СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Повторение и обобщение знаний по ССП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Повторение и обобщение знаний по ССП"»

Урок повторения по теме «ССП»

Цели:

Образовательная:

  • повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы ССП, подготовка к ОГЭ.

  • понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;

  • уметь производить пунктуационный разбор ССП.

Развивающая:

  • активировать мыслительную деятельность учащихся, развивать приёмы самостоятельной работы. Отрабатывать умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

  • развитие важных характеристик личности учащихся: развитие речи, склонность к сравнению, сопоставлению учебного материала, развитие произвольного внимания, самостоятельность, коммуникативность;

  • развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В9

Воспитывающая:

  • формирование языковой компетенции, читательской грамотности

  • воспитание сознательной дисциплины и любви к родине, к Героям Отечества.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум. Подготовка к ОГЭ.

Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии: исследовательская деятельность и ИКТ

Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, коллективная форма организации работы,

Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, сочинительные союзы.

Основные виды учебной деятельности:

  • работа с эпиграфом

  • синтаксическое исследование;

  • Оборудование: проектор, ИКТ

I. Орг.момент

- Здравствуйте! Меня зовут Покрашенко Анна Николаевна. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

II. Постановка учебной задачи

У детей на партах лежат рабочие листы!

Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока и сформулировать эпиграф к нему, обратимся к словам на доске.

На доске слова: не умрет, вечно, Герой, и, живет, память, никогда, о нем.

Учитель:Задание: составьте из этих слов предложение.

В итоге получается предложение: Герой никогда не умрет, и память о нем вечно живет!

(тот из учеников, кто составил предложение, выходит к доске и располагает данное предложение сбоку на доске как эпиграф).

Учитель: Ребята, кто такой герой в вашем понимании?

(О: тот, кто совершил подвиг во имя своей Родины, своего Отечества;

Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).

Учитель: Знаете ли вы, когда отмечается День Героя Отечества?

(О: 9 декабря).

Учитель: Накануне этого великого праздника мы проводим с вами сегодня урок.

Давайте еще раз прочитаем эпиграф, чтобы определить тему урока.

(1 ученик читает эпиграф). Ребята, еще раз внимательно посмотрите на предложение и скажите, о каком виде предложения мы будем сегодня говорить на уроке? (О: ССП).

Да, тема нашего урока « Повторение сложносочиненного предложения».

(Учитель прикрепляет на доску тему урока).

Учитель: Запишите тему в ваших рабочих листах.

В течение несколько уроков мы говорили с вами о сложносочиненных предложениях. Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока.
(О: повторить и обобщить знания по теме «ССП»).

2. Работа с текстом. Подготовка к ОГЭ.

Учитель: Недавно я прочитала интересную книгу русской советской писательницы Ф.А.Вигдоровой «Мой класс». Она не оставила меня равнодушной. Предлагаю и вам, ребята, прочитать отрывок из этой книги.

Чтение отрывка учеником у доски.

(1) Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (2) Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила.

(3) В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (4) Они росли, переходили из класса в класс, менялись, но главное оставалось неизменным. (5) И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (6) 3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался.   (7) Зоя ничего не боялась, и она всегда поступала правильно. (8) Ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой. 

 (9) Хочу, чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства. (10) Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (11) А если случится, что попадёшь к врагам? (12) Как же тогда? (13) Ведь там правду сказать нельзя». (14) Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (15) Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать».

(16) А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (17) Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве...

(18) Внезапно по классу пронеслось что-то и все тихо вздохнули.

(19) Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (20) Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (21) Ты справедлив, честен, стоек? (22) Таким ты будешь, и став взрослым. (23) Ты соврал? (24) Ты не умеешь справиться с собой или ты плохо учишься? (25) Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.


Учитель: Вы поняли о ком этот текст?

(О: о герое).

Учитель: О каком герое идет речь в этом отрывке?

О: О Зое Космодемьянской.

Учитель: А что вы знаете о Зое?

(Повесить фотографию на доску рядом с эпиграфом.)

О: Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923–1941 гг.) — юная комсомолка, партизанка, совершившая героический подвиг во время Великой Отечественной войны. Стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно).

В этом году исполняется 100 лет со дня ее рождения.

Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеоролик о нашем герое.

  В истории и памяти благодарных потомков она навсегда останется 18-летней девушкой.( В ноябре 1941 года, в самые тяжелые дни наступления немцев на Москву, она выполняла боевое задание в немецком тылу на подступах к столице, была схвачена гитлеровцами в деревне Петрищево и зверски убита ими. )

Образ Зои Космодемьянской отражен в разных видах искусства. В нашем городе тоже есть памятник З.К., который находится по улице Рошаля.

Повесить фотографию памятника рядом с эпиграфом.

Учитель: Какими качествами должен обладать герой по мнению автора этого текста?

(Дети отвечают).

Учитель: Найдите строки и прочитайте .

