СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Замдиректора по УВР Директор школы
______________Досанова Н.Т. ___________ Мухамадиев.С.М.
Разработка открытого урока
По химии в 9 «Б» классе школы 187
Мирзо-Улугбекского района города Ташкента
на тему: Расположение металлов побочной подгруппы первой группы в периодической таблице. Строение атома. Свойства.
Председатель МО: Амирханова М.А.
Учитель: Юзбашева С. Д.
Город Ташкент 2020
Дата: 13.03.20
Класс: 9 Б
Тема: Расположение металлов побочной подгруппы первой группы в периодической таблице. Строение атома. Свойства. ЛР № 12 «Получение гидроксида меди (II) из солей меди (II) и проведение опытов с его участием»
Химии никоим образом научиться
невозможно, не видав самой
практики и не принимаясь
за химические операции.
(М.В.Ломоносов)
Цель: Формирование знаний учащихся о расположении меди в периодической таблице, строении атома, о его свойствах.
Задачи урока:
1. Образовательная: Предоставление учащимся знания, умения и навыки о получении и распространении меди в природе, свойствах меди.
2. Развивающая: Развивать творческие способности, создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности; развивать навыки записывать электронные и графические формулы;
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности; воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: периодическая система химических элементов, проектор мультимедиа, кодоскоп и слайды к нему, карта Узбекистана, штативы, пробирки, нагреватели пробирок, учебники.
Реактивы: Разбавленные соляная и серная кислоты, сульфат меди, железо, едкий натр, сульфат меди, хлорид меди (III), гексацианноферрат калия(II) гексацианноферрат калия(III)
Раздаточный материал:
Карточки (Техника Ассесмент)
Карточки с задачами
Карточки «Карта Узбекистана»
Карточки «Скелет рыбы»
Таблицы для внесения результатов практической работы.
Инструктивные карточки для выполнения практической работы по группам
Ход урока:
Орг. момент. (1. Приветствие 2. Оформление списка отсутствующих. 3. Объявление темы урока.)
Сообщение целей урока.
Разрешите начать урок с Эпиграфа к уроку
Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.
(М.В.Ломоносов)
Сегодня на уроке выполняя практические работы, мы ознакомимся с химическими свойствами меди. Наша основная задача подготовить грамотную молодежь, которая сможет поднять производство, выйти на мировой рынок и предложить конкурентно способный, котируемый товар. Поэтому наши ребята, должны иметь глубокие знания, практические навыки и знать иностранные языки.
В рамках современных требований к уроку основные узлы к уроку мы будем озвучивать на английском и немецком языках.
Цель нашего урока: Изучить физические и химические свойства меди.
Озвучить ход урока
Сегодня на уроке повторим положение меди в периодической таблице
-Будем решать задачи на повторение различной степени сложности.
-Затем изучение новой темы, практическая (лабораторная) работа, обобщение и закрепление новой темы.
III. Актуализация знаний:
1. Раздать карточки «Ассесмент» (Высветить на экране)
I вариант
Тесты: Определите электронную Формулу иона меди А) 1s2 2s2 2р6 3s2 3р63d9 Б) 1s2 2s2 2р6 3s2 3р63d54s2 В) 1s2 2s2 2р6 3s2 3р64s23d6 2) Сколько грамм меди восстановится из оксида меди массой 25грамм? А) 20г Б) 22,56г В) 20,3г | Проблема: Почему при обычной температуре алюминий не меняется на воздухе и не реагурует с водой? |
Понятия: Алюминотермия это- | Составьте уравнения реакций получения алюминия восстановлением его из оксидов. |
II вариант
Тесты: Определите электронную Формулу иона алюминия. А) 1s2 2s2 2р6 3s2 3р63d5 Б) 1s2 2s2 2р6 В) 1s2 2s2 2р6 3s2 3р64s23d6 2Определите степень окисления меди и его массовую долю (%) в соли CuCI2 А) +3; 20 % Б) +2; 47,4% В) +3;34,46% | Проблема: Почему алюминий используют для изготовления электрических проводов? |
Понятия: Алюминотермия это- | Составьте уравнения реакций доказывающих амфотерный характер гидроксида алюминия? |
Раздать карточки с задачами: (Задачи решают на пленках)
I вариант
Вычислите объем кислорода (н.у.), который потребуется для окисления 8 кг меди .
II вариант
Вычислите массу соли, которая получится при действии 98г. 5%ного раствора серной кислоты на избыток меди.
Блиц опрос:
(Раздать ассистентам карточки для оценки)
- В какой группе и подгруппе находится медь? (В 1группе побочной подгруппы)
- В каком периоде находится медь? ( в 4-ом периоде периодической системы Менделеева)
- Порядковый номер меди?(29)
- Относительная атомная масса меди? (64)
- В какое семейство элементов входит медь? ( В семейство d-элементов)
- Напишите электронную конфигурацию атома меди?
(Cu + 29 ) ) ) ) 1s2 2s2 2р6 3s2 3р64s13d10 )
2 8 18 1
- Какую степень окисления проявляет медь? (+2; +1)
- В каком случае медь проявляет степень окисления +1? ( Когда медь отдает 1электрон с 4s подуровня)
-В каком случае медь проявляет степень окисления +2? ( Когда медь отдает помимо 1 электрона с 4s подуровня, еще 1 электрон с 3d подуровня)
- Пожалуйста, напишите на доске формулы минералов, содержащих медь, которые встречаются в природе.
