Урок повторения по теме «ССП»
Цели:
Образовательная:
повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы ССП, подготовка к ОГЭ.
понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
уметь производить пунктуационный разбор ССП.
Развивающая:
активировать мыслительную деятельность учащихся, развивать приёмы самостоятельной работы. Отрабатывать умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.
развитие важных характеристик личности учащихся: развитие речи, склонность к сравнению, сопоставлению учебного материала, развитие произвольного внимания, самостоятельность, коммуникативность;
развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В9
Воспитывающая:
формирование языковой компетенции, читательской грамотности
воспитание сознательной дисциплины и любви к родине, к Героям Отечества.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум. Подготовка к ОГЭ.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.
Педагогические технологии: исследовательская деятельность и ИКТ
Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, коллективная форма организации работы,
Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, сочинительные союзы.
Основные виды учебной деятельности:
работа с эпиграфом
синтаксическое исследование;
Оборудование: проектор, ИКТ
I. Орг.момент
- Здравствуйте! Меня зовут Покрашенко Анна Николаевна. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
II. Постановка учебной задачи
У детей на партах лежат рабочие листы!
Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока и сформулировать эпиграф к нему, обратимся к словам на доске.
На доске слова: не умрет, вечно, Герой, и, живет, память, никогда, о нем.
Учитель:Задание: составьте из этих слов предложение.
В итоге получается предложение: Герой никогда не умрет, и память о нем вечно живет!
(тот из учеников, кто составил предложение, выходит к доске и располагает данное предложение сбоку на доске как эпиграф).
Учитель: Ребята, кто такой герой в вашем понимании?
(О: тот, кто совершил подвиг во имя своей Родины, своего Отечества;
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).
Учитель: Знаете ли вы, когда отмечается День Героя Отечества?
(О: 9 декабря).
Учитель: Накануне этого великого праздника мы проводим с вами сегодня урок.
Давайте еще раз прочитаем эпиграф, чтобы определить тему урока.
(1 ученик читает эпиграф). Ребята, еще раз внимательно посмотрите на предложение и скажите, о каком виде предложения мы будем сегодня говорить на уроке? (О: ССП).
Да, тема нашего урока « Повторение сложносочиненного предложения».
(Учитель прикрепляет на доску тему урока).
Учитель: Запишите тему в ваших рабочих листах.
В течение несколько уроков мы говорили с вами о сложносочиненных предложениях. Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока.
(О: повторить и обобщить знания по теме «ССП»).
2. Работа с текстом. Подготовка к ОГЭ.
Учитель: Недавно я прочитала интересную книгу русской советской писательницы Ф.А.Вигдоровой «Мой класс». Она не оставила меня равнодушной. Предлагаю и вам, ребята, прочитать отрывок из этой книги.
Чтение отрывка учеником у доски.
(1) Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (2) Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила.
(3) В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (4) Они росли, переходили из класса в класс, менялись, но главное оставалось неизменным. (5) И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (6) 3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался. (7) Зоя ничего не боялась, и она всегда поступала правильно. (8) Ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой.
(9) Хочу, чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства. (10) Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (11) А если случится, что попадёшь к врагам? (12) Как же тогда? (13) Ведь там правду сказать нельзя». (14) Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (15) Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать».
(16) А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (17) Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве...
(18) Внезапно по классу пронеслось что-то и все тихо вздохнули.
(19) Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (20) Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (21) Ты справедлив, честен, стоек? (22) Таким ты будешь, и став взрослым. (23) Ты соврал? (24) Ты не умеешь справиться с собой или ты плохо учишься? (25) Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.
Учитель: Вы поняли о ком этот текст?
(О: о герое).
Учитель: О каком герое идет речь в этом отрывке?
О: О Зое Космодемьянской.
Учитель: А что вы знаете о Зое?
(Повесить фотографию на доску рядом с эпиграфом.)
О: Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923–1941 гг.) — юная комсомолка, партизанка, совершившая героический подвиг во время Великой Отечественной войны. Стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно).
В этом году исполняется 100 лет со дня ее рождения.
Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеоролик о нашем герое.
В истории и памяти благодарных потомков она навсегда останется 18-летней девушкой.( В ноябре 1941 года, в самые тяжелые дни наступления немцев на Москву, она выполняла боевое задание в немецком тылу на подступах к столице, была схвачена гитлеровцами в деревне Петрищево и зверски убита ими. )
Образ Зои Космодемьянской отражен в разных видах искусства. В нашем городе тоже есть памятник З.К., который находится по улице Рошаля.
Повесить фотографию памятника рядом с эпиграфом.
Учитель: Какими качествами должен обладать герой по мнению автора этого текста?
(Дети отвечают).
Учитель: Найдите строки и прочитайте .
(Ответ: 8,9).