(Ответ: 8,9).

Учитель: Итак, мы с вами определили, что герой должен обладать такими качествами, как:

-требовательность

-прямота

-стойкость

-мужество

(Эти слова прикрепить на доску к эпиграфу).

Учитель: На ваш взгляд, какими качествами еще должен обладать герой?
О: смелость, отвага, самопожертвование и т.д.).

Учитель: Действительно, Зоя никогда не отказывалась помочь тем, кто нуждался в ее помощи. Она обладала стойкостью, силой, волей, готовностью служить народу и Родине.

Учитель: Определите тип текста?

(О: повествование с элементами рассуждения)

Учитель: В каком стиле написан текст?

(О: Художественный).

Синтаксическая работа с текстом.

Составление памятки по ССП.
Учитель: Ребята, так что такое ССП?

(слайд 1)

Учитель: Среди предложений 3-7 найдите предложение, соответствующее схеме.

Выпишите ее в рабочие листы, в том числе и нашу схему.

Схему повесить на доску или вывести эту схему на экран???

(Один ученик выходит к доске и записывает данное предложение по схеме).

Учитель: Докажите, что оно соответствует схеме.

Какой вид союза соединяет части ССП?

(О: Противительный).

(На экран выводится слайд 2)

Учитель: Найдите еще предложение, которое соответствует схеме на экране. Зачитайте его, пожалуйста.

Ответ: 7

Учитель: Какой здесь союз соединяет части сложного предложения? (соединительный).

Таким образом, мы уже сказали, что есть какие виды союзов?

(О: противительные и соединительные).

Слайд 3

Вывести на экран сначала противительные союзы, потом соединительные.

Учитель: Это все или есть еще один вид союзов.

(О: разделительные)

Вывести на экран (слайд3).

Учитель: А теперь найдите среди предложений 19-25 предложение с разделительным союзом.

(О: 24)

Учитель: Зачитайте его. Выпишите в рабочий лист.

(Один ученик записывает на доске.)

Учитель: Докажите, что это ССП? Почему нет запятой между частями ССП?

(О: все его части являются вопросительными).

Учитель: В этом же абзаце укажите еще одно ССП, в котором отсутствует запятая.
(Дети читают, один ученик записывает у доски ).
Почему здесь нет запятой?

(О: есть общий второстепенный член).

В каких еще случаях не ставится запятая? (дети отвечают).

СЛАЙД №4 вывести на экран.

А теперь давайте попробуем сделать так, чтобы вначале предложения было вводное слово..

(Дети составляют устно).

Учитель: таким образом, ребята, мы, выполняя задания по тексту, составили памятку по ССП.

СЛАЙД№5

Выводится общая памятка на экране.

Учитель: Эта памятка поможет вам для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Учитель:Кроме заданий, связанных со сложными предложениями, в контрольно- измерительных материалах вам встречаются задания по теме «Словосочетание».

Вернемся к 9 предложению. Прочитаем его. Попробуем с данными словами, такими как: «прямота», «стойкость», «мужество» (мы их прикрепили к нашему эпиграфу) составить словосочетания трех видов (согласование, управление, примыкание) по схеме:

( СХЕМЫ ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ).

Сущ.+прил- согласование

Гл+сущ- управление

Гл+ нар.-примыкание.

Составляют и выходят записывать к доске. Остальные записывают словосочетания в рабочий лист.

(О: мужественный поступок, проявленное мужество, проявить мужество, выдержать стойко, переносить мужественно).

4. Творческая работа: письмо солдату

(раздать заготовки).

Учитель: употребив данные словосочетания и одно- два ССП, напишите письмо Герою нашего времени, солдату СВО.

Под музыку пишут письмо солдату. Читают (2-3 человека), складывают в конверт.

Учитель: эти письма мы отправим нашим солдатам, которые стойко, мужественно, отважно защищают нашу Родину и оберегают наш покой.

5. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что мы сделали сегодня на уроке?

Главная цель нашего урока- повторить тему по ССП.

Достигли ли мы цели?

Как символ героизма и мужества является георгиевская ленточка. Перед вами лежат кусочки ( элементы) георгиевской ленточки. Ребята, если цель урока достигнута, и мы смогли повторить с помощью художественного текста ССП, то давайте в память о героях прошлого и настоящего сделаем одну большую георгиевскую ленту.

(Оформляют доску георгиевской лентой).

Хотелось бы закончить урок еще одним эпиграфом ??? (тем же или новым «В жизни всегда есть место подвигам». (М.Горький)

И наша георгиевская лента как символ нашей памяти, связи поколений и воинской славы героям.

6. Выставление оценок. За урок оценку «5» получают….

7. Домашняя работа (вывести на экран).

Повторить в учебнике п…..

Используя памятку по ССП, подготовиться к контрольной работе.



А наш урок окончен! Спасибо за работу!