( Пока ученик записывает формулы и озвучивает их названия, к доске вызывается ученик и на карте показывает месторождения железа в Узбекистане)
- Пожалуйста, используя карту Узбекистана укажите месторождения меди в Узбекистане.
( Ученик рассказывает о массовой доле меди в месторождениях. На месте месторождений клеит яркие стикеры)
У ребят на партах шаблоны карт Узбекистана. Они также отмечают месторождения и вклеивают или вкладывают работы в тетрадь)
Собрать карточки и задачи:
Ученики сидящие за одной партой меняются карточками ассесмент.
( На экране высвечиваются правильные ответы. По имеющейся разбаловке ученики ставят оценку. Разбаловку раздать.
Во время проверки карточек на кодоскопе высвечиваются задачи решенные на пленках. Ученик объясняет ход решения.)
Cегодня рассмотрим какими физическими и химическими свойствами обладает медь.
Я попросила подготовить физические свойства заранее
На парты ребятам раздаются шаблоны «Ромашка» где они вписывают физические свойтва меди. Затем на слайде высвечиваются физические свойства меди и дети сверяют свои ответы с образцом. Можно за полноту ответов поставить оценку.
Ц
вет красный
п
рочные упругие свойства имеет 2 стабильных изотопа
t
⁰ плавления1083 ⁰С Cu D = 8,96 г\см3Проводник
Проводник тепла пластичная
электричества Достаточно мягкая
радиус атома 0,128 нм
Химические свойства меди: на экране высвечиваются слайды.
Взаимодействие с кислородом ( демонстрация видео)
2Cu + О2 → 2CuО
При нагревании взаимодействует с хлором:
Cu + CI2 → CuCI2
Взаимодействует с серой:
Cu + S → CuS
При длительном хранении во влажном воздухе медь вступает во взаимодействие с кислородом воздуха, водяными парами и углекислым газом, образуя вещество темно-зеленого цвета – малахит
2Cu + О2 + Н2О + СО2 → CuСО3 * Cu (ОН)2
или можно выразить так: (Cu ОН)2СО3
В ряду активности металлов медь находится после водорода. Она не реагирует с соляной и разбавленной серной кислотой.
При взаимодействии с концентрированной серной кислотой выделяется оксид серы (IV).
(Показ видео данной реакции.)
Cu + 2H2SO4 (конц.) → CuSO4 + SO2 + 2Н2О
7.При взаимодействии с концентрированной азотной кислотой образуется помимо соли и воды,
оксид азота (IV) .
8.При взаимодействии с разбавленной азотной ислотой образуется помимо соли и воды,
оксид азота (II) .
уравнения высвечиваются на экране.
Самыми важными являются двухвалентные соединения меди. Это оксид меди (CuО) и гидроксид меди (Cu (ОН)2).
Некоторые химические свойства соединений меди– взаимодействие с кислотами, основаниями,а также качественные реакции на ионы меди мы рассмотрим выполнив практические работы и вы сами сделаете соответствующие выводы. Для этого разделимся на 3 группы.
Все вы получили инструктивные карточки, следуя которым необходимо выполнять работу.
К каждой группе приставлен ассистент, который поможет в работе и сформулирует вывод.
Этот метод использован в рамках программы «Ургян –Ургят»-«Обучая-Научись»
I группа
В пробирке №1 черный порошок - CuО
В пробирке №2 H2SO4 (разб.)
В пробирку №1 прилейте раствор разбавленной серной кислоты H2SO4. Установите в нагреватель пробирок.
Пронаблюдайте раствор какого цвета образуется. Почему?
Внесите в таблицу наблюдения и уравнения реакций.
II группа
В пробирке №1 раствор CuSO4
В пробирке №2 раствор NaOH
Прилейте раствор CuSO4 к раствору NaOH.
Пронаблюдайте что образуется в результате реакции.
Внесите в таблицу наблюдения и уравнения реакций.
III группа
В пробирке раствор Cu (ОН)2
Установите пробирку в нагреватель пробирок.
Пронаблюдайте какие изменения происходят. Почему?
Внесите в таблицу наблюдения и уравнения реакций.
Результаты работ и выводы:
I группа
Cu О+ 2H2SO4 (разб.) → CuSO4 + Н2О
Черный порошок оксида меди растворяется и образуется голубой раствор сульфата меди. Сам порошок CuSO4 белого цвета. Но в растворе образуются гидратированные ионы меди, которые и окрашивают раствор в голубой цвет.
II группа
CuSO4 + NaOH → Cu (ОН)2 + Na2SO4
Эта реакция обмена, в результате которой образуется голубой осадок Cu (ОН)2.
Качественная реакция на ионы меди, являются гидроксид-ионы.
III группа
Cu (ОН)2 → Cu О + Н2О
Для гидроксида меди свойственна реакция разложения. В результате образуется оксид меди и вода.
( Ассистенты ходят, помогают выполнять анализы. Затем ребята в группах вслух говорят
какую работу проводили, делают вывод. Ассистенты произносят эти выводы на
иностранных языках.)
Выступление учеников: Применение и биологическое значение меди.
V. Закрепление: ( скелет рыбы)
VI. Домашнее задание:
1).Параграф 28. Учить.
2).Задание №4 после параграфа выполнить в тетрадь (объяснить на что обратить внимание при выполнении)
VII. Тайминг:
Вступление-3мин;
Повторение-7-10мин;
Изучение новой темы I этап-5мин;
Изучение новой темы II этап -10 мин;
Выводы- 5мин;
Закрепление – 5 мин;
Д\З – 3 мин.
Учитель Юзбашева С.Д.______________________