Открытый урок в 10 классе
«Углеводы. Обобщение темы»
Шван Галина Владимировна, учитель химии МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского
Тип урока: нетрадиционный.
Цель урока: обобщить сведения об углеводах, проверить уровень знаний учащихся по теме.
Задачи:
Учебно-образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся об углеводах на основе сравнительной характеристики состава, строения, свойств.
Учебно-развивающие: формирование у учащихся навыков практического применения углеводов; развитие логического мышления учащихся на основании анализа, синтеза, обобщения.
Учебно-воспитательные: показать учащимся связь изучаемого материала с жизнью и другими науками; продолжить формирование научного мировоззрения.
Методы:
Объяснительно-иллюстративные (беседа, объяснения (словесные), рассказ, работа с рисунками).
Исследовательский (выполнения практических опытов, реакций).
Методические приемы:
Логические: определение цели урока, оценка результатов; выявление взаимосвязей и причинно-следственных связей; обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения; формулировка выводов.
Технические: выполнение заданий на закрепление материала; работа с иллюстрированным материалом; записи в тетради.
Организационные: привлечение вниманий учащихся; постановка вопросов; опора на опыт и знания учащихся.
Межпредметные связи: с биологией.
Формы организации учебной деятельности учащихся: сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.
Оборудование: реактивы необходимые для практических заданий
Ход урока
Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивационный момент. (класс делится на пять команд).
Основная часть урока.
1-ое задание: Вам необходимо за 3 минуты придумать название своей команде, но есть одно условие! Вы должны обосновать это название, название команд было связано с темой нашего урока (т.е. с углеводами).
2-е задание: Зашифрованное слово (каждой команде раздаются листы с заданиями) в течение 5 минут команды выполняют эти задания. (Выполнение проверяется с использованием презентации).
3-е задание: Углеводы и здоровье человека. Каждой команде задается свой вопрос. В случае, если команда на него не отвечает, право ответа передается другой команде. (Вопросы и ответы к ним на слайдах).
В начале XX века доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов. Как называется один из заменителей сахара? (пинакон, сорбит, глицерин).
Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови, какого углевода? (глюкозы, фруктозы, галактозы).
Как называется соль, которую применяют в медицинской практике при аллергических, кожных заболеваниях, лёгочных и носовых кровотечениях, при усиленном выделении кальция из организма? (глюконат кальция, ацетат свинца, глицерат меди).
Глюкоза применяется в производстве зеркал и ёлочных украшений. Какой тип химической реакции лежит в основе этого производства? (замещение, окисление, присоединение).
Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество? (метанол, этанол, бутанол).
4-е задание Найди ошибку (команды получают текст, содержащий ошибки, в течение 5 минут необходимо найти пять ошибок. Команды обмениваются своими работами, результаты которой проверяются с помощью презентации).
Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n ,m ≥3).
Фотосинтез – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.
Брожение – расщепление полисахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
Гидрирование - отщепление водорода.
Виноградный сахар – глюкоза.
Пентозы – моносахариды рибоза и дезоксирибоза.
Фруктовый сахар – лактоза.
Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и способны подвергаться гидролизу.
Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.
Молочный сахар – лактоза.
5-е задание Чистая химия. Команды получают практические задания.
1-я команда. Обнаружение углеводов в шоколаде.
А) Насыпьте в пробирку измельченный шоколад (1 см ) и добавьте (2см) воды.
Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.
Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4).
Пробирку встряхивают. Как изменилась окраска раствора? Почему?
2-я команда. В двух пробирках содержатся глюкоза и фруктоза. С помощью минимального числа реагентов определите содержимое каждой из пробирок.
3-я команда. Сравнить физические свойства глюкозы, сахарозы и крахмала.
4-я команда. Провести реакцию, доказывающую, что глюкоза может выступать как многоатомный спирт, так и альдегид.
5-я команда. Решить задачу. Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 0,2% крахмала, было получено 450 л 95%-ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг/л ?
6- задание Найди меня…
Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие:
1-я команда _- глюкозу
Комнатный цветок, упаковка виноградного сока,, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага.
2-я команда крахмал
Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага. ( 5)
3-я команда- целлюлозу
Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага. ( 4)
4-я команда – сахарозу
Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага.—1 балл
5-я команда - фруктозу
Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага. ( 2) ---
7-е задание Криминальная история (история убийства Распутина) Задание демонстрируется на слайде.
Подведение итогов. Подсчет баллов, самооценка и взаимооценка работы внутри каждой команды. Выставление оценок.
Приложения
КОМАНДА ___________________________________________________
1. При полном гидролизе целлюлозы образуется….
2. В молекуле сахарозы остаток глюкозы связан с остатком….
3. При гидролизе мальтозы образуется две молекулы….
4. При полном гидролизе крахмала образуется…
5. Какой из моносахаридов содержится в крови человека…
6. Найдите синоним к термину целлюлоза…
7. Какие углеводы не гидролизуются?
8. Самый сладкий моносахарид
9. Назовите полисахарид, являющийся запасающим веществом в клетках растений
10. Что является качественной реакцией на полисахарид, о котором шла речь в предыдущем вопросе?
4-е задание Найди ошибку
КОМАНДА _________________________________________________
1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n ,m ≥3).
2. Фотосинтез – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.
3. Брожение – расщепление полисахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
4. Гидрирование - отщепление водорода.
5. Виноградный сахар – глюкоза.
6. Пентозы – моносахариды рибоза и дезоксирибоза.
7. Фруктовый сахар – лактоза.
8. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
9. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и способны подвергаться гидролизу.
10. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
11. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.
12. Молочный сахар – лактоза.
4-е задание Найди ошибку
КОМАНДА _________________________________________________
1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n ,m ≥3).
2. Фотосинтез – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.
3. Брожение – расщепление полисахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
4. Гидрирование - отщепление водорода.
5. Виноградный сахар – глюкоза.
6. Пентозы – моносахариды рибоза и дезоксирибоза.
7. Фруктовый сахар – лактоза.
8. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
9. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и способны подвергаться гидролизу.
10. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
11. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.
12. Молочный сахар – лактоза.
Задание 6
1.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: глюкозу
2.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: крахмал
3.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: целлюлозу
4.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: сахарозу
5.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: фруктозу