СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка содержит разработку открытого урока по ОРКСЭ с разнообразными видами работ. Урок получил по оценкам экспертов 79 баллов из 80-ти возможных

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"»

Технологическая карта урока по ОРКСЭ


Класс: 4

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: Зачем творить добро?

Тип: Ознакомление с новым материалом.

Цель: создать содержательные и организационные условия для осмысления нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции и формирования понимания того, что творить добро – духовная радость.

Задачи урока, направленные на достижение

- личностных результатов: - обеспечить условия для развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; содействовать развитию умений видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло; способствовать развитию этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметных результатов:

регулятивных - создать условия для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

познавательных - включить обучающихся в деятельность, направленную на овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений;

коммуникативных - способствовать овладению навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, навыками смыслового чтения текста; создать условия для развития способности излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события;

-предметных результатов: создать условия для осознания, понимания и принятия личностью моральных ценностей, для понимания значения нравственности в жизни человека и общества.


Методы обучения:

Проблемно-поисковые

Практические

Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы православной культуры» (Кураев А. В.), ПК, карточки с заданиями (приложения 1-6), аудизапись «Дорога добра» (из м/ф «Маленький Мук»).

Планируемые результаты:

Предметные:

усвоение новых понятий, умение ими пользоваться; осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.

Метапредметные:

познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий:

самоотверженность, святой, добро и зло, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, предвидеть возможности получения конкретного результата, способность осознавать то, что усвоено на уроке;

коммуникативные: умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям, стремление совершать добрые поступки.























Ход урока:

I.Организационный момент.  Создание благоприятного эмоционального фона

Учитель. 

В жизни по-разному можно жить –   

Можно в беде, а можно в радости.

                   А можно так:  На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать  

                   И подарить его людям.

- Улыбнитесь друг другу, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица тем самым вы показываете готовность работать в группах, с интересом выслушивать мнение каждого, высказывать своё. А я пожелаю вам удачи на уроке.


2. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.


- Ребята, послушайте притчу «О Добре и Зле»

Притча о Добре и Зле.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на Земле?

- Сильнее я, - сказало Зло.

- Кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю,

Земные блага подарю:

Машины, деньги, мощь и власть.

Пусть насладятся жизнью всласть!

Добро сказало: - Может быть.

Но только я могу любить.

Хоть за душою ни гроша,

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

- Спасибо, девочки, присаживайтесь на свои места

Предлагаю ответить на вопросы.

-О чём притча, которую вам рассказали ребята?

Какова её основная мысль?

-Кто уже понял, какая тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы сегодня узнаем, чему научимся?

-Можно ли за один урок научиться быть добрым, творить добро?

- Сколько времени понадобится для этого?

- Правильно, вся жизнь.


3. Работа по теме. Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы.


а) - Для начала заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. У вас на партах лежат листочки с толкованием этих слов по словарю Ожигова. Прочитайте про себя. (Потом вслух.)

С.И.Ожегов: Добро всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

б) 2.Работа со смайликами.

У. - На столе – кружок. Возьмите карандаш (фломастер) и изобразите добро (рисунок, схема, знак-символ )





У. - Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ)




У. - Вспомните уроки русского языка, что вы можете сказать про слова ДОБРО-ЗЛО? (антонимы)

- Отложите пока ваши получившиеся смайлики на край парты, позже мы к ним еще вернемся.

в) Знак гармонии и борьбы противоположностей.

У. - Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

— знак гармонии и борьбы противоположностей. Объясните его с точки зрения нашей темы.

Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.

г) У. - Теперь вам предстоит работа в группах. (Работа с пословицами по группам)

У. Задание - собери пословицу и объясни её смысл.

1 группа

Доброе слово человеку- что дождь в засуху

2 группа

Доброе дело без награды не остается

3 группа

Не хвались серебром, а хвались добром

4 группа

Доброе дело два века живет


У. -Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

-На этот вопрос однозначно ответить сложно.

- Вспомните русские народные сказки, что еще в далеком прошлом поняли наши предки? Чем всегда заканчивается сказка, (добро побеждает зло).


Актуализация знаний

У. - Вспомните золотое правило этики….

Есть люди, которые не придерживаются этого правила. Как их принято называть? ( эгоисты). Кого мы называем эгоистами? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других им нужды нет.

У. - ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.


III. Первичное закрепление


  1. У. - У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Давайте узнаем что это за причины. Поработаем с учебником стр.68


Работа по учебнику с.68. Читают со слов ….И до слов то он сам будет добр к людям. Самостоятельно


2. Анализ текста.

У. – Назовите первую причину

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Что ответил Христос?

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

Любил он Иисуса Христа? А можно предавать того кого любишь?
(нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь). Прочитайте, что говорил Христос. 
-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

   Добро- хорошие поступки, добрые дела.

Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?( Работа с учебником. Чтение вслух 1-2 ученика)

У. – Дайте определение самоотверженности по учебнику

- Назовите вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро и не эгоистами? (необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают  радость оттого, что  помогают  другим  людям, творят  добро  во  благо  других. Таких людей называют святыми.)


- История хранит немало примеров самоотверженности. Так известный польский педагог Януш Корчак, шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками.


Первичное закрепление. Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.


а) Игра "Волшебное кресло"

Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями. Мой обычный стул сегодня превратился в волшебное кресло. Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка) Повторяй волшебные слова: «На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята называют добрые поступки, черты характера этого человека.

Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

  • А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод: Не стесняйтесь говорить добрые слова. Это приятно и тому, к кому они обращены, и тому, кто говорит. (слайд 24)

- Ребята, есть правила дорожного движения, правила безопасности и много других правил. А как вы думаете, есть ли правила добра?

б) Игра «Найди пару»

На доске вразнобой висят таблички с началом и окончанием правил.

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.


в) И вновь работа в группах. Образуйте 4 группы. Задание – Составить синквейн, где ключевыми словами будут наши сегодняшние определения ДОБРО – ЗЛО (Листочки для составления- на партах)


Рефлексия Цель: создать условия для определения степени успешности

У. – Ребята, помните, вы вначале урока изобразили смайлики – ДОБРО и ЗЛО?

- Возьмите ЗЛО и теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

(Учитель проходит по рядам с коробкой. Затем выбрасывает «зло»)


- А теперь предлагаю вам придумать продолжение предложений. (листочки по порядку показываю)

    • Сегодня я узнал(а)...

    • Я понял(а)...

    • Я научился (лась)...

    • Было интересно...

  • Мне захотелось...

Итоги урока. Цель: выяснение достигнутых результатов

У. - Вспомните вопросы, которые вы ставили в начале урока. Попробуем на них ответить. (отвечают)


Учитель включает песню «Дорогою добра» (аудиоролик)


Стихотворение. Читает Арина

Люди! Я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!