Открытый урок математики
во 2 "Д" классе
на тему:
«Письменный приём вычитания
в случаях вида 50– 24».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МКОУ "КГ № 6 им. А.С.Пушкина"
Магомедова О.З.
2018-2019 учебный год
Дата: 07.02.2019 г.
Тема урока: "Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24".
Цель урока: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из круглого в столбик с переходом через десяток.
Задачи: усвоить математическое действие«вычитание двузначного числа из круглого в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом;
сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из круглого числа столбиком с переходом через десяток; формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предметные результаты:
- дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из круглого числа в столбик, с переходом через десяток с использованием алгоритма,
- уметь правильно читать выражения и находить их значения;
-решать задачи разных видов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,
- определять и формулировать тему и цели урока,
- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Познавательные УУД:
- устанавливать аналогии
- использовать модели, алгоритмы
- осуществлять поиск информации в учебнике
- строить речевые высказывания в устной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать друг друга;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания.
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Личностные результаты
- положительное отношение к урокам математики;
- умение признавать собственные ошибки;
- формирование нравственно-эстетических ценностей;
-умение оценивать трудность предлагаемого задания;
-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ребята тут,
Все работу ждут.
К нам пришли сегодня гости,
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей
- Здравствуйте, здравствуйте, приветствует вас
Старательный , внимательный 2 "Д" класс.
- Ко мне ребята повернитесь
Все тихонечко садитесь.
- К уроку все готовы ? ( Да)
-Можем начинать тогда!
Будем все внимательны, делать всё старательно.
Думать, прежде чем писать
И пятёрки получать.
- Сегодня на уроке нас ждёт, ребята, опять что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Но чтобы узнать что-то новое мы должны повторить те знания, которые нам понадобятся для совершения этого открытия. Сегодня мы с вами отправимся на поиски наших друзей-зайчиков, которые ушли в лес без разрешения и заблудились. Так что предстоит нам путешествие в лес, да не в простой, а в математический. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными.
- Кто готов пригласить сегодня в гости «4» и «5»? Поднимите руку.
Ну, что ж, вперёд.
II. Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
Началась работа,
А разве может быть математика без устного счёта.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт.
- Первое препятствие нам устроили снеговики. Вы видите, на них написаны примеры, которые нужно сосчитать и соединить со своим ответом.
74+13 40-32 19-8 28+7 34+26 82-20
87 8 11 35 60 62
- Молодцы, со снеговиками вы справились, а теперь попробуйте побороться со снежинками. Нам надо разогнать все снежинки на нашем пути. Для этого из 100 вычтите по очереди данные числа:
30
7 40 100 –
1 11
80
- Ну вот и со снежинками справились.
Весёлые задачи.
Тридцать три скороговорки
Знают Игорь и Егорка.
Игорь знает десять только.
А Егорка знает сколько? (23)
Пятьдесят грибов Алешка
Положил в свое лукошко.
Двадцать он сестре отдал,
А еще пять потерял.
Сколько же грибов Алешка
Нес домой в своем лукошке? (25)
Ежик по лесу гулял,
Всех грибами угощал.
Пять грибов он дал кунице,
Двадцать – рыженькой лисице.
И про белку не забыл –
Тридцать белых подарил.
Посмотрел в корзинку – пусто…
И ежу вдруг стало грустно.
Кто ответит без запинки,
Сколько было грибов в корзинке? (55)
Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал.
Положил в корзинку восемь,
Потом десять, еще семь.
- А всего их сколько? – спросим. –
Отвечай, мишутка, всем. (25)
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попалось немало:
Семь окуней, десять карасей,
Один ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыбок я сварю? (18)
Скоро небо содрогнется,
Дождь на землю прольется.
Вот уж спрятались семь козлят,
Залезли под бревна шесть щенят,
Теленок упал под навес,
Петух залез не насест.
Посчитайте без меня
Всех, кто спрятался от дождя. (15)
Плывут утята, играют, ныряют,
А мама-утка следит за ними, считает:
Три пестрых, три серых, пять желтых утят –
Трудно всех ей сосчитать.
Маме-утке помогите,
Сколько всех утят, скажите! (11)
Мы утят своих считали
И, конечно же, устали.
Восемь плавали в пруду,
Трое спрятались в саду,
Пятеро в траве галдят.
Кто поможет из ребят сосчитать мне всех утят? (16)
- Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.
III. Самоопределение к деятельности.
- На пути к спасению зайчат вам нужно преодолеть еще одно препятствие.
Решите примеры.
34 87 54 50
+25 -42 +38 -24
?Почему стоит знак вопроса?
Проблема.
- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Вычитать из круглого числа двузначные числа)
- Сформулируйте тему урока. (Вычитание из круглого числа двузначных чисел).
IV. Работа по теме урока.
1.Знакомство с вычислительным приёмом.
- Правильно, ребята, мы действительно будем сегодня учиться решать примеры нового вида.
Объясняет учитель.
50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4 = 26
Это устный способ. А теперь я вам покажу, как выполняется решение таких примеров письменно столбиком.
50
-24
26
- Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц)
- Сколько единиц? (0)
- Что будем делать? (Возьмем один десяток)
- Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? (Поставить над десятками точку)
- Сколько теперь у нас единиц? (10)
- Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6)
- Где запишем цифру 6? (Под единицами)
- Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4)
- Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков)
- Какой получили ответ? (26)
- Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые)
- Какой способ удобнее? (Второй)
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал.
Зайка тут же убежал!
2.Работа по учебнику . Решение примеров №1.
(Первые два примера решаются коллективно с объяснением и записью на доске, остальные комментируются с мест по цепочке)
3. Самостоятельная работа с самопроверкой .
Выберите только те примеры, которые относятся к теме нашего урока.
40 -21 70 – 45 45+16
50 -15 57 +24 30- 14
47 +21 60 – 27 50 -29
4. Решение задачи № 2.
- Прочитайте условие задачи.
- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)
- Что сказано о платьях? (Их 26)
- Что сказано о костюмах? (Их на 4 больше, чем платьев)
- Что сказано о брюках? (Их на 10 меньше, чем костюмов)
На доске составляется краткая запись.
П. – 26
К. - ?, на 4 б.
Б. - ?, на 10 м.
Решение:
26 + 4 = 30 (к.)
30 – 10 = 20 (б.)
Ответ: в ателье сшили 20 брюк.
- Запишите решение задачи одним выражением. ((26 +4) – 10 = 20 (б.))
V.Рефлексия.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Зайчики найдены. Теперь-то уж они доберутся домой. А вам в подарок они передали солнышки, на которых с помощью улыбки вы покажете свое настроение.
- А на обратной стороне каждого солнышка записано домашнее задание для вас.
VI. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Кто понял, почему в таких примерах ставится точка?
- Кто доволен своими успехами?
VII.Домашнее задание: стр.19 №3, №4