.В.
Класс – 5.
Планируемые результаты:
Цели:
Обучающая: повторить биографические сведения о поэте. Проанализировать особенности стихотворения "Листок из путевого блокнота". Охарактеризовать тему Родины в творчестве поэта.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, умение давать полноценный устный ответ, умение работать в парах; развивать творческие способности учеников; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Воспитательная: продолжать воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к книге; продолжать прививать любовь к произведениям литературы.
Ожидаемые результаты: применять ЛСМ (логико-смысловые модели) на предметах гуманитарного цикла; выражать чувства с помощью поэзии.
Формируемые на уроке УУД:
Личностные: Л-13- чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с адыгейской и русской литературой.
Познавательные:П-06 – смысловое восприятие текстов. П-07, П-09, П – 08 уметь проводить исследование прочитанного текста: анализировать, синтезировать, обобщать. П-19 – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные: Р-07 – адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны родителей, товарищей, учителя; Р-11 – ставить учебные задачи.
Коммуникативные: К-04-уметь обосновывать и высказывать собственное мнение; К-07 – задавать вопросы; К-05- уметь приходить к общему мнению в сотрудничестве; К-19 – осуществлять взаимный контроль.
Чтение: работа с информацией: Ч1-04 – уметь работать с информацией в разных формах (текст, таблица, схема); Ч2-04 – интерпретировать и обобщать информацию.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
Оснащение урока:
1. Портрет А.Д. Хаткова.
2. Учебники «Адыгейская литература 5-6 классы».
3. Тексты стихотворения «Листок из путевого блокнота».
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (17 мин).
5. Этап контроля (10 мин.).
6. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
7. Этап подведения итогов (1 мин.).
8. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Формируемые УУД | Деятельность учителя и ученика |
1. | Организационный | Приветствие. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Р-11 | Учитель и ученики приветствуют друг друга. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы. | Ч1-04 Ч2-04 К-04 П – 08 | 1. Каким было ДЗ? - Подготовить биографические сведения о поэте с помощью ЛСМ. 2. Слушаем отчеты в форме ЛСМ нескольких учащихся. Учитель дополняет информацию новыми сведениями: в соавторстве с Т. М. Керашевым Хатков написал три первых в истории адыгов учебника по адыгейской литературе для средней школы. Переводил произведения А. С. Пушкина — поэмы «Кавказский пленник», «Цыгане», «Полтава» и другие. Переводы были изданы в 1937 году. К 100-летию А. Хаткова его имя присвоено средней школе в ауле Хатажукай. |
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать субъективный опыт учащихся | Ч1-04 П-06 | Вспоминаем, когда было написано стихотворение, в чем заключается значимость для всего творческого пути: 1. Большое значение в жизни поэта сыграло путешествие на Урал (30-е годы 20 века). В это время шло установление Советской власти, поэтому и посвятил это стихотворение А.Д. Хатков Родине. 2. Одно из стихотворений поэт охарактеризовал как путевые заметки (новаторство жанра) (Читает выразительно сначала учитель, затем один из учащихся). |
4 | Усвоения новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Ч1-04 К-07 К-05 Л-13 П-07, П-09, П – 08 | Работа с планом анализа лирического стихотворения. Устный анализ, а затем письменный (работа в парах). Обсуждение плана: 1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение? |
5 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | П-19 | Выступления учащихся с анализами стихотворения Хаткова. |
6 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | Ч1-04 | Выучить наизусть стихотворение Хаткова. |
7 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Р-07 | Поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке |
8 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | К-19 | На листочках с самостоятельной работы необходимо выставить себе отметки, которыми вы оцениваете уровень усвоения изученного материала. Шкала от 1 до 5. Оценить степень понимания темы урока с помощью светофора: красный - ничего не понял – вернись к плану. Желтый - вызвало трудности… Зеленый – тема понята. |
Ахмед Джанхотович Хатков (24 сентября 1901, аул Хатажукай, Кубанская область — 23 декабря 1937) — адыгейский советский писатель.
Биография
С 1910 по 1912 год учился в частной школе, затем учился в Уфе.
После 1917 года работал учителем в ауле Габукай.
С 1923 по 1926 год учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве, затем работал заместителем редактора газеты «Адыгейская жизнь», в педагогическом техникуме, ответственным редактором областного национального издательства, в областном отделе народного образования. В 1926 г. вступил в ВКП(б).
С 1934 года — член Союза писателей СССР; в 1934—1937 гг. — ответственный секретарь Адыгейской писательской организации.
Умер 23 декабря 1937 года.
Творчество
Первые стихи были опубликованы в 1923 году в адыгейской газете «Адыгэ макъ» («Голос адыга»).
В соавторстве с Т. М. Керашевым написал три первых в истории адыгов учебника по адыгейской литературе для средней школы.
Избранные произведения
Стихотворения
«Быль о трёх девушках» (1926)
«Мелодии» («Пщыналъ», 1931; сборник)
«Часовой» (на рус. яз. 1935)
«Учение Ленина — наше оружие» (1931)
«Наш Ленин» (1936)
;Рассказы
;Поэмы
;Переиздания на русском языке
Хатков А. Д., Пер. с адыг, Майкоп, Краснодар. кн. изд-во, 1981
Хатков А. Д., Пер. [с адыг] Г. Каца, Ростов н/Д, Ростиздат, 1938
