Добрый день, уважаемые гости и учащиеся!
Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами проведем «Путешествие по Галактике под названием Психология», в ходе которой выясним, насколько вы ориентируетесь в познавательных психических процессах.
Цель: закрепить и обобщить знания по темам: «Внимание», «Ощущение», «Восприятие» и «Память».
Задачи: вспомнить и расширить знания о познавательных процессах и определить, какую роль играют эти процессы в жизни человека.
В ходе урока вы будете выполнять практические задания, способствующие формированию общих компетенций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Кроме того, вам было дано задание, подготовить стенгазеты о каждой из ваших планет. Как мы видим, вы хорошо справились с этим задание.
Слова ведущего: Представьте себе Вселенную- без начала и конца, огромную, бездонную. Но, все во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго без сути и без назначения хаотичные частички движутся в пространстве. Представьте, что вы эти частички. Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить себя этими частичками (пауза несколько секунд). Откройте глаза, частички сталкиваются друг с другом, смотрят друг на друга, рассматривают друг друга, здороваются, улыбаются, приветствуют друг друга.
Ничего не бывает вечно, все меняется и в итоге частички похожие друг на друга встречаются и образуют Планету.
На нашем пути сегодня мы встречаем первую Планету - Внимание!
Ни один психический процесс не возможен без работы планеты Внимание. Жители планеты представьте ее…..
1 учащийся :
Внимание- очень важное свойство, оно помогает нам в жизни и в учебе. Его обязательно нужно развивать, чтоб хорошо учиться и чувствовать себя уверенным и успешным.
Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями человек не слышит разговоров , которые ведутся рядом с ним ,хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата . Мы можем не почувствовать боли , если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Или глубоко сосредоточившись на каком- либо предмете или деятельности , человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно . А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы усиливаем свою чувствительность .
Что же такое внимание?
Внимание–это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
На практике вы наблюдали, как велико значение внимания в учебной
работе. Ее успех в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся. Если внимание направленно на учебный материал, то последнее более успешно понимается, усваивается:
1.Внимательная работа детей на уроке обеспечивает дисциплину в классе.
2.Внимание обычно выражено в мимике, а так же в позе и движении.
Например, картина В.Г.Перова «Охотники на привале». Достаточно посмотреть на фигуры слушающих, по выражению их лиц, по всем движениям фигуры можно с уверенностью сказать, что все его мысли там, где происходят события рассказчика.
Картина М.В.Нестерова «Портрет скульптора Щадра»- пример яркого проявления внимания у художника за работой.
В картине В.Г.Перова «Рыболов» правдиво передано внимание рыболова. Художник очень верно схватил выражение лица, напряженный взгляд, позу характерный для человека, ловящего удочкой рыбу.
2 учащийся:
Внимание как черта личности.
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека.
Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее.
Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большей способностью к обучению; круг его интересов, как правило, шире, чем у человека невнимательного.
Внимательность может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости и заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека.
3 учащийся:
Как стать внимательным.
Приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях -вот верный путь формирования внимания.
Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенные объекты, не давая отвлечь посторонним раздражителям.
Развитие внимания человека связано с его волевыми качествами: надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. «Самое главное - быть внимательным, обращая внимание на все вокруг, на все, что видишь, на все, чего не замечают другие. И ты будешь знать, что другим неведомо».
4 учащийся
Роль внимания в профессиях
1.Водитель распределяет внимание на сигналы светофора, дорожные знаки, ситуацию на дороге, работу своего автомобиляи т.д.
2.Учитель контролирует ситуацию в классе и следит за логикой изложения материала.
3.Бухгалтер или ученые должны концентрироваться на работе так, чтобы не замечать помех.
4.У часовщиков внимание сосредоточенное.
5.У машиниста, летчика, полицейского, дирижёра внимание широко распределенное и быстро переключаемое.
6.Внимание врача, ведущего прием, или педагога требует не столь частых, но зато более глубоких переключений.
5 учащийся
А знаете ли вы? Знаменитый естествоиспытатель Чарльз Дарвин в автобиографии писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению.
