Тема: Морфология. Орфография.
Цель урока: в форме деловой игры воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать правовые навыки.
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа с учащимися.
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
Предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректировать.
Запись в «Словарь трудных слов»: корректор, корректура, корректировать.
- Ребята, в течение всего урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора (выясняется, какими качествами должен обладать корректор). Оказывае5тся, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.
Орфографическая работа.
Выпишите из загадки, спроецированной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.
На окне стоит горшок,
А в горшке растёт цветок
Посмотреть – не разберёшь:
Не растенье, а ёж.
Работа с орфографическим словарём.
- Как вы думаете, правильное написание всех слов известно корректорам? Для этого нужно обратиться к орфографическому словарю.
Послушайте небольшой рассказ.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.
Писатель А.И.Куприн посмотрел в меню и сказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы вам не оказаться в таком же щекотливом положении,
Попробуйте, при помощи словаря, оформить грамотно меню.
Орфоэпическая работа
Августовский, каталог, жалюзи, торты, красивее, договор, звонит, позвонит, поняла, дождь начался.
Учащиеся расставляют ударения, один у доски.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки Оли своему дяде. Определите, какие орфограммы не усвоила Оля, исправьте их.
Дядя прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой противнай школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»
А сам сказал, что маю работу
Даже несмог прочитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
Лексическая работа (у доски 2 учащихся, поочередно)
Больничный лист – бюллетень
Специальность – профессия
Обучение животных – дрессировка
Скорый поезд – экспресс
Асфальтированная дорога – шоссе
Популярная игра на льду – хоккей
Вид плаванья – брасс
Один из главных предметов в школе – русский язык
Небольшая комната в квартире – ванная
Упражнение №61 5 класс (корни с чередованием)
10. Вставьте пропущенные буквы: ( у доски 2 учащихся, поочередно)
Было раннее туман(нн)ое утро. Над д..ревней ра..д..вались петушин(нн)ые крики. Мы отправились на рыбалку. Д..рога шла равнин(нн)ой месс..ностью. Мы ра..пол..жились на песчан(нн)ом б..регу (не)большого озера.
Солнце вз..шло и на р..стениях забл..стела р..са. Лё..кий ветерок к..снулся серебрян(нн)ой глад.. озера. В пр..брежных к..мышах зав..зились утки.
Группа сильных учащихся работает индивидуально
11. Работа с фотографией «Ландыш». (2 слабых у доски)
Слабые учащиеся подбирают эпитеты, сильные записывают 2-3 предложения, используя эпитеты.
Итог урока
1) Домашнее задание Упражнение 431 § 42.