Открытый урок преподавателя первой категории
МБУДО Вяземская ДШИ имени А.С. Даргомыжского
Курносовой Е.А. на тему:
«Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей учащихся».
Цели урока:
-Приобщить учащихся к ансамблевому музицированию для развития творческих способностей, духовно-нравственных основ, эмоционального мироощущения.
Задачи:
Образовательные:
-сформировать комплекс исполнительских навыков необходимых для ансамблевого музицирования;
-подготовить учащихся для дальнейшей игры в оркестре;
-продолжить формирование интереса к творческой музыкальной деятельности.
Развивающие:
-развивать навыки игры в ансамбле: музыкальный слух, память, внимательность, чувство ритма;
-развивать умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражение общей художественной идеи;
-содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
Воспитательные:
-воспитание усидчивости, работоспособности и целеустремлённости для достижения поставленной цели;
-воспитание любви к искусству;
-воспитание чувства ответственности за партнёра.
Дидактические средства:
для учителя: – ноутбук, видео материалы.
для учащихся: аккордеоны, пюпитры, нотный материал для работы на уроке.
Методы обучения:
- словесный;
- практический;
- наглядно-слуховой;
Ход урока.
Урок проводится с учащимися Русаковым Романом – аккордеон (5класс) и Улитенковой Златой – аккордеон(4класс).
Пояснительная записка к открытому уроку: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей учащихся ».
В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка. Музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей, духовно богатой личности.
Творчество предполагает наличие у учащегося способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а так же потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривается как “озарение”, вдохновение, меняющее предварительную работу мысли.
Ансамбль -это коллектив исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественный замысел произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.
Работа в ансамбле, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в коллективе воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств.
Вопрос к учащимся: Какие качества развивает игра в ансамбле?
(Приблизительные ответы: развивает внимательность, слух, память, ритмику.)
И так – игра в ансамбле дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Так известно, когда в сольной игре ученик выступает неуверенно, заикаясь, поиграв в ансамбле – он уже увереннее начинает играть. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма.
Репертуар ансамбля подобран доступный для свободного музицирования. Пьесы можно прочитать с листа, поэтому результат слышен уже на первых уроках.
2. Ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха, внимательности.
Учащиеся исполняют украинскую народную песню «Ой, лопнув обруч».
Работа с пьесой:
- Умение в нужный момент проявить инициативу, выступить солистом, не теряя связи с сопровождением;
-Обратить внимание на проведение темы: сыграть немного ярче, обратить свой слух на проведение темы у партнёра по ансамблю;
3.Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать произведение, как играть вместе и как закончить произведение вместе.
Необходимо, чтобы в ансамбле один из участников исполнял функцию дирижера. Например: кивок головы, или несколько ритмических тактов, что позволит не только вместе вступить, но и взять нужный темп.
Продолжение работы с пьесой «Ой, лопнув обруч».
- участники ансамбля по очереди исполняют функцию дирижёра;
- чтобы пьеса прозвучало ритмично и точно, очень полезно поиграть вместе с педагогом; (ритмическое вступление исполняет преподаватель.)
- для более четкого метро – ритма, учащиеся проигрывают пьесу «Ой, лопнув обруч» с ударением на первую долю такта.
-Чтобы почувствовать характер исполнения подвижных обработок народных пьес, просмотрим видеоролик.(Дуэт в составе баяниста и домриста исполняет русскую народную песню «Светит месяц».)
4.Игра в ансамбле развивает образное мышление.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Ансамблист находится в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром, адресованным собственно аккордеону, он может пользоваться также оркестровыми партитурами, аранжировками камерно-инструментальных и вокальных произведений.
Иными словами, ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и “открытий”, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию центра музыкальности - “эмоциональной отзывчивости” на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение, музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким.
Работа над пьесой: С. Вольфензон «Часики».
Небольшое сообщение о творчестве композитора. (Русаков Роман).
Сергей Яковлевич Вольфензон (24 (11) июля 1903, Одесса, Российская Империя — 16 мая 1992) — советский музыкант, композитор, выдающийся педагог. С. Я. Вольфензон — автор симфонической, инструментальной, камерной, вокальной, хоровой музыки, сочинений для детей, романсов на стихи А.Пушкина, Г.Гейне, А.Блока, ряда песен, музыки для театра.
-Учащиеся исполняют пьесу «Часики».
-Распределение образов:
Злата исполняет роль «стрелочек часиков», «кукушки». Рома-роль «маятника»;
-Добиться чёткого исполнения ритма «маятника»;
-Лёгкости в исполнении мелодии «стрелочек»;
Для более полного раскрытия образа, просмотрим и прослушаем видеоролик «Часики».
После просмотра видеоролика, дуэт вновь исполняет пьесу «Часики».
Вывод:
Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию музыкального слуха, помогает заложить элементарные основы ритма, интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий, позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.
Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей. Взаимопонимание и согласие лежит в основе создания единого плана интерпретации. Умение общаться с партнером - обязательный элемент ансамбля. Опознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на нее как согласие, сомнение, отрицание и т.п. - и есть процесс общения.
Игра в ансамбле в полной мере позволяет преодолеть ряд трудностей возрастного и психологического порядка. Помогает с первых шагов включить учащихся в музыкальную среду.
Не столь важно, вырастут из участников ансамбля музыканты-любители или профессионалы, главное это будут люди, приобщившиеся к музыке и коллективному творчеству, способные к творческой самореализации.
Используемая литература:
1.Баян и баянисты. Сборник методических материалов. Составитель Акимов Ю.Т. Всесоюзное издательство «Советский композитор». Москва 1974.
2.А.Готлиб. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М; «Музыка», 1971.
3.Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008.
4.Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Предметная область: «Музыкальное исполнительство». Учебный предмет: ансамбль. Вязьма.
24.04.2018г.