То же самое о себе мог сказать и И.П.Павлов, который постоянно и очень внимательно следил за всеми опытами в лабораториях, поэтому нередко он знал результаты и подробности отдельных экспериментов даже лучше, чем те сотрудники, которые непосредственно их проводили.
Большой внимательностью к окружающему обладали писатели: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.М. Горький, К.Г.Паустовский. Они могли очень тонко описать человека уже после одной встречи с ним.
6 учащийся
Знаете ли вы? Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в тоже время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это уже достоверный факт .
7 учащийся
Проходя практику в СОШ№8, мы заметили трудности в обучении младших школьников и их психологические причины.
Например, я заметила следующие трудности в обучении младших школьников и попыталась определить их психологические причины:
1.Орфографические ошибки – низкий уровень развития произвольности, малый объём внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
2.Пересказ текста – маленький объём внимания
3.Неусидчивость – низкий уровень развития устойчивости внимания.
4.Постоянно переспрашивают – маленький объём внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания.
Но уже к концу практики мы заметили значительные изменения внимания.
Слова ведущего: Как будущие учителя вы часто будете употреблять слов «внимание» и «внимательный». Давайте вспомним, в состав каких фразеологизмов входят эти слова:
-«Не отвлекайся, будь внимательнее!»- просит мама или учительница.
- «Спасибо за внимание!» – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.
-привлекать внимание
-прошу внимания
-знаки внимания
-оставить без внимания ……..
Слова ведущего: А что называется фразеологизмом? (Это устойчивые сочетания слов).
А теперь с помощью следующего задания давайте проверим, насколько вы внимательны.
Практическая работа
Запишите числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет.
-Когда вы делали больше ошибок? В начале или в конце? ( Обычно в конце работы ошибок меньше).
Внимание, как и любая другая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться.
Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание.
Следующая планета посвящена познавательному процессу Ощущения, жители Планеты представьте ее.
1 учащийся
Мы жители удивительной планеты, с нашей помощью вы можете видеть и распознавать цвета, слышать запахи, определять твердость или шероховатость поверхностей, определять движение, положения тела и его частей в пространстве. Наша планета Ощущение – первоначальный источник познания окружающего мира. Отражение действительности начинается с ощущений.
Мы знакомы с такими видами ощущения, как зрительные( благодаря им мы видим, различаем цвета, форму и величину предметов), слуховые (благодаря им мы слышим речь, имеем возможность общаться с друг другом), обонятельные (дают нам возможность получать удовольствие от приятных запахов), вкусовые (дают нам возможность чувствовать вкус еды), кожные (дают нам возможность чувствовать прикосновение), органические (дают нам возможность ощущать чувство голода, жажды, сытости, боли во внутренних органах тела, тошноту), двигательные (дают нам сведения о движениях, которые мы совершаем).
2 учащийся
Ощущение света и цвета играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. С помощью зрения мы получаем от 80% до 90% информации (учимся читать, писать….)
С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века цвет служил символом достоинства, отваги, силы, доброты и красоты.
Одним из первых, кто по-настоящему начал исследовать физиологическое и психологическое воздействие цвета, был немецкий поэт Гете, который считал, что каждый цвет воздействует определенным образом.
Синий- вызывает чувство холода, красный –устрашает, зеленый –это умиротворение, доброта.
В начале 20 века французский ученый Ферэ провел интересное исследование, которое заключалось в том, что измерялось с помощью динамометра сила сжатия руки человека, а затем этот человек подвергался воздействию цветовых лучей. Результаты оказались поразительными. Оранжевые лучи увеличивали силу сжатия руки в полтора раза, а красные еще больше –в два раза.
3 учащийся
Немецкий терапевт Шпигель проводил параллель между отдельными цветами и музыкальными нотами. Давайте послушаем …
До –красный
Ре –оранжевый
Ми –желтый
Фа- зеленый
Соль –голубой
Ля-синий
Си –фиолетовый
В основе этой классификации лежит семиступенчатая музыкальная гамма.