Учитель: Итак, мы с вами определили, что герой должен обладать такими качествами, как:
-требовательность
-прямота
-стойкость
-мужество
(Эти слова прикрепить на доску к эпиграфу).
Учитель: На ваш взгляд, какими качествами еще должен обладать герой?
О: смелость, отвага, самопожертвование и т.д.).
Учитель: Действительно, Зоя никогда не отказывалась помочь тем, кто нуждался в ее помощи. Она обладала стойкостью, силой, волей, готовностью служить народу и Родине.
Учитель: Определите тип текста?
(О: повествование с элементами рассуждения)
Учитель: В каком стиле написан текст?
(О: Художественный).
Синтаксическая работа с текстом.
Составление памятки по ССП.
Учитель: Ребята, так что такое ССП?
(слайд 1)
Учитель: Среди предложений 3-7 найдите предложение, соответствующее схеме.
Выпишите ее в рабочие листы, в том числе и нашу схему.
Схему повесить на доску или вывести эту схему на экран???
(Один ученик выходит к доске и записывает данное предложение по схеме).
Учитель: Докажите, что оно соответствует схеме.
Какой вид союза соединяет части ССП?
(О: Противительный).
(На экран выводится слайд 2)
Учитель: Найдите еще предложение, которое соответствует схеме на экране. Зачитайте его, пожалуйста.
Ответ: 7
Учитель: Какой здесь союз соединяет части сложного предложения? (соединительный).
Таким образом, мы уже сказали, что есть какие виды союзов?
(О: противительные и соединительные).
Слайд 3
Вывести на экран сначала противительные союзы, потом соединительные.
Учитель: Это все или есть еще один вид союзов.
(О: разделительные)
Вывести на экран (слайд3).
Учитель: А теперь найдите среди предложений 19-25 предложение с разделительным союзом.
(О: 24)
Учитель: Зачитайте его. Выпишите в рабочий лист.
(Один ученик записывает на доске.)
Учитель: Докажите, что это ССП? Почему нет запятой между частями ССП?
(О: все его части являются вопросительными).
Учитель: В этом же абзаце укажите еще одно ССП, в котором отсутствует запятая.
(Дети читают, один ученик записывает у доски ). Почему здесь нет запятой?
(О: есть общий второстепенный член).
В каких еще случаях не ставится запятая? (дети отвечают).
СЛАЙД №4 вывести на экран.
А теперь давайте попробуем сделать так, чтобы вначале предложения было вводное слово..
(Дети составляют устно).
Учитель: таким образом, ребята, мы, выполняя задания по тексту, составили памятку по ССП.
СЛАЙД№5
Выводится общая памятка на экране.
Учитель: Эта памятка поможет вам для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Учитель:Кроме заданий, связанных со сложными предложениями, в контрольно- измерительных материалах вам встречаются задания по теме «Словосочетание».
Вернемся к 9 предложению. Прочитаем его. Попробуем с данными словами, такими как: «прямота», «стойкость», «мужество» (мы их прикрепили к нашему эпиграфу) составить словосочетания трех видов (согласование, управление, примыкание) по схеме:
( СХЕМЫ ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ).
Сущ.+прил- согласование
Гл+сущ- управление
Гл+ нар.-примыкание.
Составляют и выходят записывать к доске. Остальные записывают словосочетания в рабочий лист.
(О: мужественный поступок, проявленное мужество, проявить мужество, выдержать стойко, переносить мужественно).
4. Творческая работа: письмо солдату
(раздать заготовки).
Учитель: употребив данные словосочетания и одно- два ССП, напишите письмо Герою нашего времени, солдату СВО.
Под музыку пишут письмо солдату. Читают (2-3 человека), складывают в конверт.
Учитель: эти письма мы отправим нашим солдатам, которые стойко, мужественно, отважно защищают нашу Родину и оберегают наш покой.
5. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что мы сделали сегодня на уроке?
Главная цель нашего урока- повторить тему по ССП.
Достигли ли мы цели?
Как символ героизма и мужества является георгиевская ленточка. Перед вами лежат кусочки ( элементы) георгиевской ленточки. Ребята, если цель урока достигнута, и мы смогли повторить с помощью художественного текста ССП, то давайте в память о героях прошлого и настоящего сделаем одну большую георгиевскую ленту.
(Оформляют доску георгиевской лентой).
Хотелось бы закончить урок еще одним эпиграфом ??? (тем же или новым «В жизни всегда есть место подвигам». (М.Горький)
И наша георгиевская лента как символ нашей памяти, связи поколений и воинской славы героям.
6. Выставление оценок. За урок оценку «5» получают….
7. Домашняя работа (вывести на экран).
Повторить в учебнике п…..
Используя памятку по ССП, подготовиться к контрольной работе.
А наш урок окончен! Спасибо за работу!