СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок химии "Углеводы. Обобщение темы", 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Открытый урок химии в 10 классе "Углеводы. Обобщение темы" по программе Г.Е. Рудзитиса. Урок предполагает работу класса по группам.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок химии "Углеводы. Обобщение темы", 10 класс»

Открытый урок в 10 классе

«Углеводы. Обобщение темы»

Шван Галина Владимировна, учитель химии МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского

Тип урока: нетрадиционный.

Цель урока: обобщить сведения об углеводах, проверить уровень знаний учащихся по теме.

Задачи:

  1. Учебно-образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся об углеводах на основе сравнительной характеристики состава, строения, свойств.

  2. Учебно-развивающие: формирование у учащихся навыков практического применения углеводов; развитие логического мышления учащихся на основании анализа, синтеза, обобщения.

  3. Учебно-воспитательные: показать учащимся связь изучаемого материала с жизнью и другими науками; продолжить формирование научного мировоззрения.

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные (беседа, объяснения (словесные), рассказ, работа с рисунками).

  2. Исследовательский (выполнения практических опытов, реакций).

Методические приемы:

Логические:  определение цели урока, оценка результатов; выявление взаимосвязей и причинно-следственных связей; обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения; формулировка выводов.

Технические: выполнение заданий на закрепление материала; работа с иллюстрированным материалом; записи в тетради.

Организационные: привлечение вниманий учащихся; постановка вопросов; опора на опыт и знания учащихся.

Межпредметные связи: с биологией.

Формы организации учебной деятельности учащихся: сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.

Оборудование: реактивы необходимые для практических заданий


Ход урока

  1. Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивационный момент. (класс делится на пять команд).

  2. Основная часть урока.

1-ое задание: Вам необходимо за 3 минуты придумать название своей команде, но есть одно условие! Вы должны обосновать это название, название команд было связано с темой нашего урока (т.е. с углеводами).

2-е задание: Зашифрованное слово (каждой команде раздаются листы с заданиями) в течение 5 минут команды выполняют эти задания. (Выполнение проверяется с использованием презентации).

3-е задание:  Углеводы и здоровье человека. Каждой команде задается свой вопрос. В случае, если команда на него не отвечает, право ответа передается другой команде. (Вопросы и ответы к ним на слайдах).          

  1. В начале XX века доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов. Как называется один из заменителей сахара? (пинакон, сорбит, глицерин).

  2. Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови, какого углевода? (глюкозы, фруктозы, галактозы).

  3. Как называется соль, которую применяют в медицинской практике при аллергических, кожных заболеваниях, лёгочных и носовых кровотечениях, при усиленном выделении кальция из организма? (глюконат кальция, ацетат свинца, глицерат меди).

  4. Глюкоза применяется в производстве зеркал и ёлочных украшений. Какой тип химической реакции лежит в основе этого производства? (замещение, окисление, присоединение).

  5. Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество? (метанол, этанол, бутанол).

                                        

4-е задание Найди ошибку (команды получают текст, содержащий ошибки, в течение 5 минут необходимо найти пять ошибок. Команды обмениваются своими работами, результаты которой проверяются с помощью презентации).

  1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n ,m ≥3).

  2. Фотосинтез – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.

  3. Брожение – расщепление полисахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).

  4. Гидрирование - отщепление водорода.

  5. Виноградный сахар – глюкоза.

  6. Пентозы – моносахариды рибоза и дезоксирибоза.

  7. Фруктовый сахар лактоза.

  8. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.

  9. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и способны подвергаться гидролизу.

  10. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.

  11. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.

  12. Молочный сахар – лактоза.


5-е задание Чистая химия. Команды получают практические задания.

1-я команда. Обнаружение углеводов в шоколаде.

А) Насыпьте в пробирку измельченный шоколад (1 см ) и добавьте (2см) воды.

Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.

Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4).

Пробирку встряхивают. Как изменилась окраска раствора? Почему?

2-я команда. В двух пробирках содержатся глюкоза и фруктоза. С помощью минимального числа реагентов определите содержимое каждой из пробирок.

3-я команда. Сравнить физические свойства глюкозы, сахарозы и крахмала.

4-я команда. Провести реакцию, доказывающую, что глюкоза может выступать как многоатомный спирт, так и альдегид.

5-я команда. Решить задачу. Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 0,2% крахмала, было получено 450 л 95%-ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг/л ?

6- задание Найди меня…

Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие:

1-я команда _- глюкозу

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока,, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага.

2-я команда крахмал

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага. ( 5)

3-я команда- целлюлозу

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага. ( 4)

4-я команда – сахарозу

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага.—1 балл

5-я команда - фруктозу

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, фильтровальная бумага. ( 2) ---


7-е задание Криминальная история (история убийства Распутина) Задание демонстрируется на слайде.



Подведение итогов. Подсчет баллов, самооценка и взаимооценка работы внутри каждой команды. Выставление оценок.










































Приложения

КОМАНДА ___________________________________________________

1.      При полном гидролизе целлюлозы образуется….

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

2.      В молекуле сахарозы остаток глюкозы связан с остатком….

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

3.      При гидролизе мальтозы образуется две молекулы….

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

4.      При полном гидролизе крахмала образуется…

 

 

 

 

      

 

 

 

 

5.      Какой из моносахаридов содержится в крови человека…

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

6.      Найдите синоним к термину целлюлоза…

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

7.      Какие углеводы не гидролизуются?

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 


 

8. Самый сладкий моносахарид

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 


9. Назовите полисахарид, являющийся запасающим веществом в клетках растений

 

 

 

 

      

 

 

 

 


10. Что является качественной реакцией на полисахарид, о котором шла речь в предыдущем вопросе?

 

 

 


4-е задание Найди ошибку

КОМАНДА _________________________________________________

1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n ,m ≥3).

2. Фотосинтез – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.

3. Брожение – расщепление полисахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).

4. Гидрирование - отщепление водорода.

5. Виноградный сахар – глюкоза.

6. Пентозы – моносахариды рибоза и дезоксирибоза.

7. Фруктовый сахар – лактоза.

8. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.

9. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и способны подвергаться гидролизу.

10. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.

11. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.

12. Молочный сахар – лактоза.





4-е задание Найди ошибку

КОМАНДА _________________________________________________

1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n ,m ≥3).

2. Фотосинтез – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.

3. Брожение – расщепление полисахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).

4. Гидрирование - отщепление водорода.

5. Виноградный сахар – глюкоза.

6. Пентозы – моносахариды рибоза и дезоксирибоза.

7. Фруктовый сахар – лактоза.

8. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.

9. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и способны подвергаться гидролизу.

10. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.

11. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.

12. Молочный сахар – лактоза.







Задание 6




1.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: глюкозу







2.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: крахмал








3.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: целлюлозу








4.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: сахарозу







5.Из предложенного перечня выбрать продукты и объекты, содержащие: фруктозу