Цвета сопровождают человека повсюду. Они оказывают влияние на человеческое мышление, чувственное восприятие, на наши поступки и действия. Цвета незаметно воздействуют на частоту дыхания, ритм, биение сердца, пульс. Можно повысить или понизить кровеносное давление, быстрее залечить раны. Так же цвета могут создавать ощущения холода или голод, успокаивать человека или вызывать агрессию.
Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Еще со школы мы знаем считалочку «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», в которой закодированы цвета, составляющие радугу, так называемый, спектр семи основных цветов.
4 учащийся
Недостатки зрения были впервые описаны английским физиком Джоном Дальтоном, открывшим закон давления смеси газов в 1794г и названы дальтонизмом. Он писал особенности своего зрения: он не различал красного и зеленого цвета и их видел как грязно желтые. Это врожденное свойство человека с тех пор называют дальтонизмом.
Мужчины - дальтоники, количество которых примерно 4%, встречаются чаще, чем женщины, которых только 0,5%. Дальтонизм неизлечим, но мешает он только работе, связанной с оттенком цвета – шоферам, железнодорожным машинистам, летчикам, молярам, художникам, морякам.
Человек часто не знает, что он дальтоник, пока не пойдет на комиссию для получения прав по своей специальности.
Красный флаг и зеленую траву они привыкли различать по форме и по разнице оттенков, а когда врач окулист показал ему специальные цветовые таблицы, он не может найти на них цифр, отчетливо видных при нормальном цветоощущении.
5 учащийся
А знаете ли вы?
Наш домашний рыжий кот не пьет стерилизованного молока, видимо, чувствует в них какие–то посторонние консерванты. Считая его авторитетнейшим дегустатором и экспертом, мы детям такое молоко не даем.
Техника пасует перед понятием «вкус», «аромат». Никакой прибор не может заменить людей редкой профессии – дегустаторов. А ведь без них не может обойтись ни один международный аукцион по продаже чая, кофе, вин и не создаются их новые сорта.
Глаз человека- еще более чувствительный прибор. Он различает около полумиллионов цветов и тонов.
6 учащийся
Знаете ли вы? У слепых сильно развит слух, обоняние, осязание. При помощи осязания слепые читают. Для них печатают особые книги с выпуклым шрифтом, буквы слепые узнают на ощупь. По звукам шагов и по запаху они определяют, кто вошел в комнату.
У слепо – глухих особенно большое значение приобретает обоняние, у них развиваются так же вибрационные ощущения, благодаря им некоторые глухие «слушают» музыку особенно игру на рояле, причем обычно кладут руку на его крышку или садятся спиной к музыкальному инструменту. Это дает им возможность лучше воспринимать колебания звучащих струн.
7 учащийся
А знаете ли вы Ольгу Иванову Скороходову – человека необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Ольга Иванова Скороходова – кандидат педагогических наук по психологии. Она рассказывает, что для нее обоняние служит тем, чем служит зрение для зрячих, она по запахy определяет знакомые места и узнает знакомых людей.
Как они представляют мир
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?
Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
Хотя она воспринимала мир иначе, чем мы с вами , но представляла его себе таким же. Это видно не только из этого стихотворения, но и из ее замечательной книги, которую она так и назвала «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир».
Слова ведущей:
А теперь предлагаю вам практическую работу. Принять участие могут в ней наши зрители и все желающие.
Давайте проведем эксперимент, как мы ассоциируем цвет с определенными вкусовыми ощущениями?
Вашему вниманию предлагается блюда с печеньем и безе синего, красного и зеленого цвета и обыкновенного белого цвета. Попробуйте каждое из них и скажите, какие вкусовые ощущения вы испытываете?
Красное (сладкое,немного горьковатое, вкус клубники, малины);
Зеленое (напоминает цветочный запах, приятное, нежное, вкус мяты);
Синее (обладает горьким привкусом, вкус черники, смородины).
На самом деле, все виды печенья одинаковы на вкус, их просто окрасили в разные цвета. Мы можем не менять вкус продуктов, но поменяв, его внешний вид и у человека поменяется восприятие, появятся ассоциации, связанные с этим цветом. Понравился эксперимент?
