СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок " Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

Жмакина Елена Адольфовна, преподаватель

Тема учебного занятия: «Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная методическая разработка учебного занятия для обучающихся по специальности 08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий предполагает продолжение работы по построению оптимальной модели обучения, которую отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой, самостоятельностью и активностью обучающегося. Данная модель играет важную роль в подготовке квалифицированных кадров в области электроэнергетики, в формировании их профессиональных, личностных и социальных компетенций.

Методическая цель: Формирование навыков исследовательской работы, связанной с подтверждением теоретических сведений о линейных электрических цепях постоянного тока.

Тип занятия: Урок применения знаний и умений.

Вид занятия: Лабораторная работа.

Технологии обучения: работа в группах и в парах

Формы организации учебной деятельности: работа в группах и в парах.

Методы и приемы обучения: выполнение лабораторной работы, тестирование, методика незаконченного предложения.

Цели занятия:

  1. Образовательные:

  • Закрепление теоретических сведений о линейных электрических цепях постоянного тока;

  • Формирование навыков исследовательской работы;

  • Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении законов Ома и Кирхгофа в линейной электрической цепи.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки,   навыков общения  в коллективе;

  • Воспитание уверенности в собственных силах;

  • Воспитание интереса к избранной специальности.

  1. Развивающие:

  • Развитие навыков групповой самоорганизации и сотрудничества;

  • Развитие творческой активности;

  • Развитие логического мышления (на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способностей четко формулировать свои мысли.

  • Развитие коммуникативных навыков.

Формируемые компетенции и ценностные ориентации:

1. Ключевые компетенции:

  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

  • осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.

2.Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

  • выбирать необходимые приборы и оборудование;

  • владеть измерительными навыками;

  • формулировать выводы.

3. Социокультурные компетенции:

  • определять свое место и роль в окружающем мире, коллективе.

4. Коммуникативные компетенции:

  • корректно вести учебный диалог;

  • владеть способами совместной деятельности в группе и в парах.

5. Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернетом;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, проектор.

6. Здоровьесберегающие компетенции:

  • знать и применять правила техники безопасности при измерении параметров электрооборудования.

Междисциплинарные связи:

  • Электрические измерения;

Обеспечение занятия:

Технические средства обучения:

  • Компьютер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Интерактивная доска «IQ Board»;

  • Лабораторный стенд «Электрические цепи и основы электроники – ЭЦ и ОЭ-НРМ»;

Дидактический материал:

  • Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы №1 «Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока»;

  • Бланк выполнения лабораторной работы №1 «Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока ».


Литература

Основная

  1. Мартынова И.О. Электротехника - М.: Изд.ц. Академия, 2016. – 266с.

  2. Методические указания по выполнению лабораторных работ. Учебный стенд «Электрические цепи и основы электроники – ЭЦ и ОЭ - НРМ»: «Учебная техника-Профи», 2013г. -74с.


Дополнительная

  1. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. Ростов н/Д: Феникс, 2011г, 407с.

Ход занятия

Структура занятия

Время, мин

1

2

4

7

10

13

15

30

35

40

43

44

№ этапа

учебного занятия

I.1

I.2

II.1.1

II.1.2

II.1.3

III.1

III.2

III.3

III.4

IV.1

IV.2

V



I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

I.1. Приветствие. Определение 4-х микрогрупп

Преподаватель: ребята прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы вам надо разделиться на4 группы по 3 человека в каждой т.к. у нас 4 лабораторных стенда. Разделились.

I.2. Проверка готовности групп к занятию.

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы для обучающихся:

- Что такое постоянный ток?

- Что такое простая электрическая цепь?

- Какие вы знаете элементы простой электрической цепи?

- Какие вы знаете соединения простой электрической цепи?

- Встречали вы в домашних условиях простую электрическую цепь?

II.1 Презентация результатов выполнения в группах сотрудничества домашнего задания.

