Открытый урок по истории «А иначе, зачем на земле этой вечной живу?»
Цель урока: узнать, кто они российские меценаты, и какую пользу принесли Отечеству ; каковы были их мотивы благотворительности
Вступление учителя: Сегодня все чаще нам встречается слово «спонсор». Но говоря о лучших людях Отечества, хочется и будет правильнее употребить слово «благотворительность».
Что же это такое? Благодеяние, добро, действо делания добра другим.
Ученица: Все человечество зашло в тупик
И слышен стон, страдание и крик:
«Где выход? Где? И в чем его искать?
Иль брать от жизни все, что можно взять?»
Кругом нас окружил греха тяжелый мрак.
По жизни мы бежим других, чтоб обогнать.
Нам некогда, зачем нам истину искать?
Учитель: Я предлагаю вместе искать истину. Думаю, не ошибусь, если предположу, что большинство представителей нашего общества стремятся брать от жизни все, что только можно взять, считая, что именно эта дорога ведет к Храму.
А может не надо ничего изобретать, лучше просто обратиться к истории и вспомнить пути возрождения России, пути русского духовного Ренессанса в начале 20 века. Были, оказывается, в начале века люди, хорошо знавшие ответы на «вечные вопросы». Называли их российскими меценатами.
Дискуссия по вопросу: Кто они российские меценаты, какую пользу они принесли Отечеству?
Меценат – имя римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством, поэтом и художником.
Как они появились?
Об этом пишет в своей книге «Маска и душа» Ф.И.Шаляпин (с.17).
А теперь послушаем сообщения учащихся: о семье Морозовых, о семье Бахрушиных, о семье Третьяковых, о семье Щукиных, Хлудовых, Мамонтовых.
Учитель: Итак, мы выяснили, кто они, что сделали, а теперь перед нами очень непростой вопрос: «Почему они занимались меценатской и благотворительной деятельностью.
Ведь гораздо проще накапливать богатства для себя и жить припеваючи: «А иначе, зачем на земле этой вечной живу?»
Задание. Я задаю вам 5 вариантов ответов на вопрос мотивации и меценатства представителей купеческих и промышленных фамилий. Изучите их, обсудите, проанализируйте, и определите степень правильности той или иной версии. При ответе постарайтесь использовать варианты понятий «благотворительность», записанные на карточках.
Учитель: Подводя черту нашему обсуждению, думается, следует сказать, следующее: пусть каждый из нас по-своему определил мотивы поступков этих людей. Для кого-то это выполнение долга, традиция, связь с народом, тщеславие, корысть. А для кого-то – стремление оставить свой след в истории Отечества.
Обращение к учащимся:
Как российские меценаты могут помочь нам сегодня?
Обмен мнениями
Бывшие ученики нашей школы и их «благие дела». Сообщения ученика об Убайдуллаеве М.А., как о спонсоре и организаторе экскурсии в Москву.
Подведение итогов.
В диалоге мы сегодня искали истину. Каждый из нас, выбирая свой собственный путь в жизни, по своему отвечает на вопросы : «Как жить? Зачем? Что оставить после себя?»
Может быть, и вы в своем недалеком будущем вспомните наше обсуждение, и это поможет вам в вашем выборе.
Давайте послушаем размышления Б.Окуджавы по этому вопросу.
Песня-романс «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»