Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Апрелевская средняя общеобразовательная школа№1
Открытый урок по географии 5 класс
«Географическая карта».
Учитель: Алдошин Виктор Константинович
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»
Цели урока:
Образовательная
- обобщение материала;
- закрепление практических навыков работы с картой.
2. Развивающая
- развитие способности применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации.
3. Воспитательная
- повышение интереса к изучению географии;
- бережное отношение к природе.
Учитель:
Свой урок сегодня мне бы хотелось начать с загадки.
«Моря есть, плавать нельзя.
Дороги есть, ехать нельзя.
Земля есть, пахать нельзя.
Луга есть, косить нельзя»
(географическая карта)
Вот сегодняшний наш урок и посвящается теме «Географическая карта».
Наша задача на уроке закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины.
Сегодняшний наш урок необычный, мы отправляемся с вами путешествовать по карте «по океану Знаний» - на корабле «Гринпис». Что такое Гринпис?
Чтобы попасть на корабль ответьте на вопросы:
I . Продолжите предложение:
Географическая широта - это…
Географическая широта бывает...
Географическая широта отсчитывается от…
Меридианы - это…
Расстояние можно определить с помощью…
Географическая долгота - это …
Географическая долгота бывает…
Географическая долгота отсчитывается от…
Параллели - это…
Градусная сетка - это…
Самая длинная параллель – это..
Географические координаты - это…
II. Ответьте на вопросы:
1. Три самолета одновременно с одинаковой скоростью вылетели от нулевого меридиана:
а) по экватору;
б) по 30-й параллели;
в) по 60-й параллели.
У какого самолета кругосветное путешествие будет короче? Почему?
2. В каком направлении двигалась группа туристов, если в полдень тень от них была направлена в сторону движения?
3. Невидимкой по земле бегу,
От одного брата к другому,
Дорогу путнику „север-юг” показываю (меридиан).
4. По горочке линией гуляю,
Ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю (горизонталь).
5.Невидимкой по земле бегу,
В восходе солнце встречаю,
А в закате провожаю (параллель)
III. Работа с географической картой:
1) Внимание! Начинается шторм! Он подхватил корабль, и мы постепенно оказались на
58° ю. ш.; 70° з. д. ( пролив Дрейка) Определить среднюю глубину (4000-6000 м). (слайд №6)
2) Получен сигнал “SOS”! Что означает этот сигнал?
Дают координаты 90º ю.ш. Для решения какой экологической проблемы нужна на этом объекте организацияGREENPEACE ?
(Материк Антарктида, какая экологическая проблема существует на материке – озоновая дыра)
3) Получен сигнал бедствия, синий кит просит организацию Гринпис о помощи, координаты местонахождения: 50 ю.ш.; 69 в.д. Какова глубина? (0-200м). (о. Кергелен)
5) Пожар! Пожар! Пожар! 35 с.ш.; 120 з.д. Срочно просим помощи! (Калифорния)
6) Внимание! Морские котики подвергаются уничтожению на командорских островах. Помогите, определите координаты. (55 с.ш.;166 в.д.)
7) В 1996 году этому объекту был придан международный статус - его включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, определите по координатам этот объект 53 с.ш.; 108 з.д. (Озеро Байкал).
8) Определите объект, имеющий непосредственное отношение к охране природы, находящийся в нашем крае его координаты 62ºс.ш.; 64º в.д. В каком, направлении, и на каком расстоянии находится этот объект от города Ханты-Мансийска? Определите высоту, на которой находится город Ханты-Мансийск.
Игра «Флюгер» (физкультминутка)
Ветер дует с юга.
Ветер дует с востока.
Ветер дует с запада.
Ветер дует с севра
Ураган
С юго-запада
Штиль
9) Жители острова новая Земля шлют сигнал "SOS", около островов обнаружены захоронения ядерных отходов. Помогите им, определите координаты.
(75 с.ш.; 60 в.д.).
10) - Внимание! Прямо по курсу бутылочная почта!
- Поднять на борт!
Задания в бутылках:
1. Нас унесло ур… на ос… 20° ю. … 46° . д.… Помо…
2. Потерпели крушение у остр… Хи. 32°ю.110°д.
прои… раз… неф… … SOS!
3. Наш самолет упал у Бер…42° ю… 147° …д… SOS
(Восстановить запись, определить места на карте)
11.) Радиограмма
«Терплю бедствие, застигнут ураганом. Потерял управление. Пробит трюм. Шлите срочно помощь. Наши координаты 40 ю.ш.; 176 в.д.» (о-ва Новая Зеландия)
Молодцы! Вовремя оказали помощь, корабль спасен!
Итак, ребята мы видим, что чем быстрее мы находим по карте заданное место, тем быстрее мы можем оказать помощь в случае, какой либо катастрофы.
Заканчивается, наше путешествие по местам экологических бедствий и наступило время проверить, внимательны ли вы были во время нашего путешествия по географической карте.
Самостоятельная работа:
1 вариант 2 вариант
1. Определите координаты: 1. Определите координаты:
1) г. Омск 1) г. Новосибирск
В каком направлении, и на каком расстоянии от г. Нижневартовска находятся эти города
2. Найти объекты: 2. Найти объекты:
а) 15° с.ш; 70° з.д. а) 55° с.ш 180° в.д.
3.Определите абсолютную высоту:
Амазонской низменности Пустыни Гоби.
Проверь:
I вариант II вариант
г. Омск г. Новосибирск
55ºс.ш. 73ºв.д. 55ºс.ш. 82ºв.д.
Юго-запад, 750 км. Юго-восток, 750 км.
2. Найти объекты: 2. Найти объекты:
а) Карибское море а) Берингово море
3.Определите абсолютную 3.Определите абсолютную
высоту: высоту:
0—200 м 500-2000 м
Итог урока:
Рефлексия:
Продолжи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Д/З. Составить кроссворд «географическая карта»