Слова ведущей: Вот мы и познакомились с удивительным миром ощущений. Вам, будущим учителям, важно знать, что развитие ощущений имеет громадное значение для формирования личности ребенка, развития эстетических чувств и вкуса человека.
Ну, а теперь мы представляем вашему вниманию следующую планету!
Планета Восприятие.
1 учащийся
Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость, температура….). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явления обладают целым комплексом различных качеств и свойств. Для правильного отражения отдельных ощущений у человека должен создаться целостный образ.
Одна из самых острых потребностей человека – потребность в нормальном потоке ощущений, который буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, чем ярче и красочнее у вас жизнь. Мы предлагаем вашему вниманию нашу планету Восприятие!
2 учащийся
Восприятие – это целостное отношение к предметам и явлениям окружающего нас мира в коре головного мозга.
Когда мы воспринимаем, например, розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную ее окраску. Обонянием вдыхаем приятный аромат розы, осторожно прикоснувшись к цветку,осязаем нежную мягкость ее лепестков.
Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, в единый комплекс кроме того, мы узнаем в этом предмете розу. Запах цветка доставляет нам удовольствие, вызывает приятное чувство.
Выделяют следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Чтобы быть в гармонии с миром, человек использует все виды восприятия.
3 учащийся
Восприятие почти любого объекта обычно происходит на фоне, который его окружает. Допустим, в начале урока учитель смотрит на класс в целом, на многих детей, сидящих за партами. Но вот в какой-то момент он выделяет из этих десятков учеников одно лицо, за которым следит. Этот ученик становится объектом восприятия учителя, а весь остальной класс представляется фоном данного объекта.
Иногда объект и фон могут меняться местами. Это особенно заметно на рисунках (презентация)
Что мы видим? Вазу или два профиля? Зайца или утку? Старуху
или молодую женщину? Можно увидеть и то и другое.
Эти рисунки иногда называют двойственными изображениями. В этом заключается так называемая избирательность восприятия.
Вы, вероятно, обратили внимание, что рабочие путейцы и дорожники работают в оранжевых жилетках – оранжевый цвет резко бросается в глаза на фоне серой дороги или зеленых насаждений. Иногда задача заключается в обратном – это так называемая маскировка, так необходимая в военном деле.
4 учащийся
Посмотрите на рисунки. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называются иллюзиями. Фокусника называют иллюзионистом. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств.
При рассматривании подобных рисунков ошибки обязательно возникнут и у других людей, так как эти иллюзии зависят от особенностей наших ощущений и восприятий некоторые из них.
Иллюзия светлоты окраски. Светлые предметы нам кажутся больше, чем темные. Поэтому худощавый человек в белой одежде полнее, а полный
выглядит стройнее в черном костюме. Комната, оклеенная синими обоями, кажется более просторней, чем такая же комната с красными обоями.
Иллюзия контраста
Перенесение свойств целого на части.
Увеличение размеров верхней части предмета. В цифрах 3 и 8 нам кажется, что верхняя половина равна нижней, на самом деле она меньше.
Иллюзия изменения направления линий. Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. Но на самом деле они параллельны. Это иллюзия изогнутых квадратов. Узор как бы изгибается во внутрь. Но на самом деле квадраты ровные.
Иллюзии перспективы
Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые, посмотрите в центр, вращение прекращается.
Перевертыши.
5 учащийся
О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Например, если портной шьет платье вертикально, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом, если горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще. Иллюзии наблюдаются не только при зрительных, но и при других видах восприятия. Например, попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а потом опустить ее в теплую, вам будет казаться, что ваша рука чуть ли не в кипяток попала. Если съесть кусочек лимона или сельди и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким. Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций. Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую. Такие иллюзии случайны и носят индивидуальный характер.
6 учащийся
А знаете ли вы? Кроме иллюзий, появляющихся у всех при определенных условиях, у человека иногда возникают искаженные восприятия из-за особого состояния, в котором он находится. Так, под влиянием страха в темном лесу можно принять пень за волка. На практике мы наблюдали ошибочные восприятия и в учебной работе школьника первоклассники иногда искажают при письме буквы, делая поворот линий в противоположную сторону, так называемое «зеркальное письмо», например , путают цифры 6 и 9 , буквы Е и З. Иногда дети могут прочитать слог не слева направо, а наоборот, например, «ус» вместо «су».
