СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Осанка человека. Причины её нарушения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Осанка человека. Причины её нарушения"»

Тема урока: «Осанка человека. Причины ее нарушения».

Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья, рассказать о значимости правильной осанки для внешнего облика, выявить причины и разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки; формировать у учащихся навыки работы с КИМ, с заданиями по данной теме.

Задачи:

- раскрыть условия правильного формирования осанки, научить выполнять задания по данной теме.

- развивать умения применять полученные знания в жизни, логически мыслить, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной формах.

- воспитывать чувство товарищества, умение работать в паре, интерес к своему здоровью.

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки, сборник КИМ по биологии 2024 год.

Личностные УУД: развитие интеллектуальной сферы обучающихся; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья

Познавательные УУД: на основе наблюдения определять нарушения осанки; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения; сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, сотрудничать с учителем, обучающимися, владеть монологической и диалогической речью. Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку.

2. Проверка отсутствующих

II. Актуализация знаний

1. Работа у доски по карточкам (3 чел.)

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать у доски и выполнить задания, которые могут встретиться в итоговой аттестации. Карточка №1 - установить соответствие между организмами и царствами. Карточка №2- установить последовательность систематических таксонов. Карточка №3- вставить пропущенные элементы в текст.

2. Фронтальный опрос по теме: «Эндокринная система»

- Ребята, какую систему организма мы изучали на последних уроках?

(Эндокринную систему)

- Какие органы составляют эндокринную систему человека?

- Какие железы относятся к железам внешней секреции?

- К железам смешанной секреции?

- Какие железы являются железами внутренней секреции?

- Что вырабатывают железы внутренней секреции?

- Какой гормон вырабатывают надпочечники?

- В состав какого гормона входит йод?

-Какой железой вырабатывается гормон тироксин?

- Какое заболевание вызывается низкой активностью гипофиза?

- А гиперфункцией гипофиза?

3. Проверка ответов у учащихся. (Слайд 1-3)

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, правильно ли выполнил задание ___________? ________________?___________________?

(Анализ заданий с пояснением.)

III. Целеполагание, постановка проблемы.

- Ребята, а можете ли вы выполнить это задание?

(Задание из сборника КИМ. Вариант -3 №22 (Слайд – 4))

( Нет)

- Почему? (Данная тема не изучена.)

Прочитайте внимательно вопросы к рисунку.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(об осанке)

- Ребята, сформулируйте тему и цель урока.

(Тема урока: «Осанка человека. Причины ее нарушения») (Слайд – 5)

(Цель урока - познакомиться с новыми терминами, узнать о нарушениях осанки, о способах ее коррекции и т.д.)

IV. Изучение нового материала

1. Работа в тетради

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.

2. Рассказ учителя

За последние годы в России значительно возросло количество хронических неинфекционных заболеваний, в том числе и заболеваний опорно-двигательной системы. Наиболее распространенными из них являются сколиоз, лордоз, кифоз. Это виды деформации позвоночника.

- Сегодня мы с вами познакомимся с этими понятиями: лордоз, кифоз, сколиоз, осанка.

(Обратить внимание на правильность написания терминов на экзамене.)

Первое понятие – осанка. (разместить на доске)

Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка». В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека».

Запишите в тетради определение осанка -

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении.

Осанка может быть правильной и неправильной. (Слайд 6-7)

-Ребята, подумайте и скажите, что может привести к нарушению осанки?

(Ответы учащихся)

3. Работа с учебником

Нарушения осанки (стр. 119- 120)

Запишите в тетради: Причины нарушения осанки.

  • Неполноценное питание

  • Недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов

  • Неравномерное распределение нагрузки на тело

  • Не тренированность мышц

  • Неправильная посадка за партой, столом.

За осанкой необходимо следить всю жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается.

- Ребята, запишите в тетради определения видов деформации позвоночника.

Кифоз - прогиб позвоночника назад. ( Слайд -8-9)

Лордоз – прогиб позвоночника вперед. (Слайд – 10-11)

Сколиоз - искривление позвоночника в сторону (боковое) (Слайд -12-13)

4. Практическая работа

Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

  1. Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки. (выполняют все учащиеся)

  2. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная. (выполняет 1 уч.)

- Как же предупредить искривление позвоночника?

  1. При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно.

  2. Младшим школьникам носить учебники в ранце. За спиной.

  3. При движении тело следует держать прямо, равномерно опираясь на ноги.

  4. Сидеть за столом, партой правильно. (учебник, стр. 121. Правила посадки.)

V. Систематизация знаний.

- Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?

Вывод: Правильная осанка – залог здоровья человека. Для профилактики искривлений позвоночника надо вести подвижный образ жизни, правильно питаться, следить за осанкой и положением, в котором мы проводим большую часть времени. Обратить внимание на свое рабочее место. Осанка не развивается сама по себе, а формируется с детства.

- Ребята, скажите, а сейчас вы можете выполнить задание № 22? (Слайд -4)

-Как называют нарушение осанки, изображенное под номером 2? (Лордоз)

- Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека. (лишний вес, плоскостопие, рахит, вывихи тазобедренных суставов, генетическая предрасположенность, неправильная постановка корпуса при ходьбе, быстрый рост)

VI. Закрепление материала

  1. Повторение терминов: лордоз, кифоз, сколиоз.

  2. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

  3. Взаимопроверка.

VII. Итог урока

1. Выставление отметок.

2. Домашнее задание.

Изучить 24 параграф, выучить определения в тетради, выполнить задания в сборнике КИМ, В- 3,7,16 №22

VIII Рефлексия

Ребята, мы достигли поставленной цели?

(познакомиться с новыми терминами, узнать о нарушениях осанки, о способах ее коррекции и т.д.)

- Кому бы вы хотели рассказать о том, как важно соблюдать правильную осанку?