Тема урока: «Плоды и их классификация»
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов.
Задачи: предметные .1. сформировать у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии.
2.продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;
3. подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
-метапредметные: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями, стимулировать развитие познавательного интереса, развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать плоды по особенностям строения.
-личностные: продолжить экологическое воспитание на примерах значения плодов в жизни растения, содействовать формированию идеи бережного отношения к природе, развивать коммуникативные умения обучающихся.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний.
По способу организации деятельности: индивидуально – групповой.
По ведущему методу обучения: проблемно - поисковый.
Формы работы учащихся: индивидуальная: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, экран, медиапроектор.
Лабораторное оборудование: муляжи плодов и натуральные плоды и семена: банан, яблоко, груша, виноград( изюм), семена подсолнечника, фасоли, гороха, перец болгарский, мандарин, апельсин, грецкие орехи, кочан капусты. Коллекция семян и плодов
Прочее оборудование: таблицы, учебник, рисунки,
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу улыбнемся друг другу.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
А удача нам сегодня очень нужна,
2 Актуализация знаний
(Учащиеся слушают стихотворение и отгадывают слова).
У растений орган есть,
Что нельзя и глаз отвесть!
Самый яркий и заметный,
Ароматный, разноцветный.
Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!
(Демонстрация слайд-шоу цветов под музыку )
Учитель: Цветы превращают нашу жизнь в радостный праздник. А какие они очень красивые и такие разные!
- Ребята, давайте вспомним ,что такое цветок?( видоизмененный укороченный побег, служаший для семенного размножения)
- Перечислите главные части цветка!(пестик и тычинки)
- Какое строение имеет завязь цветка?( это утолщенная часть пестика с замкнутой полостью внутри, в гнездах завязи находятся семизачатки, из которых потом развиваются семена)
- Что такое соцветие? Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов.
Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы.
- Какова основная функция соцветий? – служит для привлечения насекомых-опылителей
--Какие соцветия вы знаете(метелка(виноград), кисть(черемуха), корзинка(астры),колос(подорожник) и др
-Как вы думаете, какую роль играет цветок в жизни растений? . Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.
Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы.
Сформулируем вывод: цветок – это орган семенного размножения.(Молодцы)
Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны? Ну что же, отправимся в путь.
– А на каком виде транспорта? – Отправимся в путешествие на поезде.
Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки"; во втором ряду – в вагон №2 – – «Крепкие орешки». Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям
Состав подан.. Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший работу по карточкам, приобретает билет и право на посадку.( выполняют работу по карточкам) Тест № 1 по теме «Цветок».
1.Цветок – это:
A) околоцветник; Б) яркий венчик;
В) видоизмененный побег Г) часть стебля.
2.Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
А) цветоложе; Б) пестик;
В) цветоножка; Г) тычинка.
3. Частью околоцветника является:
А) венчик; Б) тычинки;
В) пестик; Г) цветоложе.
4. Венчик состоит из:
А) пестиков; Б) тычинок;
В) лепестков; Г) цветоложе.
5. Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
А) тычинка; Б) пестик;
В) околоцветник; Г) цветоножка.
6. Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
А) раздельнополые; Б) обоеполые;
В) двудомными; Г) ветроопыляемыми.
7.К какому типу соцветия относится подсолнух?
А) Корзинка Б) Початок В) Зонтик
8. Как называется соцветие, главная ось которого укорочена, цветки сидячие или цветоножки плохо развиты?
А) Головка Б) Щиток В) Зонтик
Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.
(Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».)
3. Мотивационно- ориентировочный( Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели, показав слайд с изображением фруктов, овощей и анаграмму:))
ИШНЯВ, БЯОКЛО, АВТЫК, РЕЦОГУ
Что за странные слова на слайде, что спрятано за этими словами?
О чем пойдет речь на уроке?
Каким общим словом можно назвать фрукты и овощи? (Это плоды)
- А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Что вы хотели бы узнать о плодах? Итак, сегодня мы будем говорить о плодах.
Откроем тетрадь, запишем число и тему урока.
Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить?
- Что такое плод?
- Узнать, из чего образуется плод.
- Рассмотреть Классификацию. Примеры плодов.
Из каких источников мы можем это узнать?(Верно, это можно узнать из учебника, из ЭОР, интернета)Учащиеся самостоятельно изучают пункт в учебнике
4. Открытие новых знаний 1 сстанция «Познавательная»
- Что же такое плод? сформулируйте определение понятия «плод»(, Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена) записать в тетрадь. Плод , ребята, состоит из околоплодника и семян.
А теперь, давайте попробуем решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к какой части растения это отнести? Определим, что же это за часть растения?
- Кочан капусты
- Шишка ели
- Клубень картофеля
- Морковь
Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Это почка – часть побега.
Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.
Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля.
Морковь – это корнеплод, где в запас откладываются питательные вещества.
- Как же происходит образование плодов? (2 мин)
(Вспомните строение цветка, какие части цветка принимают участие в образовании плодов?)пестик , тычинки
( Слайд: цветок яблони – плод яблони)
Как связаны между собой эти органы растений? Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
( Опыление, оплодотворение)
Что такое опыление? Где созревает пыльца?() Куда она должна попасть?
(перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика) слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод. Мы сказали, что плод состоит из околоплодника и семян, а Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
- А какие важнейшие функции плода? (защита и распространение семян) Откроем учебник, параграф 16, стр.82 найдем ответ и запишем в тетрадь
2 станция «Экспериментальная» Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.
Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.(4 мин)
Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
Почему? (оболочка плода жёсткая)
Какие изменения произошли с плодами после того, как вы их прокололи? ( из некоторых плодов вытекает сок)
Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.
- Ребята, сколько косточек- семян у мандарина? А у сливы?
Скажите, как ещё мы можем классифицировать плоды, по каким признакам? ( односемянные и многосемянные)
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
По количеству воды в околоплоднике; ( сочные и сухие)
По количеству семян; (односеменные и многосеменные)
По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный или сборный ( малина). Соплодие образуется из целого соцветия, в результате срастания их в единое целое(ананас)
3 станция «Сортировочная» - Итак, посмотрим на какие группы делятся плоды. Открываем рабочие тетради.
Разнообразие плодов очень велико.У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся
1 группа: познакомиться с особенностями строения ягодовидных плодов.
2 группа: познакомиться с особенностями строения костянковидных плодов
3группа:познакомиться с особенностями строения ореховидных плодов.
4 группа: познакомиться с особенностями строения коробочковидных плодов. (Демонстрация слайдов)
Сочные плоды Сочные плоды имеют хорошо развитую мякоть, в крупных клетках которой накапливается много воды, углеводов, витаминов, органических кислот и различных ароматических соединений У сухих плодов околоплодник кожистый или деревянистый.
Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутриплодов находится много мелких семян.Смородина, виноград.
Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.Яблоко, рябина, груша.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).
Померанец или гесперидий– ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин). многосемянный плод с плотной кожурой, внутренний слой околоплодника состоит из долек с жидким соком
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива). Многокостянка соплодие, состоящее из костянок, расположенных на разросшемся цветоложе
Сухие плоды:
Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).
Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом. (дуб).
Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник, одуванчик).
Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница, рис).
Крылатка -на поверхности околоплодника имеется кожистый или перепончатый крыловидный вырост, который способствует планированию плода (ясень, клен, береза
Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).
Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак, тюльпан).
4 станция «Спортивная» - Ну что устали? Давайте немножко отдохнем. Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.
5. Закрепление 5 станция «Практическая» 1. Лабораторная работа «Классификация плодов»
Цель: изучить и классифицировать плоды.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.
Задание:
Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.
Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод |
1. Сочный | 2. Сухой | 3. Односемянной | 4. Многосемянной |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Конкурс загадок о плодах.
1. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину
Из плодов он тверже всех,
Называется….(орех)
2.В старой сказке овощ этот,
Стал для Золушки каретой. (тыква)
3.Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
4 .Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
5. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Эти ягоды все знают
Нам лекарства заменяют
Если вы больнв ангиной,
Пейте на ночь чай с ( малиной)
- Определите Как называются плоды на рисунке под цифрами 1-6?
Учитель: А теперь посоревнуемся. Какие сказки связаны с растениями и их плодами вы знаете? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
Плод стручок – “Мужик и медведь” (репка).
Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари(вишенка).
Задание: разобрать семена и определить, какому растению они принадлежат, можно использовать, нюх, вкус, и осязание. (Приглашаются два человека из команд, завязывают им глаза)
На 2 тарелочках насыпаны семена: подсолнечника, гороха, тыквы, фасоли,укропа, пшеницы,
Конкурс №5 «Волшебная коробочка»(вносится красивая коробочка или шкатулка, корзиночка в которой спрятан какой либо плод). Рассказывается история этого плода или даётся описание.
У меня в коробочке спрятан сочный плод, внутри у него имеются твердые семена- косточки. Удивительная история об этом чудесном плоде… (Было - это много лет тому назад. Однажды любимый слуга одного из кавказских царей Хосрова за какую-то провинность попал в немилость к царю и его бросили в тюрьму, предложили в качестве пищи выбрать один единственный плод. Слуга выбрал этот…
Все очень удивились, но слуга объяснил свой выбор так.
« Аромат этого плода будет веселить мне душу, кожура плодов и семена будут полезны для сердца, в мякоти я найду пищу, а сок утолит мне жажду». Какой плод выбрал слуга?).
(Ответ Лимон). Достаём из коробочки лимон. Дарим команде и приглашаем попить чай с лимоном
-Старинная народная пословица гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так ли это?
На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто знает, как распространяются плоды и семена? (Просмотр слайдов)
. Выводы
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.
6 Рефлексия. Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка
- Каковы были цели нашего урока?
- Достигли ли мы их?
- Оцените свой вклад в достижение этих целей.
Что узнали? Чему научились?
Что было самым интересным на уроке?
Понравился урок, потому что
.На уроке я работал …
.Урок для меня показался …
.За урок я
Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за выполнение за работу на уроке.
8 . Задание на дом пр.16
Слова учителя. Хочу я закончить урок словами Д.И. Писарева.
«Знания составляются из мелких крупиц ежедневного опыта»
Сегодня мы с вами получили крупинки новых знаний, и очень хотелось мне, чтобы этих крупинок у вас было достаточно много. И чтобы вы стали коллекционерами крупинок знаний. Спасибо за работу на уроке.