Бороться с этим искаженным восприятием возможно, привлекая внимание учащихся к выполняемой работе, убеждая их в необходимости проверять свою работу.
7 учащийся
Эта иллюзия – настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гансалвес–канадский художник жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку или парус корабля .
Видите льва? А его нет, на фотографии только зебры.
А здесь лицо девушки видите? А его нет. Только лошади, птица и пейзаж.
Летают ли эти птицы? Нет, эти птицы не летают, иллюзию создает знак бесконечности.
Сколько лошадей изображено на картине? Есть желающие посчитать?
Сколько лиц вы видите на картине?
Слова ведущего: Обратите внимание, на что способен наш мозг ?! например, при чтении (прочтите текст )
Причиной является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а читаем слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.
Этот пример подтверждает свойства мозга воспринимать информацию целостно.
В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятие человека человеком.
Слова ведущего:
Пусть будет все. И горечь тоже.
Приемлю мед, приемлю соль.
От одного меня, о боже,
По милосердию, уволь:
Когда ни вьюги и не меда,
Когда ни ночи и не дня,
Когда ни вкуса и не цвета
Когда ни льда и не огня!
Желаю и Вам яркого насыщенного восприятия Жизни.
Слова ведущего:
Способность сохранять и воспроизводить то, что мы видим, слышим, говорим или делаем
«Скажи мне и я забуду;
Покажи мне, и я может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму»:
Понятие «память» встречается при изучении различных дисциплин: психологии, философии, физиологии.
Особое значение с древних времен придавалось памяти. Даже в древнегреческой мифологии была богиня Мнемозина, богиня олицетворяющая Память, дочь Зевса и Климены. Представляем вашему вниманию планету Память.
Богиня памяти Мнемозина
Память-одно из самых важных и самых интересных свойств мозга. Она позволяет нам помнить, что огонь жжет, а нож режет, позволяет человеку мыслить, творить, познавать неведомое.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал смутно догадываться о том, что он способен запомнить и хранить информацию.
Так, древние греки в соответствие с принятым в то время способом записи, считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в мозг и оставляет отпечатки на его мягком веществе, как на глине или воске.
Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании». Согласно Аристотелю память свойственна и человеку и животному, воспоминания же - только человеку.
К семи легендарным, рукотворным чудесам света люди всегда присоединяют восьмое нерукотворное чудо – человеческую память!
У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Она может годами сохранять какой-нибудь пустяк, увиденный в детстве, но может и коварно подвести - вдруг откажется вспомнить, как выглядит человек, с которым ты беседовал несколько минут назад. Благодаря ей существует прошлое и настоящее. Память создает и человека и историю, т.е. пишет биографию рода человеческого, память многолика.Вряд ли есть необходимость доказывать универсальность и значение того, всем известного феномена, как память.
2 учащихся
Человек, лишенный памяти, всегда находился бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть, его действия бы только инстинктами.
Представим себя человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он позавтракал и шел на занятия. Скорее всего он пришел бы в институт, то не знал бы , что там делать , кто он? Как его зовут? Где живет? Забыл бы родной язык и не мог бы сказать ни слова. Он ничему не сможет научиться.
3 учащийся
Наша память для нас самих загадка: почему мы одного помним, а другое забываем, почему, казалось бы, пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, более важное, испаряется! За этими многочисленными «почему?» следует не менее многочисленные «как?». Как улучшить свою память? Какие способы запоминания наиболее продуктивные?
Для облегчения запоминания люди придумали различные способы, приемы запоминания - мнемотехнику. Например, в математике распространено выражение : «Биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам» или «Пифагоровы штаны во все стороны равны» или например, в русском языке есть 11 глаголов – исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?
Видеть, слышать и обидеть
Гнать, терпеть и ненавидеть
И вертеть, смотреть, держать
И зависеть и дышать
Порядок основных цветов в спектре легко запомнить по первым буквам фраз: Как Однажды Жан Звонарь Головой Свалил Фонарь или Каждый Охотник Желает Знает Где Сидит Фазан .
