Тема урока: «Образ лошади в литературе как мерило нравственности человека».
Цели урока:
а) образовательные: проанализировать образ коня в литературе, произведениях русских поэтов и писателей, в рассказе Виктора Гюго «Лошадь и жаба»; определить отношение авторов и героев к данному образу;
б) развивающие: развитие творческих способностей учащихся; развитие аналитического мышления, речи, творческого воображения;
в) воспитательные: привитие интереса к урокам литературы, воспитание бережного отношения и любви к животным.
Участники: учащиеся 8-го класса.
Оборудование: распечатки стихотворений из художественных текстов, картины русских, с образом коня.
I. Самоопределение к деятельности.
Игра «Где логика?»
- Как вы думаете какое отношение лошадь имеет к литературе?
-Давайте прочитаем рассказ Виктора Гюго «Как лошадь жабу пожалела».
Как лошадь жабу пожалела.
Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой. По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место.
- Пожалела… - тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и совестно.
II. Сообщение темы урока, определение задач.
- Какова основная мысль произведения?
- Как бы вы завершили рассказ?
- Найдите слова, которые доказывает, что мальчику стало совестно.
- Кто заставил мальчиков задуматься?
- Попробуйте определить тему урока
- Да, правильно. Тема нашего урока «Образ лошади в литературе как мерило нравственности человека».
III. Основная часть:
Тема лошади актуальна с древности по сей день. Этот образ встречается и в живописи, и в литературе, и в кино. Обратите внимание на известную вам картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Ведь конь для героев картины - неотъемлемая часть жизни. Лошадь всегда рядом с человеком. Мало, кто знает и помнит, что во время войны бок о бок с солдатами отважно сражались и лошади , спасали человеческие жизни. Они тянули пушки, обозы с продовольствием. За войну погибло около 1 000 000 лошадей. Вспомните рассказ Паустовского «Тёплый хлеб», где даже природа взбунтовалась, когда Филька обидел лошадь, прошедшую войну.
А теперь проведём разминку «Поговорим о лошадях» (Слайды 5-9)
- Перед вами проектные листы в форме лошади. В центре треугольник с вопросом. В ходе работы поразмышляйте, что могли бы обозначить вершины треугольника.
Я вам предлагаю познакомиться с одним произведением, название и автора которого вы угадаете сами.
- Прочитайте первый абзац. Спасибо, а теперь концовку.
- Попробуйте предположить сюжет рассказа в середине.
- Какое впечатление на вас произвело начало?
- Теперь давайте прочитаем весь рассказ (комментированное чтение с пометами и обсуждением, учащийся с заранее подготовленным словарем поясняет значения незнакомых слов) .
- Как вы думаете, что значит треугольник на проектных листах? Что может могут обозначать вершины треугольника?
- Как бы вы озаглавили рассказ?
- Обратите внимание на лексику и попробуйте догадаться, в какой век мы погрузились.
- Какой писатель 19-го века затрагивает проблемы равнодушия черствости по отношению к беде человека?
- В маленьком по объему рассказе Чехов раскрывает большую беду в жизни человека. Сочувствие, сопричастность к беде может спасти человека. Ионе только высказаться нужно было. Но он не нашел человека, который мог бы просто утешить его словом. Всем нам надо быть чуточку добрее. Лошадь не говорит, но её молчание лучше равнодушных людей.
Песня «Конь» в исполнении Пелагеи.
- Ребята, давайте подумаем, в каких литературных произведениях, уже знакомых вам, встречался образ лошади. Попробуем подтвердить гипотезу
- Определите, пожалуйста, по строкам название произведений и автора .
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
(Былина «Вольга и Микула Селянинович»)
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком
(А . С. Пушкин. «Полтава»)
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
(В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»)
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
( « Песнь о вещем Олеге»)
Чтение учителем стихотворения Н. А. Некрасова «Под жестокой рукой человека» и обсуждение темы, идеи стихотворения
IY. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Мы с вами сегодня рассмотрели многогранную роль лошади в жизни человека и поняли …Продолжите мысль (что людям стоит равняться на это животное, перенять некоторые нравственные качества).
– Можно ли после сегодняшнего урока сказать, что конь по праву один из главных персонажей в литературе?
- В 11-ом классе вы познакомитесь с творчеством Владимира Высоцкого, для которого тема лошади была отдельный вехой. Завершить нашу сегодняшнюю встречу предлагаю песней на стихи Высоцкого « Привередливые кони»