Сообщения обучающихся (с презентацией) по группам на следующую тематику:

II.1.1 Последовательное соединение простой электрической цепи – что это такое?;

II.1.2 Параллельное соединение простой электрической цепи – что это такое?

Обучающиеся пытаются определить и сформулировать цели занятия. Преподаватель корректирует и конкретизирует цели и задачи урока, сообщает тему.

III ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

III.1 Тестирование на получение допуска к лабораторной работе

Тестовое задание «ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ»

  1. Лабораторную установку можно включать

  • перед сборкой цепи;

  • сразу после сборки цепи;

  • после проверки цепи преподавателем;

  1. Что такое вольт-амперная характеристика (ВАХ)?

  • зависимость между напряжением и током;

  • зависимость между напряжением и емкостью;

  • зависимость между сопротивлением и емкостью;

  1. Что такое «линейный элемент» электрической цепи?

  • ВАХ – прямая линия;

  • ВАХ – симметричная кривая;

  • ВАХ – несимметричная кривая.

  1. В каких единицах измеряется сила тока?

  • Вольт;

  • Ампер;

  • Ом;

  1. В каких единицах измеряется напряжение?

  • Ампер;

  • Ватт;

  • Вольт.

  1. В каких единицах измеряется сопротивление?

  • Ватт;

  • Ом;

  • Ампер;

  1. В каких единицах измеряется мощность?

  • Ампер;

  • Вольт;

  • Ватт;

  1. От чего зависит сопротивление металлического проводника?

  • температура;

  • материал проводника;

  • длина, поперечное сечение;

  1. Амперметр включают в цепь:

  • Параллельно;

  • Последовательно.

  1. Вольтметр включают в цепь:

  • Параллельно;

  • Последовательно.

Допущены все. Теперь вы должны вспомнить технику безопасности при работе с лабораторными стендами:

III.2. Исследование последовательного соединения простой электрической цепи постоянного тока.

    1. Ознакомиться с лабораторной установкой (модуль питания, модуль мультимеров, наборное поле и минимодули резисторов). Собрать линейную электрическую цепь с последовательным соединением резисторов (рис 1.).В качестве амперметров использовать стрелочные приборы магнитоэлектрической системы. В качестве вольтметра использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Представить схему для проверки преподавателю.




Рис. 1

    1. Включить электропитание стенда (автоматический выключатель QF1модуля питания) и источник постоянного напряжения. Измерить ток в цепи, величину напряжения U на входе цепи и напряжения U1 и U2 на резисторах R1 и R2. Результаты измерений занести в табл. 1. Выключить питание.

III.3. Исследование параллельного соединения простой электрической цепи постоянного тока.

3.1. Собрать электрическую цепь с параллельным соединением резисторов (рис. 2). В качестве амперметра PA1 использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока. Установить предел измерения постоянного тока 400 мА. В качестве вольтметра PV использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Представить схему для проверки преподавателю.




Рис. 2

3.2. Включить электропитание стенда и источник постоянного напряжения. Измерить напряжение и токи на всех участках цепи. Результаты занести в табл. 1.



Таблица 1.

Последовательное соединение

Параллельное соединение

U,В

U1,В

U2,В

U= U1 +U2, В

I, мА

I, мА

U, В

I, мА

I, мА

I, мА

I1= I2+ I3, мА














III.4. Расчет относительной погрешности измерения токов стрелочными амперметрами.

    1. Рассчитать относительные погрешности измерения токов I2 и I3 стрелочными амперметрами PA2 и PA3. Результаты расчета занести в табл. 2

Таблица 2


PA2

PA3

Предел измерения прибора, мА



Класс точности прибора, %



Измеренное значение тока, мА



Относительная погрешность измерения, %





III.5. Проверка выполнения баланса мощностей.

    1. Проверить выполнение баланса мощностей.

    2. Сделать вывод о выполнении законов Кирхгофа и о применении закона Ома в линейной электрической цепи постоянного тока.