4 учащийся
Те, кто жалуется, что у них плохая память, нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.
Большое значение для запоминания имеют чувства. Все, что связано с радостью, печалью, гневом, как правило, запоминается лучше, чем то, к чему человек относится безразлично.
Очень важно поставить перед собой задачу – прочно и надолго усвоить.
Запоминание – это труд, и труд иногда нелегкий, поэтому важным условием изучения учебного материала является настойчивость, упорство в работе, умение не бросать ее на половине, а добиваться полного и прочного запоминания. Это волевые качества, без которых невозможна серьезная умственная работа.
5 учащийся
А знаете ли вы?
Гениальный физик и математик Леонард Эйлер обладал необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. В 1812году внимание ученых привлек 8-летний мальчик Зира Кольберн. Он мог в уме возводить числа до десятой, шестнадцатой степени и извлекать корни. Его спросили: «Сколько будет минут в 48 годах?» . Он сразу же ответил 25.228.800 и вслед за тем назвал так же совершенно правильно и число секунд. Для производства таких математических вычислений в уме необходима феноменальная кратковременная память. Известно много примеров феноменальной музыкальной памяти. Милий Балакирев, услышав на концерте одно из симфонических произведений Чайковского, сумел через два года воспроизвести его автору.
6 учащийся
Правила успешного запоминания!
1. Повторение- мать учения.
2. Лучше учить 7 дней по 1 часу, чем 7 часов за один день.
3. Если надо ответить в понедельник, учим в четверг, пятницу, а в субботу повторяем.
4. Большой материал заучиваем по частям.
5. Самый лучший отдых при заучивании- смена деятельности.
6. Интересное запоминается лучше
У каждого человека существуют свои способы лучшего запоминания.
7учащихся
Как обеспечить мозгу лучшие условия для работы памяти?
1.Давайте больше кислорода крови (побольше проводите время на свежем воздухе, прогуливайтесь…..)
2.Хорошо высыпайтесь.
3.Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток- 9 часов (от 16 до 22 лет)
4.Остерегайтесь пагубных привычек.
5.Остерегайтесь некоторых лекарств. (Некоторые медикаменты могут вызвать временную потерю памяти)
В конце каждый учащийся читает по одному афоризму
1.Единственное сокровище человека – это его память. Лишь в ней его богатство и бедность. ( Александр Смит)
2.И лжецу нужна хорошая память. (Жан-Поль Рихтер)
3.Наша память - словно матрешка: развинтишь одну, а в ней другая. (Д.Данин)
4.Память как волшебное сито: оно пропускает мусор и сохраняет золотые зерна. (К. Паустовский)
5.Мужчина живет забывчивостью, а женщина –воспоминаниями (Т.Дж. Элиот)
6.Мы забываем намного больше, чем помним. (Томас Фуллер)
7.Даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами (китайская поговорка).
Слова ведущего: А теперь давайте проверим вашу память.
Для прохождения теста вам понадобиться лист бумаги и ручка. Посмотрите внимательно на слайд и запомните как можно больше предметов на картинке в течение 20 сек.
Очень хорошая память- 18-20картинок.
Хорошая память -15-16 картинок
Норма -13-14 картинок
Плохая память – меньше 12 картинок (память надо развивать различными тестами и упражнениями)
Итог мероприятия:
- Какие моменты нашего путешествия понравились больше всего?
Почему? Что узнали нового интересного, полезного?
Какое-нибудь задание оказалось трудным? Почему?
Вот и подошло к концу наше Путешествие по Вселенной. Мне кажется,что путешествие было приятным, и вы узнали много нового.
Все качества, которые мы сегодня разбирали, необходимы каждому человеку для полного восприятия жизни.
Следующий 2017 год указом президента В. В. Путина объявлен годом экологии. Хочу вас призвать: будьте внимательны к окружающему вас миру, берегите его, запомните каждую частичку, воспринимайте его во всей красоте и вы сможете ощущать полноту жизни.
И закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу замечательной песней «Мы дети Галактики, но самое главное – мы дети Земли».