III.6. Защита теоретических знаний по теме лабораторной работы.

Защита теоретических знаний по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока» проводится в виде тестового задания.

Тестовое задание «ЗАЩИТА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ №1»

  1. Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов

  • Rэкв=R1+R2+R3.

  1. Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов

  • ;

  • Rэкв=R1+R2+R3.

  1. Вольт-амперной характеристикой называется:

  • зависимость силы тока от сопротивления проводника;

  • зависимость силы тока от подаваемого напряжения;

  • зависимость силы тока от температуры проводника.

  1. В чем заключается баланс мощностей в цепи постоянного тока?

  • потребляемая мощность равна сумме мощностей потребляемых каждым элементом цепи, и равна мощности, отдаваемой источником;

  • работа, производимая или потребляемая в одну секунду;

  • источник электрической энергии затрачивает энергию, равную произведению ЭДС на количество электричества, перенесенного через эту цепь.

  1. Формула баланса мощностей:

  • I = U/R;

  • Pи=UI = I2 R = PЭЦ ;

  • P = P1 + P2 + P3 .

  1. Определите последовательное соединение электрической схемы:

  1. Определите параллельное соединение электрической схемы:

  1. Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп сгорит (параллельное соединение)?

  • гирлянда будет работать;

  • лампа не будет гореть, гирлянда будет работать;

  • лампа будет гореть, гирлянда не будет работать.

  1. Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп окажется закороченной (последовательное соединение)?

  • кроткозамкнутая лампа будет гореть, а вся гирлянда не будет работать ;

  • кроткозамкнутая лампа не будет гореть, а вся гирлянда будет работать ;

  • вся гирлянда не будет работать .

  1. Какими параметрами определяется сопротивление проводника?

  • материал;

  • длина, поперечное сечение;

  • температура.

VII ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ. РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИЯ.

VIII. Анализ результатов измерения параметров и тестирования.

IX. Анализ проведения лабораторной работы. Из проделанной лабораторной работы мы убедились, что сила тока в последовательном соединении одинакова, а напряжение в соответствии со 2-м правилом Кирхгофа на каждом из потребителей падает. При параллельном соединении в соответствии с 1-м правилом Кирхгофа сила тока в цепи не одинакова, а напряжение в соответствии с законом Ома одинакова. Остается добавить, что законы Ома и Кирхгофа в простой линейной электрической цепи работают.

Преподаватель: Объявление результатов занятия и подведение итогов:

1. Мне было интересно –

2. Я научился на сегодняшнем занятии -

3. Я узнал информацию о –

4. Полученные сегодня знания мне помогут -

Обучающиеся делятся впечатлениями о занятии. Записывают вывод выполнения лабораторной работы.

X. Инструктирование о выполнении домашнего задания

XI. Подготовиться к лабораторной работе №2 «Исследование разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока »:

  • прочитать методические указания;

  • устно ответить на контрольные вопросы;

  • заготовить бланк выполнения лабораторной работы №2 «Исследование разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока».


Преподаватель: Спасибо, занятие окончено.







Тестовое задание «ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ»

по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»

  1. Лабораторную установку можно включать

а) перед сборкой цепи;

б) сразу после сборки цепи;

с) после проверки цепи преподавателем;

  1. Что такое вольт-амперная характеристика (ВАХ)?

а) зависимость между напряжением и током;

б) зависимость между напряжением и емкостью;

с) зависимость между сопротивлением и емкостью;

  1. Что такое «линейный элемент» электрической цепи?

а) ВАХ – прямая линия;

б) ВАХ – симметричная кривая;

с) ВАХ – несимметричная кривая.

  1. В каких единицах измеряется сила тока?

а) Вольт;

б) Ампер;

с) Ом;

  1. В каких единицах измеряется напряжение?

а) Ампер;

б) Ватт;

с) Вольт.

  1. В каких единицах измеряется сопротивление?

а) Ватт;

б) Ом;

с) Ампер;

  1. В каких единицах измеряется мощность?

а) Ампер;

б) Вольт;

с) Ватт;

  1. От чего зависит сопротивление металлического проводника?

а) температура;

б) длина проводника, поперечное сечение;

с) материал;

  1. Амперметр включают в цепь:

а) параллельно;

б) последовательно.

  1. Вольтметр включают в цепь:

а) параллельно;

б) последовательно.



ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А


а

а





а


а

В




б


б


б

б


С

с




с


с

с





Тестовое задание «ЗАЩИТА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ»

Защита теоретических знаний по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»

  1. Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов

  • Rэкв=R1+R2+R3.

  1. Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов

  • ;

  • Rэкв=R1+R2+R3.

  1. Вольт-амперной характеристикой называется:

  • зависимость силы тока от сопротивления проводника;

  • зависимость силы тока от подаваемого напряжения;

  • зависимость силы тока от температуры проводника.

  1. В чем заключается баланс мощностей в цепи постоянного тока?

  • потребляемая мощность равна сумме мощностей потребляемых каждым элементом цепи, и равна мощности, отдаваемой источником;

  • работа, производимая или потребляемая в одну секунду;

  • источник электрической энергии затрачивает энергию, равную произведению ЭДС на количество электричества, перенесенного через эту цепь.

  1. Формула баланса мощностей:

  • I = U/R;

  • Pи=UI = I2 R = PЭЦ ;

  • P = P1 + P2 + P3 .

  1. Определите последовательное соединение электрической схемы:





  1. Определите параллельное соединение электрической схемы:

  1. Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп сгорит (параллельное соединение)?

  • гирлянда будет работать;

  • лампа не будет гореть, гирлянда будет работать;

  • лампа будет гореть, гирлянда не будет работать.



  1. Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп окажется закороченной (последовательное соединение)?

  • кроткозамкнутая лампа будет гореть, а вся гирлянда не будет работать ;

  • кроткозамкнутая лампа не будет гореть, а вся гирлянда будет работать ;

  • вся гирлянда не будет работать .

  1. Какими параметрами определяется сопротивление проводника?

  • материал;

  • длина, поперечное сечение;

  • температура.





ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

а

а


а

б




а

В



б




б

б

б

С




с

с


с












Обучающийся группы № ______

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя)




Тестовое задание «ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ»

по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»



ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А







В







С









Тестовое задание «ЗАЩИТА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ»

Защита теоретических знаний по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»


ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А





В






С








ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ И ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ №1

Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока.

Цель работы: Получение навыков сборки простых электрических цепей, включения в электрическую цепь измерительных приборов. Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении законов Ома и Кирхгофа в линейной электрической цепи.

Выполнение работы

  1. Собрать линейную электрическую цепь с последовательным соединением:



  1. Измерить мультиметром напряжения U1 и U2 .

  2. Занести показания мультиметра в таблицу 1.

  3. Занести показания приборов РА1 и РА2 в таблицу 1.

Таблица 1.

Последовательное соединение

Параллельное соединение

U,В

U1,В

U2,В

U= U1 +U2, В

I1, мА

I2, мА

U, В

I1, мА

I2, мА

I3, мА

I1= I2+ I3, мА















  1. Собрать линейную электрическую цепь с параллельным соединением:



  1. Измерить силу тока I1 мультиметром .

  2. Снять показания амперметров РА2 и РА3

  3. Занести показания приборов в таблицу 1.

  4. Рассчитать относительные погрешности измерения токов I2 и I3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Результаты расчета занести в таблицу 2.

Таблица 2


PA2

PA3

Предел измерения прибора, мА



Класс точности прибора, %



Измеренное значение тока, мА



Относительная погрешность измерения, %





  1. Проверить выполнение баланса мощностей:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Краткие выводы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Обучающиеся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподаватель ____________________